Рассказываем о римском наследии, оставленном на территории Сочи с древних времен. Поможет нам книга известного археолога Юрия Воронова «Древности Сочи и его окрестностей.
Кто такие саниги?
В 137 г. н. э. римскую крепость Себастополис, возникшую незадолго до этого на месте современного Сухуми, посетил известный полководец Флавий Арриан. В своем письме римскому императору Адриану он дал описание и побережья в окрестностях Сочи, где в то время были зафиксированы реки Абаск, Воргий, Нисий, Гераклов мыс, река Масаитика, река Ахеунта, вдоль которой проходила граница между санигами и зилхами (зихами), и еще один Гераклов мыс. В V в. н. э. этот список смотрелся уже несколько иначе: река Абаск, служившая юго-восточной границей санигов, река Брухонт, она же и Мизиг, река Несис (в районе ее упоминается Гераклейский мыс, называемый теперь еще и Пикситом), затем реки Масетика и Ахеунта, которая «доступна для судов» и вдоль которой проходила граница между санигами и зихами (оба племени считают предками современных черкесов), дальше Гераклейский, или Пустынный мыс, в окрестностях которого «находится укрепление Бага». При сопоставлении расстояний, приводимых древними авторами, с соответствующим положением перечисленных пунктов может быть предложена следующая расшифровка местных географических названий позднеантичного времени.
Река Воргий-Врухонт-Мизиг вероятнее всего может быть сопоставлена с современной Мзымтой. В этом случае название Абаск может относиться к современной реке Псоу (или Хашупсе). Аналогичный последнему вывод напрашивается и при рассмотрении взаимоположения этой реки с так же упоминаемой позднеантичными источниками к востоку от нее Нитикой (современная Гагра). Река Ахеунта, о которой Псевдо-Арриан упоминает как о доступной для судов, сопоставляется с современной рекой Шахэ. В этом случае второй Гераклейский мыс совпадает с районом к югу от современного Лазаревского, а следовательно укрепление Бага совмещается с описываемой ниже крепостью на реке Годлик, что позволяет датировать основание крепости рубежом IV-V вв. н. э. Река Масаитика-Масетика в своей основе сближается с современным топонимом Мацеста, однако последний пункт, если точно следовать античным источникам, не совсем подходит для такого сопоставления из-за своей значительной удаленности от реки Шахэ.
Получается, что большую часть территории в окрестностях современного Сочи в I-VI вв. н. э. занимали племена санигов, которые прежде входили в конгломерат гениохийских племен. Следует еще раз сказать, что если, согласно Арриану, саниги занимали во II в. н. э. территорию от Себастополиса до реки Ахеунты (современная Шахе), то в V в. н. э. эта территория значительно сузилась: саниги упоминаются лишь на территории между реками Ахеунтой и Абаском (современные Псоу, или Хашупсе). В то же время вся территория северо-западнее Сухуми уже связывается с древнеабхазским племенем абасгов, которые, по-видимому, с самого начала являлись органической частью санигов. Об этом же говорят и элементы местной материальной культуры (браслеты, фибулы, керамика, оружие), не проявляющие в позднеантичный период никакой существенной разницы по обе стороны реки Псоу.
Как наряжались древние женщины
Памятники, характеризующие позднеантичный период (I-V вв. н. э.), в окрестностях Сочи представлены развалинами римско-византийских укреплений, несколькими яркими погребальными комплексами (Лоо, Мацеста, Красная Поляна) и отдельными находками. Каких-либо конкретных данных о поселениях санигов этого времени пока не имеется.
Особый интерес представляет женское захоронение, найденное в Лоо. При погребенной находились двуручные серебряные рельефно орнаментированные сосуды, бусы из янтаря, пять крупных бусин из гагата вытянутой формы в золотой, украшенной зернью, оправе. С высоким мастерством изготовлены три пластинчатых золотых украшения, объединенных общими чертами: филигранью, зернью, инкрустацией разноцветными вставками, изображениями животных и птиц, оформлением оправ зубчиками, плетеными цепочками с грузиками - круглыми пластинами, трехлепестковыми листочками и т. д. Здесь же обнаружены две разнотипные, выполненные в аналогичной манере серьги, игольник и флакон для благовоний, золотые подвески-лунницы, перстень с печаткой-геммой, изображающей женскую голову, свыше 200 золотых мелких пуговок, нашивных блях, бусин, покрытых зернью, стеклянный сосуд, серебряная фибула и другие предметы.
Большинство перечисленных золотых изделий из погребения в Лоо в своих основных чертах сближается с изделиями боспорских мастерских начала н. э., представлявших особую смесь антично-сарматских форм.
Что нашли на Мацесте
Большой интерес у археологов вызывает стеклянный кубок, нижняя часть тулова которого украшена листообразным орнаментом, а над ним - греческая надпись. Подобные чаши использовались в качестве парадной ритуальной утвари, а время их производства определяется I - первой половиной II в. н. э. Сосуд этот является ярким свидетельством коммерческих связей северо-восточного Причерноморья со Средиземноморьем (вероятно, Александрия), откуда он был завезен в Лоо, по-видимому, через Горгиппию - крупный северопричерноморский центр в первые века н. э.
Основное значение при датировке погребения в Лоо должно придаваться серебряной застежке-фибуле, украшенной декоративными проволочными спиральками. Такие фибулы получили распространение в Восточном Причерноморье в III в. н. э.
Другой достаточно яркий погребальный комплекс доследован в 1966 г. на Мацесте. Инвентарь погребения включал длинный железный меч с навершием, глиняный кувшин, стеклянный сосуд, бронзовую фибулу, серебряный канфаровидный сосуд с многосюжетным изображением на облицовывающей корпус пластине, три серебряные монеты, чеканенные в Риме и в Кесарии Каппадокийской в период правления императора Траяна (98-117 гг. н. э.), кости животного. Дата погребения определяется фибулой, характерной для III века н. э. Таким образом, облик представителя местной родоплеменной верхушки, к которой, вероятно, относится мацестинский воин, был в это время вполне античным.
Сегодня Мацеста - известный бальнеологический курорт. Однако нет сомнения в том, что римляне и другие пришельцы знали о целебных источниках и, надо полагать, пользовались ими. Даже в древнегреческой мифологии упоминается, как Медея, дочь Колхидского царя, лечила отца - предводителя аргонавтов - серой, огнем и водой. Это наводит на мысль, что подразумевается сероводородная огненная вода Мацеста, источники которой уже в те, древние времена, пользовались популярностью на всем Кавказском побережье, в том числе и Колхиде.
Существует красивая черкесская легенда о происхождении этого места. На их языке «машьопсы» - это огненная вода. Говорят, что горцы издревле знали о ее целебных свойствах и излечивали свои недуги. Вот что гласит сама легенда: «В ночь, когда у горца Керендука родилась дочь, в горной реке словно пламя отражалась луна. И Керендук, по традиции того времени, назвал дочь гордым именем Мацеста - огненная вода! Родители горячо любили дочь, и Мацеста отвечала им заботой и вниманием.
Однажды, когда родители тяжело заболели, от древнего старца Мацеста узнала о существовании волшебного подземного источника, целебная вода которого может излечить родителей. Девушка поклялась любой ценой добыть эту воду. Она проникла в пещеру и вступила в неравную схватку со злым Духом недр, охранявшем источник от людей.
Отважная девушка победила злого духа и открыла источнику путь к людям, но ценой этой победы стала ее жизнь. С тех пор в честь подвига Мацесты целебная вода, несущая здоровье людям, носит имя этой прекрасной девушки - МАЦЕСТА!»
Впервые в мировой литературе о Мацесте было упомянуто в 1841 году. В этом году английский путешественник Дж. Белл издал в Париже «Дневник пребывания в Черкесии в течение 1837,1838, 1839 годов», где говорится: «Мне также передавали, что по другую сторону Сочи находится холодный источник, богатый серой».
Позже агроном А.В. Верещагин, также путешествовавший по Черноморскому побережью, издал в Москве в 1874 году «Путевые заметки по Черноморскому округу». Автор сообщает: «… при следовании по ущелью реки Мацесты почти на таком же расстоянии от морского берега, как и Агурский источник, на левом берегу я также встретил серные источники: два из них выходили из отверстий скалы, имевших форму кибитки… Проводник мой, бывший долгое время в плену у черкесов, объяснил, что неподалеку находится обширный грот, дно которого представляет котловину, наполненную серной водой. Запах серы я почувствовал еще издали, возле же источников, на обнаженных скалах заметил следы серы».
Монеты императора
Интересны и погребения, разрушенные при рытье траншеи в 1942 году на северо-восточной окраине Красной Поляны, у развилки дорог к «охотничьему домику» и в село Эстосадок. Здесь на глубине 1,1 м было обнаружено дно обложенной довольно крупными камнями могильной ямы, где находились остатки костяка головой на юго-восток. В погребении выявлены полуистлевший обоюдоострый меч с навершием в виде многогранной хрустальной бусины, три железных наконечника копий и нож, железный боевой топор «цебельдинского» типа. В ногах лежал позолоченный бронзовый умбон (центральная часть щита) со спиралевидно оформленным шишаком, в головах - серебряное блюдо с изображением персидского вельможи, охотящегося на медведей.
Рядом с блюдом находились три серебряные, по-видимому, кесарийского чекана монеты, одна из которых принадлежала императору Адриану (121-122 гг. н. э.).
Упомянутое блюдо относится к наиболее ранним памятникам времени царствования иранского шахан-шаха Шапура I (243-273 гг. н. э.). В однострочной надписи, сохранившейся на обороте, говорится о том, что первоначально это блюдо принадлежало Варахрану, царю Кермена, и было, следовательно, изготовлено в 262-274 гг. н. э. Время же самого захоронения, несмотря на наличие ряда ранних предметов (монеты, блюдо), должно определяться не ранее IV в. н. э. Это краснополянское блюдо хранилось в Абхазском государственном музее, а остальной инвентарь захоронения находится в фондах Сочинского музея краеведения.
В той же краснополянской траншее, но, видимо, в другом захоронении был найден серебряный кувшин. Верхняя плоскость пригорловой части его ручки украшена гравированным изображением голов хищных животных. По своей форме этот сосуд восходит к соответствующим италийским изделиям начала н. э.
Вблизи упомянутой траншеи на кочевках в одном из погребений найдено два железных наконечника копий и одноручный кувшин с воронковидным венчиком, орнаментированный многорядными волнами. Судя по этим признакам, кувшин был изготовлен в соседней Апсилии (Цебельда) и датируется IV в. н. э. Из другого погребения происходят темноглиняный кувшинчик и два бронзовых браслета, относящиеся к V-VI вв. н. э.
Среди других находок в окрестностях Сочи очень интересен бронзовый, со следами позолоты, ковш с великолепной ручкой, украшенной двумя головками лебедей и орнаментом. На днище его изнутри в центре нанесена пунктирная полоска. Ковш этот принадлежит к достаточно распространенному типу южноиталийских изделий, а четкость моделировки лебединых головок позволяет отнести его ко времени правления императора Августа (начало I в. н. э.). Поскольку ковш был найден в Воронцовской пещере, последняя, судя по всему, и в позднеантичный период продолжала играть роль «караван-сарая», когда по-прежнему из района Сочи кратчайший и наиболее удобный путь в обход теснины Ахцу на Красную Поляну проходил через село Воронцовку.
О чем расскажут башни
Отдельные находки, относящиеся к рассматриваемому времени, включают такие изделия из бронзы, как браслеты III-IV вв. н. э., фибулы III в. н. э., ключ от римской шкатулки, зеркальце со знаком боспорского царя Ининфимея (III в. н. э.) и другое зеркальце из белого металла, принадлежавшее типу, широко распространенному во II в. н. э.
Браслеты с призматическими утолщениями, серия удил с разнотипными железными или бронзовыми поперечинами - псалиями, серебряные пластинчатые пояса и части конской упряжи, фрагменты пряжек и фибул, железные наконечники копий характеризуют заключительный этап периода (V-VII вв.).
В устье реки Мамайки до сих пор видны остатки угловой башни, которая принадлежала укреплению, хорошо сохранившемуся еще в конце XIX в. О принадлежности этой крепости римлянам говорят характерные для римских укреплений прямоугольный план и форма башен, структура кладки из хорошо отесанных блоков, тяготение всего сооружения к морю. Как полагают, крепость впервые упоминается в римских источниках под именем Мохоры.
К северу от Мамай-кале Псевдо-Арриан в V в. н. э. упоминает крепость Багу, которая, вероятно, может быть сопоставлена с укреплением, находящимся к юго-востоку от Лазаревского, на самом берегу моря (Чемитоквадже). Крепость расположена на береговой возвышенной (20-25 м над уровнем моря) террасе, на левом берегу реки Годлик. Она имеет треугольную в плане форму, следуя в этом условиям местности. Общая длина стен по периметру более 700 м, а их толщина достигает 2 м. Вдоль обрыва к морю стены давно рухнули вниз. Хорошо сохранились башни: по три в северной и юго-восточной стенах. Одна из них выступала наружу на 6 м и углублялась внутрь защищенной территории на 4 м. Она перегорожена стеной толщиной до 1 м, в которой находился узкий проход, соединявший образованные этой перегородкой помещения. «Сдвоенные» башни близкой конструкции характеризовали римско-византийские укрепления и в других районах (например, крепость Сучидава в Румынии). Стены и башни сложены из тщательно подобранных и подтесанных плит песчаника и сланца, включенных в панцирь стен вперемежку с крупными блоками серого известняка. Ряды этих блоков в панцире куртин -промежутков между башнями выдержаны неаккуратно, в стенах же башен они более четки и проявляют сходство с кладкой башен крепости Мамай-кале. Толща стен образована забутовкой из горизонтально брошенных в раствор булыг. Раствор имеет значительную примесь песка и мелкого отборного гравия. Подъемный материал с территории крепости включает обломки пифосов, кувшинов, мисок и других глиняных изделий, по своему облику относящихся к V-VIII вв.
Чем орудовали племена?
Сведения о хозяйстве племен, населявших район Сочи в позднеантичное время, еще очень скудны. До нас не дошло пока ни одного сельскохозяйственного орудия. Следует, однако, полагать, что характер земледелия по сравнению с прежним изменился мало: почву обрабатывали железными мотыгами, хотя не исключено и использование плуга. В конце периода осваиваются высокогорные пастбища, развиваются различные ремесла: производство оружия, керамики, украшений. О тесных торгово-экономических и культурных связях, главным образом с Римом и Боспором, говорят многочисленные привозные изделия: золотые, серебряные и бронзовые предметы, монеты, керамика. По-прежнему сохранял свое значение старинный перевальный путь, шедший с побережья через село Воронцовка в обход теснины Ахцу на Красную Поляну и далее на Северный Кавказ. Кувшин из Красной Поляны говорит о реальных связях с племенами, населявшими территорию современной Абхазии. Через территорию или вдоль берегов последней, возможно, попало в Красную Поляну и серебряное сасанидское блюдо, преодолевшее дальний путь из южного Ирана. Местная родоплеменная верхушка и рядовые дружинники широко пользовались различными изделиями античного происхождения (ковши, кувшины, кубки, щиты, украшения). В то же время отдельные изделия, например, мечи, изготовлены по сарматским образцам.
Социальная организация населения в позднеантичный период все еще носила военно-демократический характер. Вместе с тем отмечается обособление отдельных представителей родоплеменной верхушки, накоплявших богатства в виде драгоценных изделий, в то время как параллельно фиксируются погребения с достаточно скудным инвентарем, принадлежавшие рядовым дружинникам и членам их семей. Во II в. н. э., согласно данным уже упомянутого римского полководца и историка Флавия Арриана, рассматриваемую территорию занимали саниги, у которых «царем» был некий Спатаг. Причем если из этого источника следует, что саниги простирались на юго-восток вплоть до Себастополиса, то в V в., по сообщениям Псевдо-Арриана и византийского историка VI в. Прокопия Кесарийского, саниги занимают уже исключительно район современного Сочи. Упомянутый «царь» Спатаг, возможно, был объединителем племен гениохов. Однако вскоре этот союз распался, выделив из своей среды в первую очередь абасгов, зихов и санигов, во II в. н. э. уже выступавших как самостоятельные племенные образования.
На Мамайке был базар?
В Сочи есть микрорайон Мамайка. А знаете ли вы, что он имеет давнюю историю. Ученые предполагают, что крепость Мамай-Кале была построена приблизительно в I-II веке нашей эры для защиты местного торгового поселения. Сооружение было создано в римско-греческом стиле. Крепость быстро росла, как росло и поселение. На каком-то этапе здесь был большой базар. Внутри самой крепости находилась большая рыночная площадь, где спокойно можно было вести свои торговые дела. Постепенно крепость пришла в упадок. Впервые она упомянута французским консулом Жака Франсуа Гамба. Он дважды посещал Кавказ и Черное море и стал первооткрывателем Мамай-Кале. Также крепость посещали швейцарский путешественник Дюбуа де Монпере и уже упомянутый англичанин Джеймс Белл, который жил на территории современного Сочи в 1830-х годах.
Еще один ученый, Н.И. Нарожный, исследовал средневековые морские карты и пришел к выводу, что данная крепость может являться портом Cuba, который присутствует на некоторых морских картах. Последнее исследование крепости было в 2003 году Д. Э. Василенко. Археолог раскопал фундамент и некоторые части стены. После этих раскопок было выдвинуто предположение, что крепость Мамай-Кале была в форме многоугольника.
Название Мамай-Кале пришло из турецкого языка. Дело в том, что на момент открытия крепости эту часть Черного моря контролировали скорее турки, чем русские. Вообще название Мамай или Мамайка встречается очень часто на Кавказе и Черноморском побережье. Например, дагестанская крепость Мамия-Кала или Румынский курорт Мамайя. Кстати, в этой самой румынской Мамайе есть также руины древней крепости. Слово «мамай» сложно перевести на русский язык. Так называли каменные памятники на месте погребения знатных людей (т.н. мамаевы курганы). Также можно «мамай» перевести как холм или крепость. Кстати, примечательно, что «кале» также переводится как холм или крепость. Очевидно, название следует понимать, как «крепость на возвышенности». Существует также версия, по которой название сооружения переводится как «Крепость Мамая», однако, скорей всего, оно неверно. А в современном черкесском языке «кале» означает город. Что, кстати, тоже может соответствовать действительности.