Примерное время чтения: 8 минут
186

Пусть МОК думает. Ждут ли наших спортсменов на Олимпийских играх?

«АиФ-Юг» № 7 15/02/2023
Многие международные федерации по зимним видам спорта решили не допускать российских и белорусских спортсменов к турнирам, поэтому выступают наши атлеты на внутренних стартах, либо соревнуются с коллегами из дружественных стран.
Многие международные федерации по зимним видам спорта решили не допускать российских и белорусских спортсменов к турнирам, поэтому выступают наши атлеты на внутренних стартах, либо соревнуются с коллегами из дружественных стран. Пресс-служба федерации бобслея России

Год назад российские спортсмены выступали на Зимних Олимпийских играх в Пекине. Те старты стали едва ли не последними международными для наших атлетов. О том, где тренируются и как соревнуются российские спортсмены в новых условиях, попадем ли мы на следующую Зимнюю Олимпиаду и о многом другом «АиФ-Юг» рассказал директор регионального центра спортивной подготовки по зимним видам спорта Петрос Гаспарян.

С кем соревнуемся?

Год назад сборная России принимала участие в Олимпийских играх в Пекине. Тогда соревновались уже с ограничениями - без флага и гимна. Но после начала специальной военной операции санкции на отечественный спорт усилились - многие международные федерации решили не допускать российских и белорусских спортсменов к соревнованиям. Так, без кубков и чемпионатов Европ и мира остались наши бобслеисты, лыжники, фигуристы, биатлонисты, да практически все. Есть и исключения - российские спортсмены продолжают выступать в теннисных соревнованиях.

Фото: Из личного архива/ Петрос Гаспарян

«В фигурном катании нас не допустили, видимо, только потому, что в сборной России нет трансгендерных спортсменов, - шутит Петрос Гаспарян, намекая на недавний чемпионат Европы по этому виду спорта, который запомнился большинству падением на церемонии открытия первой финской фигуристки-трансгендера».

Закрытый вход на традиционные турниры заставил искать альтернативы, в итоге сейчас россияне соревнуются со спортсменами из дружественных стран. Одновременно, по словам Петроса Гаспаряна, идет процесс формирования нового спортивного объединения.

«Международный олимпийский комитет в последнее время только политикой и занимается, хотя должен действовать по принципу «спорт без политики», - продолжает директор ЦСП. - Поэтому и обсуждается вопрос о создании новой спортивной организации, которая сможет объединить всех без исключения, даже непризнанные государства. А то сейчас, выходит, МОК - вне политики, а спортсмены из непризнанных стран на Игры приехать не могут. Конечно, создание такой общественной организации - дело непростое, нужно брать на себя обязательства по финансированию соревнований, организации. А сейчас это намного сложней, чем во времена Пьера де Кубертена».

Есть и проблемы, например, с призовыми - если раньше регионы четко прописывали, сколько спортсмен получит за победу на Чемпионате мира или Европы, то сейчас, когда федерации сами проводят альтернативные соревнования, такого нет.

досье
Петрос Ервандович Гаспарян - директор ГБУ КК «ЦСП по зимним видам спорта», заслуженный тренер России, заслуженный работник физической культуры Российской Федерации. В 2002 году избран председателем Федерации бобслея Краснодарского края и вице-президентом Федерации бобслея России. Также руководит региональными федерациями тенниса, горнолыжного спорта, фристайла и санного спорта. Награжден Почетным знаком «За заслуги в развитии физической культуры и спорта», медалями: Николая Озерова, «80 лет Госкомспорту России», «За заслуги в развитии олимпийского движения в России», «За выдающийся вклад в развитие Кубани» II и III степени.

Размер призовых определяют сами федерации. Например, Федерация фигурного катания России решила, что общий призовой фонд сезона составит солидные 100 млн рублей. Многие другие федерации решают поощрять спортсменов.

«И пока регионы не знают, как классифицировать соревнования, которые даже называются по-разному, - говорит Петрос Гаспарян. - Хотя федерации видов спорта стараются, направляют деньги на призовые, проводят солидные турниры. Еще один законодательный момент касается нас как ЦСП - мы занимаемся спортом высоких достижений, поэтому спортсмен у нас не числится за тренером, и наставник не получает за его подготовку призовые. Странно выходит, атлет закреплен за тренером, а вознаграждение за это в случае успеха воспитанника не получает. Пытаемся решить эту неразбериху, но пока так».

Без одолжений обойдемся?

Олимпийские игры - мечта любого спортсмена, поэтому некоторые россияне, узнав, что могут не попасть на них, решили поменять спортивное гражданство.

«Среди наших, кубанских атлетов, таких нет - и спортсмены, и тренеры у нас очень патриотичны, - говорит Петрос Гаспарян. - Они любят и свою малую родину Кубань, и нашу Россию, поэтому никто не уехал и не собирается. Можно, конечно, и другое объяснение предложить - талантливых спортсменов в разных видах у нас много, но таких, как в фигурном катании, где не попадающие в российскую сборную могут смело на медали претендовать, нет. Поэтому и предлагают фигуристам спортивное гражданство другие страны - перешла в сборную Грузии чемпионка Европы Анастасия Губанова, и для Грузии получить такого спортсмена - это реальный шанс на олимпийскую медаль. И это уже вопрос престижа страны».

Отстранение российских спортсменов тревожит уже не только их самих, но и МОК - в олимпийском комитете понимают, что вместе с Россией теряют крупный рынок, без наших атлетов соревнования становятся менее конкурентоспособными и, следовательно, менее интересными рекламодателям. Поэтому уже и МОК заводит речь о возвращении россиян и белорусов. И.о. президента Олимпийского совета Азии Рандхир Сингх рассказал, что уже создается система, которая позволит российским и белорусским спортсменам пройти отбор на Летнюю Олимпиаду в Париже в 2024 году и Зимнюю в Милане в 2026-м. Успеют ли россияне пройти отбор, если их все-таки допустят?

«Насчет отбора переживать не стоит - если будет принято принципиальное решение, то и механизмы найдутся, в МОК уже говорят об отборе на специальных Азиатских играх, - рассказывает Петрос Гаспарян. - Но дело в другом - сейчас наши спортсмены и тренеры между собой обсуждают даже не возможный допуск на Игры. А то, стоит ли соглашаться, если МОК вновь будет выставлять условия - выступать без флага, гимна, еще с какими-нибудь ограничениями. Да, для атлетов Олимпиада - это цель, вершина карьеры, но многие хотят не просто выступать там, а полноценно представлять свою страну».

По словам директора Центра спортивной подготовки, у международного олимпийского комитета сейчас голова по поводу возвращения россиян на Игры болит больше, чем у нас самих.

«Они думают, как бы нас вернуть, но не знают, как это правильно сделать, - считает Петрос Гаспарян. - Сейчас рассчитывают разрешить нам участие в виде одолжения, но дело в том, что чем дальше, тем меньшее число россиян готовы такое принимать. И я с этим согласен - одолжения нам не нужны».

На своем бобе

Если ситуация с международными соревнованиями за последний год поменялась радикально, то на тренировочный процесс санкции повлияли куда меньше.

«Мы работаем в том же режиме по заранее разработанному плану, - рассказывает Петрос Гаспарян. - Есть, правда, рекомендация сборной России не выезжать на сборы в недружественные страны в силу политической ситуации - дело в том, что наши спортсмены одеты в национальную форму с триколором, никто не может им гарантировать отсутствие провокаторов. Если же речь идет не о сборниках страны, а региональных спортсменах, то таких ограничений нет. Хотя, на мой взгляд, это правильно - если есть возможность, лучше избежать возможных провокаций».

Еще одно направление, где санкции сказались на спортсменах, - обеспечение инвентарем. Большинство необходимого для зимников производят за границей, а с запретами иностранные спонсоры ушли.

«Полноценной отечественной альтернативы импортных лыж, коньков, сноубордов у нас нет, - признается директор ЦСП. - Да, есть отечественные производства, но они рассчитаны в первую очередь на массовые занятия, а не на подготовку спортсменов высокого уровня. Для них с большим трудом через другие страны и федерации пытаемся покупать и завозить инвентарь».

Но некоторые вещи мы научились делать не хуже иностранцев - в Сочи фирма производит бобы для бобслея, которые, по словам Петроса Гаспаряна, ничем не уступают лучшим зарубежным собратьям.

«Единственное, бобы эти пока не прошли полностью процедуру стандартизации - чтобы их внесли в перечень и спортивные организации могли закупать официально, - продолжает директор ЦСП. - Такая же история с санями и скелетонами. А вот лыжи, клюшки и прочее пока приходится искать за рубежом».

Откуда тренеры?

Петрос Гаспарян вспоминает, как в 1998 году, когда в крае только взялись за развитие зимних видов спорта, а о проведении Олимпиады еще и не мечтали, многие посмеивались.

«Тогда мне пришлось официально заявить: «Добьюсь того, что зимние виды будут на том же уровне, что и летние, - вспоминает директор ЦСП. - Думаю, получилось - по медалям мы уже не уступаем. По массовости, конечно, отстаем, но это и не входит в задачи центра по спортивной подготовке».

Некоторые вещи мы научились делать не хуже иностранцев - в Сочи производят бобы для бобслея, которые ничем не хуже иностранных.

Достижения, по словам Петроса Гаспаряна, стали возможны только благодаря уникальному тренерскому коллективу. А где искали наставников в регионе, в котором зимние виды спорта начали развивать не так давно.

«В Кубанском государственном университете физкультуры спорта и туризма еще за пару лет до сочинской Олимпиады начал работать факультет по подготовке таких специалистов, - рассказывает директор ЦСП. - Там учат неплохих тренеров. Понятно, что привлекали мы хороших наставников и из других регионов».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Опрос

А вы часто бываете в театре?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах