12 июня в России отмечают День работников текстильной и лёгкой промышленности. В 1990-е годы она была на грани исчезновения: предприятия закрывались, а рынок заполнял китайский импорт. Однако отрасль жива, а теперь, когда из страны ушли западные компании, у российских производителей есть шанс заполнить освободившуюся нишу. Как развивается отрасль в Краснодарском крае, какие у неё перспективы и проблемы?
Портних не хватает
На Кубани функционируют более ста предприятий лёгкой промышленности. Они шьют одежду, трикотажные, текстильные и кожаные изделия, производят обувь. В отрасли заняты более четырех тысяч человек. Доля легпрома в общем объёме промышленного производства Краснодарского края составляет всего 2%.
Одна из крупных швейных фабрик находится в Краснодаре. В 2007 году предприятие в основном занималось оптовой торговлей, теперь же 98 % производства - это пошив постельного белья, полотенец.
О кадровой проблеме нам уже говорил ранее директор швейной фабрики в Армавире Александр Васильев.
«Молодых специалистов нет, - комментирует эксперт. - Из пяти практиканток из колледжа только одна готова остаться в профессии, остальным не интересно. Предлагаем тем, которые себя показали в работе. повышать квалификацию - обучиться на модельера, но не хотят, ведь это требует усилий, труда».
Можем заменить
Ещё одно крупное предприятие находится в Славянском районе. На фабрике производят женский, мужской и детский трикотаж - всего более 650 наименований. Вещи пользуются спросом как среди жителей Кубани, так и России в целом. Одно из достижений компании - роботизация, благодаря которой увеличились объёмы производства. Машины с задачами справляются в десять раз быстрее человека.
Так, на первом этапе раскройная машина разрезает полотно по заданной программе. Раньше это делали вручную. Производство оснащено тремя настилочными машинами, дигитайзером, 64 швейными машинами японского производства. На фабрике есть АРТ-студия, где крой или готовые изделия дополняют вышивкой, термотрансфером и шелкографией.
«Не сомневаюсь, у отечественной лёгкой промышленности есть будущее и все шансы для развития, - говорит руководитель фабрики Лариса Белова. - Наша отрасль становится всё более востребованной. Мы можем заменить на рынке продукцию ушедших зарубежных брендов. Но необходимо модернизироваться. Наше предприятие полностью усовершенствовало свою производственную базу, советую и другим фабрикам масштабировать свой бизнес».
Из турагента в модельеры
«Кризис - время возможностей», - так решила руководитель одного из краснодарских турагентств Татьяна Ратникова. После ухода из нашей страны известных магазинов запустила свою линию купальников и одежды.
«Как-то мы обсуждали с командой закрытие шоурумов, и вдруг я в шутку говорю: «А давайте будем шить купальники?!» Идея всем понравилась, и мы стали изучать модели, рассчитывать себестоимость, прибыль. В итоге решили попробовать», - рассказывает Татьяна.
Она признаётся, что всегда любила смотреть показы мод и обзоры одежды от стилистов и дизайнеров:
«У нас в магазинах сложно найти какой-то оригинальный купальник: из года в год продаются одни и те же модели в банальных цветах: белый, красный, синий. И это касается как бюджетных масмаркетов, так и известных дорогих брендов. О качестве промолчу. Поэтому мы решили сделать акцент на необычных сочетаниях цветов и качестве пошива. Самый первый купальник, который появился в коллекции, - в цвете «дерзкий изумруд». Когда я получала одну из премий в турбизнесе, на мне было платье в точно таком же оттенке, поэтому для меня это цвет успеха, движения вперёд и достижения целей».
Вслед за купальниками Татьяна начала отшивать пляжные туники, потом - льняные топы, сарафаны, платья, шорты и брюки.
«Мы шьём одежду именно для нашего жаркого и знойного региона, чтобы в ней было комфортно, - поясняет создатель бренда. - При выборе одежды надо обращать внимание не на название ткани, а на её состав. Например, часто пишут «Льняные брюки», а в итоге оказывается, что в составе льна всего процентов 20 или 30, остальное - полиэстер. Если он есть в составе, то это неплохо, например, вещь не мнётся и прослужит значительно дольше, чем из натуральной ткани. Но надо понимать, в такой одежде будет жарко».
Топ «Бразилия», сарафан «Индонезия», брюки «Аргентина», туника «Касабланка»… Название моделей тоже выбраны не случайно.
«Когда мы создаём какую-то вещь, я сразу задаю себе вопрос: а куда бы я хотела в ней поехать? Например, в нашей коллекции есть шикарные широкие льняные белые брюки. Вот смотришь на них и сразу представляешь, как гуляешь по Монако».
Производство одежды находится в Краснодаре. По словам Татьяны, за последние несколько месяцев в городе появилось достаточно фабрик по пошиву. С ними она и сотрудничает.
«Стоимость производства по сравнению с ценой ткани недорогая, поэтому, думаю, мы сможем заменить бренды, которые ушли с российского рынка. Да, у многих зарубежных брендов были интересные яркие модели, но у меня всегда имелись претензии к составу ткани (в основном это была синтетика) и качеству пошива (неровные швы, торчащие нитки)».
Куда пропали миллионы метров ткани
В Краснодаре в своё время производили и ткани, и пряжу. На них специализировался камвольно-суконный комбинат. Сокращённо - КСК. Наравне с хлопчатобумажным комбинатом (ХБК) это были крупнейшие производства и одни из градообразующих предприятий Краснодара. В столице Кубани до сих пор существуют микрорайоны КСК и ХБК.
КСК, строительство, которого велось с 1948 года, осуществлял выпуск текстильной продукции: шерстяные и полушерстяные ткани (трико «весеннее», «дамское», «брянское»). Первая очередь Краснодарского камвольно-суконного комбината была сдана в эксплуатацию в 1951 году, вторая очередь - в 1956 году.
С 1957 года комбинат находился в подчинении Управления лёгкой (текстильной) промышленности Совета народного хозяйства Северо-Кавказского экономического района. С 1965 года - в Министерстве лёгкой промышленности РСФСР. С 1974 года - в составе Российского промышленного объединения по производству шерстяных тканей «Роспромшерсть» Министерства текстильной промышленности РСФСР. В 1992 году предприятие преобразовано в АООТ «Кубаньтекс».
В докризисный период комбинат выпускал 10 млн метров ткани, в 1999 году - всего 270 тыс. метров.
Ликвидировано было в 2000 годах.
Что касается ХБК, то он тоже был одним из крупнейших предприятий лёгкой промышленности. Численность работников комбината составляла 4 тысячи человек. Основным видом выпускаемой продукции были хлопчатобумажные ткани, которые поставлялись как на внутренний, так и на внешний рынки.
История Краснодарского ХБК началась в 1959 году, когда был введён в эксплуатацию Краснодарский хлопчатобумажный комбинат Управления лёгкой промышленности Краснодарского Совета народного хозяйства.
С 1966 года он стал называться Краснодарским хлопчатобумажным комбинатом Министерства лёгкой промышленности РСФСР. В декабре 1990 года он был преобразован в АО «Югтекс». Предприятие ликвидировано в августе 2003 года.
В настоящее время, к сожалению, на территории Краснодарского края нет предприятий, осуществляющих выпуск ткани.