23 ноября на сотом году жизни скончался Никита Павлович Симонян — уникальный человек, футболист и тренер, оставивший яркий след в мировом футболе. Уход Никиты Павловича – это большая потеря для всего спортивного сообщества. Его пример будет вдохновлять будущие поколения футболистов и тренеров. Его имя навсегда останется в истории футбола как синоним таланта, трудолюбия и преданности.
Мкртыч стал Никитой
Память о Никите Павловиче Симоняне навсегда останется в сердцах миллионов болельщиков, для которых он был не просто футболистом, а символом эпохи. Его имя неразрывно связано с историей московского «Спартака», с золотыми страницами советского футбола. Он был тем игроком, который умел зажечь на поле искру, вдохновить партнеров и подарить зрителям незабываемые эмоции. Его техника, скорость и голевое чутье восхищали, а его преданность клубу и стране вызывали глубокое уважение.
Чуть больше месяца назад, 18 октября, Никита Павлович вышел на поле и нанес первый удар в матче главного для себя клуба — московского «Спартака». А теперь пришло грустное известие о смерти великого футболиста, тренера и функционера.
Но легенду отечественного футбола хорошо помнят и на Кубани. Родился Мкртич Погосович Симонян в Армавире в 1926 году, в самый разгар ленинской новой экономической политики, в семье обувного мастера, специализировавшего на чувяках. В родном городе его помнят и чтут — в 2020-м году один из стадионов Армавира назвали в честь Симоняна, ранее сам он стал почетным гражданином.
Когда будущему форварду было четыре года, родители вместе с ним переехали в Абхазию — здесь Симонян влюбился в футбол, сделал в нем первые шаги и стал... Никитой. Мало кто знает, но в детстве Никита прекрасно играл на трубе в школьном духовом оркестре и был там первым трубачом. Он мог бы стать музыкантом, но выбрал спортивную карьеру
«Может быть, уже тогда родился во мне форвард? Не знаю. Во всяком случае, родился Микита, Микишка. Родители дали мне имя Мкртыч. Но попробуй выкрикни его на поле в азарте игры. Пока произнесешь, спотыкаясь о пять согласных, мяч окажется у противника.
— Почему меня так неудачно назвали? — спрашивал я отца.
— У тебя красивое имя, — отвечал он. — Мкртыч значит креститель.
Меня это совсем не утешало, да и улица не замерла бы в почтении перед таким переводом. Она окрестила меня по-своему: «Микита». «Микишка! Бей!», — вспоминал Симонян в своей книге «Футбол — только ли игра?».
Хоть во время войны жил будущий футболист в Сухуми, до которого немцы не дошли, но горя, как и все советские люди, хлебнул. Однажды во время бомбардировки серьезно ранило его отца, который полгода пролежал на больничной койке. В семью с фронта принесли похоронку на двоюродного брата.
Главная команда
Футбольный бог не обделил талантом шустрого парнишку — он быстро показал себя на юношеском уровне, став чемпионом Грузии. Пробился в основной состав «Динамо» Сухуми, но не успел сыграть в нем ни одного официального матча — в двух товарищеских встречах с московскими «Крыльями Советов» сухумцы взяли верх, а все голы забил Симонян. После этого его пригласили в Москву. Три года играл нападающий в «Крыльях Советов», пока клуб не расформировали. После этого его хотело получить московское «Торпедо», «Динамо» Тбилиси, но сам форвард мечтал лишь о «Спартаке», в котором оказались тренеры, пригласившие паренька из Сухуми в Москву.
«Московские „Крылья Советов“ были расформированы решением высшего руководства партии. А я по решению руководства должен был перейти в „Торпедо“. У меня даже была встреча с Иваном Лихачевым, тогда директором завода ЗИЛ. Но опять же, несмотря на все уговоры, я принял решение и перешел в „Спартак“. Во многом на мое решение повлияло то, что в „Спартак“ тогда перебрались мои бывшие тренеры Горохов и Дангулов. У Горохова я вообще жил тогда. Три года прожил у него в полуподвальном помещении, практически в чулане. Спал на сундуке. Вот так в „Спартаке“ и оказался», — писал Никита Симонян.
«Спартак» стал главным клубом в жизни нападающего — в его составе он четырежды стал чемпионом СССР. А, окончив игровую карьеру, Никита Павлович в 33 года возглавил красно-белых и дважды приводил его к золотым медалям уже в качестве тренера. В 1973 Никита Симонян стал наставником ереванского «Арарата» и в тот же год команда оформила золотой дубль — выиграла чемпионат и Кубок СССР.
В 80-е годы бывший нападающий перешел на административную работу, был начальником сборной СССР, затем вице-президентом РФС — этот пост занимал до конца жизни.
Последний олимпионик
В сборной Советского Союза Никита Симонян провел 20 матчей, в которых забил десять мячей — но какие это были голы и игры! В 1954 Никита Павлович дебютировал в составе национальной команды. И в первом же матче дубль Симоняна помог нашим разгромить шведов со счетом 7:0. Через два года вместе со сборной он выиграл «золото» Олимпиады. В финале не мог выйти на поле молодой советский талант Эдуард Стрельцов — Симонян хотел отдать ему свою награду, но торпедовец ответил «Спасибо, Никита, но медали у меня еще будут». Эдуард ошибся — в его жизни было больше драмы, нежели спортивных достижений. Когда СССР побеждал на чемпионате Европы 1960 года, Стрельцов сидел в тюрьме.
В 1958 СССР впервые сыграл на чемпионате мира и первый гол советской сборной в турнире забил именно Никита Симонян — в ворота англичан.
30 октября 2025-го, после ухода из жизни французского велогонщика Шарля Коста, Никита Павлович стал старейшим живущим олимпийским чемпионом на планете. Но, к сожалению, всего на три недели. Хотя дожить практически до ста — уже достижение.
«Честное слово, сам не понимаю, в чем тут дело. Было бы неправильно говорить, что я особый режимщик и не пил ни грамма спиртного. Но я не злоупотребляю, могу выпить в компании рюмку-две. Здоровью это не мешает. Надо бы обратиться к папе и маме, что родили такого сына», — объяснял Никита Павлович секреты своего долголетия в интервью «Чемпионату».
Никита Павлович был не только выдающимся спортсменом и тренером, но и замечательным человеком. Его отличали скромность, интеллигентность и доброжелательность. Он всегда был готов прийти на помощь, поддержать советом и поделиться своим жизненным опытом. Он был настоящим патриотом своей страны, преданным своему делу и своим друзьям.
Светлая память о Никите Павловиче Симоняне навсегда останется в наших сердцах. Его вклад в развитие футбола, его яркая личность и его человеческие качества будут служить примером для многих поколений. Прощание с Никитой Симоняном состоится 27 ноября 2025 года на стадионе «Лукойл Арена».