Примерное время чтения: 7 минут
347

Высокая трагедия на современный лад. Режиссер – о спектакле «Космос»

Главный режиссер театра Арсений Фогелев.
Главный режиссер театра Арсений Фогелев. / Денис Яковлев / Краснодарские известия

Пьеса современного драматурга Алексея Житковского «Космос»: о первой премьере 103-го сезона в Краснодарском театре драмы - рассказывает главный режиссер театра и постановщик спектакля Арсений Фогелев.

Пьеса, которая цепляет

Анастасия Громовикова: Арсений, как вы считаете, все бытовые современные пьесы похожи друг на друга?

Арсений Фогелев: Все пьесы вообще похожи друг на друга по большому счету. Не так много сюжетных вариаций. Структурно пьеса «Космос» мне кажется традиционной, подобных ей в этом смысле много и среди современной, и среди классической драматургии. Другой разговор - по каким правилам игры все это подается зрителю. В этом прелесть театра.

- Почему именно Алексей Житковский?

- Со мной крайне редко случается, что я ставлю то, от чего после прочтения сразу же получаю удовольствие. Обычно, пусть это даже отличные тексты, но не подходят по тем или иным причинам для постановки или же как-то быстро забываются. С Житковским поначалу была похожая история. Как с драматургом я с ним познакомился, прочитав известную его пьесу «Горка». Алексей - крепкий состоявшийся драматург, до этого момента не представленный в театрах Краснодара.

Мое близкое знакомство с ним и с самим «Космосом» произошло гораздо позже на лаборатории под руководством Адольфа Шапиро, в которой я участвовал. Можно сказать, там уже началась работа над разбором этого материала.

- Что вы для себя, как для режиссера, нашли цепкого в этой пьесе?

- Если кратко пересказывать сюжет, то это история о простой учительнице маленького провинциального города - Татьяне Викторовна Гизатуллиной. Она преподает в школе, которую и сама некогда закончила; она вдова - была замужем за своим одноклассником, погибшим во время боевых действий; так и не нашла себе спутника жизни, хоть с того трагического момента прошло уже более 20 лет; воспитывает сына, мечтающего стать музыкантом. А вообще у нее все хорошо и ладно, казалось бы. Но тут она узнает, что в ее родную школу приезжает ее одноклассник Сергей Лысов, который уже дважды за жизнь покорил космос и готовится совершить этот подвиг в третий раз. На нее нахлынывают вдруг мысли о себе сегодняшней, о смысле своего существования, о надежде на нечто большее. И надежда эта заключается в образе этого самого космонавта, некогда ухаживающего за ней в школе, возможно, когда-то влюбленного в нее. В общем, Татьяна Викторовна активнее всех горожан готовится к встрече с ним.

Пьеса зацепила меня тем, что попала в меня не как в режиссера, а как в человека. Я увидел вещи, которые меня тревожили и, скорее всего, продолжают тревожить. Если говорить конкретно, то я уловил некие параллели смыслов пьесы и истории жизни моей мамы. Все практики театра вам скажут, что нужно выбирать темы, которые цепляют, иначе, зачем говорить о том, к чему ты равнодушен или что не касается твоего жизненного опыта. И раз говорится, что все идет из детства, то я признаю, что линия судьбы одной из главных женщин в моей жизни - моей мамы - сильно во мне откликается и сегодня.

Как режиссеру, мне вообще импонируют истории про сильных женщин, истории осмысленные, глубокие, с некими аллюзиями, например, на древнегреческую трагедию. И в «Космосе» я все это для себя нахожу.

Широкие мазки типажей и обстоятельств

- В пьесе довольно предметно описан мир обычного маленького человека. Важна ли для вас эта тема в работе над спектаклем?

- Мы все - маленькие люди. Я увидел в пьесе как раз широкие мазки типажей и обстоятельств. При всей конкретике каких-то бытовых подробностей, прописанных автором, история состоит из собирательных образов, мир выглядит довольно-таки условным. И эта условность будет воплощена на площадке. Это будет не бытовая и, возможно, не линейная передача истории, а некая альтернативная вселенная, в которой предстают вот такие похожие на нас с вами - маленьких людей - герои.

- Как думаете, почему место действия в пьесе - город Бугульма. И в чем он - космос бугульминской обыденности?

- Мне кажется, что чем меньше человек, чем сильнее он занесен в некую глубину, - парадокс - тем яснее может быть его мнение о том, что мир не замыкается в пределах его городка или села. Появляются экзистенциальные вопросы и сомнения - не может же все на свете заключаться в знакомых с детства пейзажах... А дальше возникают порывы что-то сделать: изменить себя или хотя бы попробовать выйти за пределы этой глубинки в большой мир.

Какая моя жизнь, кто есть я сам? Наверное, этот вопрос - о космосе.

Над Татьяной Викторовной так же нависает вопрос: «Доволен ли ты теми обстоятельствами жизни, в которых живешь?» Как и над героями произведений Николая Васильевича Гоголя, Антона Павловича Чехова...

Почему человека сводят с ума - во всех смыслах этого выражения - его тревоги о собственной ценности и нужности этому миру? Может быть, потому что он вдруг понимает, что не готов мириться с той действительностью, по течению которой он покорно плыл долгое время. И именно об этом задумывается главная героиня. Неужели она - обычный провинциальный человек - не заслуживает хоть ненадолго вырваться из своего макрокосмоса и прикоснуться к той самой заветной «гоголевской шинели»?

- Что символизирует собой понятие космоса в этой истории?

- С одной стороны, космос здесь - символ бесконечности: возможностей, вариантов проживания жизни одного и того же человека, надежд на чудесное спасение. А с другой стороны, космос - это та самая звенящая бездонная тишина, которая и манит, но и пугает неизвестностью - а есть ли там жизнь? Космос Татьяны Викторовны - мир ее фантазий, он куда красочнее и привлекательнее обыденности. А вот справедливо ли это?

Фигура простой учительницы, противящаяся абсурду обстоятельств, приобретает облик героя трагического, становится центром высокой трагедии.

- В чем сила и слабость героини пьесы?

- Чем хороша героиня - тем, что она бросает вызов империи. Она единолично идет против этого мира, следуя за вдруг возникшим в ней порыве героического характера. Слабость же этой героини в неразрывной, исконно-родовой что ли, ее связи с той самой империей, от которой она мечтает сбежать - в мире ли своих фантазий или же в надеждах на реальный побег с космонавтом.

Под понятием империи, я имею в виду те удобные всем, негласно принятые правила игры, по которым невозможно не жить: где родился, там и пригодился, знай, сверчок, свой шесток и так далее. И есть ощущение, что от некоторых вещей, как от этих пословиц, осталась лишь форма, а содержание оказалось чем-то вроде пережитка прошлого, если не потерянной реальностью давно минувших дней. Нам тяжело отказаться от принятия этого на каком -то подсознательном уровне. Даже если мы этого вполне осознанно желаем и к этому стремимся.

- Пьеса довольно ироничная, но, по вашему, какого рода эта ирония? Для чего она здесь?

- Ирония здесь как неотъемлемая часть выживания: если к тому, что мы видим вокруг, относиться без иронии совсем, то можно просто сойти с ума. Если бы Татьяна Викторовна без иронии жила последние двадцать лет, похоронив мужа, с которым ей и жилось-то, в общем, не сладко, упустив всякие связи с собственным сыном, видя изо дня в день один и тот же путь из дома в школу и обратно... Это была бы драма о маленьком, даже ничтожном человеке. Но эта героиня про себя все понимает, поэтому возникает здоровая, живая ирония, которая дает толчок другому жанру - трагикомедии. И здесь уже фигура простой учительницы, противящаяся абсурду обстоятельств, приобретает облик героя трагического, становится центром высокой трагедии.

Премьерные показы макротрагикомедии «Космос» состоятся 15, 16, 17 и 18 сентября на малой сцене театра драмы.

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Опрос

Собираетесь ли вы снова вакцинироваться?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах