Смысл жизни кубанских детдомовцев – выбить у чиновников обещанные государством квартиры

 

   
   

Крыша не течет – тазики помогают

Есть в Новомышастовской старый саманный дом на улице Рогачева. В нем всего 30 квадратных метров полезной площади – комната и кухня. 

Но жить в этом доме можно лишь в случае крайней нужды. «Дырявые» косые стены, отопление в виде печки-буржуйки, ванна – в огороде.

От старости дом продувается со всех сторон, иногда – после сильных дождей может и протечь крыша. 

- Справиться с непогодой помогают тазики, - говорят хозяева.

В этом доме живут бывшие детдомовцы: Гронины Елена и Арина, иногда однокашник по Тимашевскому интернату - Симоненко Сергей.

Арине 25 лет, Елене и Сергею – по 22. Однако, несмотря на юные годы, назвать их жизнь счастливой и беззаботной язык не повернется.

   
   

Последние года три, смысл жизни этих сирот заключается в выбивании у государства, в лице местных чиновников, положенных по закону квартир. 

И когда завершится эта борьба, а главное – кто выйдет в ней победителем – трудно сказать.

 

Теория сильно разошлась  с «практикой»

Теоретически у каждого из ребят есть прописка, а значит – и место где жить. Но в реальной жизни – Сергей, имея прописку в Красноармейском районе, вынужден скитаться по друзьям. А иногда - работать у чужих людей за еду и кров. 

По словам Симоненко Саши (старшего брата), прописан Сергей по в доме у некоей женщины, как-то связанной с местными органами опеки.

Старшие товарищи из детдома предупреждали о таком варианте развития событий – мол, к ней на время многих бывших воспитанников детских домов прописывают. До 23 лет, а потом, когда право на получение бесплатной квартиры потеряно, парней и девчонок благополучно выписывают.

- По сути, он бомж, - говорит о Сергее старший брат Саша, который и сам живет в чужом доме. – Брат пытается добиться справедливости, собирает документы, подтверждающие его право на получение бесплатного жилья от государства. Но никто на это не смотрит. Никому мы не нужны.

Сестры Гронины хоть и живут в своем доме, где и прописаны, но, сколько еще простоит эта хибарка, никто не берется предсказывать.

Елена и Арина никогда не видели своего отца. Когда погибла их мама, воспитанием внучек занялась бабушка. Однако спустя три года, девочек все же забрали в детский дом. Там их выучили, направили в профессиональное училище для получения профессии, а потом забыли.

- После выпуска, нам никто ни разу не звонил, не спрашивал - как мы живем, справляемся ли, - рассказывает 22-летняя Елена.

А позвонить бы может и надо бы. Ведь, девчонки, которым некому дать совет, подсказать что-то, да и просто помочь в бытовых делах, сами едва справляются в новой «взрослой» жизни.

Есть прописка – квартира не положена

Несколько раз бывшие детдомовцы обращались за помощью к чиновникам, просили посодействовать в постановке на очередь на жилье. Однако никто из тех, кто обязан по служебному долгу помочь ребятам, этого так и не сделал.

Пытались сироты пробиться на прием к главе Красноармейского района. Даже записались в очередь. Но личной встречи ждут до сих пор.

Пытались воззвать к совести сотрудников местных органов опеки – а те коротко отвечают, что по закону квартиры ни Грониным, ни Симоненко Сергею не положены. 

Хотя, нет, одно конструктивное предложение от чиновников все же поступило: отдать доставшуюся сестрам в наследство землю в обмен на будущее жилье. За 32 сотки люди из администрации пообещали девчонкам предоставить комнаты в общежитии для сирот, которое есть пока только в проекте. Так рассказали сами ребята корреспонденту «АиФ-Юг».

В борьбе за свои права бывшие детдомовцы, кажется, потеряли больше, чем нашли. Так, старшая из сестер – 25-летняя Арина, мать двоих детей, потеряла своих малышей. Ее сына и дочь забрали чиновники из органов опеки Красноармейского района.

По словам Елены Грониной, малышей увезли из-за плохих условий проживания.

Однако, когда корреспондент «АиФ-Юг» позвонил в указанное ведомство и спросил – почему забрали детей от родной матери, то получил парадоксальный ответ – их  забрали потому как родной мамы с ними рядом не было.

- Мы не забираем детей по причине бедности их родителей. А только в случае неисполнения ими своих прямых обязанностей, - рассказала специалист местного отдела, занимающегося изъятием детей из неблагополучных семей, Жанна Бондаренко. - В случае с сестрами Грониными так и было: позвонила Елена и попросила забрать детей, так как их мать долгое время не возвращалась домой (уехала на заработки и пропала).

Более того, в беседе с корреспондентом чиновник заверила, что с декабря 2011 года (когда малышей забрали из родного дома) судьбой детишек никто из родных не интересовался. Ни мать, ни тетка их ни разу не проведывали. 

Сейчас воспитанием ребятишек Грониных занимаются приемные родители. Мать же детей по информации сотрудников отдела опеки и попечительства Красноармейского района, объявлена в розыск.

Но шанс воссоединиться маленькой семье Грониной Арины все же есть – если она объявится и снова будет заботиться о детях.

Но возможно ли такое в действительности – сложно сказать. Несколько месяцев об Арине ничего не было известно.

- В феврале 2012 года сестра Грониной Арины действительно обращалась за помощью в розыске женщины в органы полиции. Причем, по словам Елены, ее сестра ушла из дома в середине ноября 2011 года и с тех пор о ней ничего не было известно, - рассказала «АиФ-Юг» Наталья Мугалева, пресс-секретарь отдела МВД России по Красноармейскому району.

– Полицейские сразу же начали поиск и выяснили местонахождение Арины. Однако она высказала пожелание не сообщать родственнице о ее фактическом местонахождении. В соответствии с законом она имеет право на сохранение этой информации в тайне.  

Павел Астахов порадовался за кубанских сирот

Несколько месяцев назад, в феврале 2012 года, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павел Астахов побывал с рабочим визитом на Кубани. 

Посетил в кризисном центре помощи женщинам «Перекресток», затем в школе-интернате для слабослышащих и глухих детей, социально-реабилитационном центре «Авис» и перинатальном центре.

Увиденным омбудсмен остался очень доволен: сирот усыновляют, «детский закон» успешно работает. «В последние годы в крае в два раза сократилось количество суицидов среди несовершеннолетних», - доложили высокому гостю. 

Но главное, Павел Астахов отметил, что Краснодарский край станет пилотным регионом для реализации федеральной стратегии «Россия без сирот». Настолько, мол, здесь хорошо живется местным сиротам.

Вот только видел ли омбудсмен настоящих сирот – тех, у которых нет ни родителей, ни перспектив в будущем? Которые днем и ночью мечтают о собственной пусть маленькой, но своей квартире?

Почему-то складывается впечатление, что нет. Иначе, разве мог бы так опрометчиво сказать, что на Кубани сиротам живется хорошо?

А ведь они – бывшие детдомовцы, брошенные чиновниками и бывшими педагогами на выживание, совсем рядом. Вот, хотя бы в 15 минутах от Краснодара – в станице Новомышастовской Красноармейского района.

Однако, такие семьи, таких детей не принято показывать. Иначе может быть испорчен имидж всего региона. И чиновников, ответственных за помощь детям, потерявшим родителей.

Обычная история

Судьба сирот из Новомышастовской столь ужасна, сколь и обыденна. Так живут многие бывшие детдомовцы.

Но, кому-то из них по-настоящему один раз в жизни повезло и они вышли из борьбы с чиновниками за жилье победителями. Их показывают по телевизору, счастливые глаза и крепко зажатые в руке ключи от собственной квартиры – самые «удачные» кадры в печатных СМИ. 

Да только кто спросит, а как долго эти юные собственники квартир шли к своей цели? Через какие препоны пришлось пройти? 

Лена, Арина и Сергей несколько лет пытаются добиться справедливости. Сегодня они уже согласны на компромисс - если нельзя сразу получить жилье, то хотя бы успеть встать на очередь до 23 лет. 

Ребята собирают справки, документы, свидетельства, стучатся во все двери. Но кроме злобы и угроз не получают в ответ ничего.

- Елене и Сергею чинят препятствия для постановки на очередь, - рассказал «АиФ-Юг» Саша Симоненко. - Недавно подошла женщина и сказала, один из замов главы органов самоуправления сказал... Че лезете??? Больше всех надо??? Нам всем угрожают.

Подтвердить или опровергнуть эти слова мы, к сожалению, не смогли – телефон районной администрации чаще был занят или вовсе не брали трубку. Да и вряд ли стоит надеяться, что кто-то сможет признаться в подобном перед камерами и диктофоном.

В полиции Красноармейского района об угрозах в адрес детдомовцев ничего не знают. А сами ребята пожаловаться на произвол полицейским почему-то не торопятся.

Однако, повезло дозвониться до специалиста отдела опеки и попечительства Красноармейского района, ответственного за постановку на учет нуждающихся сирот – Орловой Анжелы.

В ходе разговора выяснилось, что она даже не знает таких сирот, проживающих в Новомышастовской.

- К нам они за помощью не обращались, - сказала Анжела Юрьевна. – Но если прийдут, мы посмотрим, чем можем помочь. И есть ли основания для решения их жилищного вопроса.

По заверению сотрудников органов опеки и попечительства, все российским детдомовцам в обязательном порядке рассказывают об их правах, льготах. Еще раз о том же самом им напоминают органы опеки, после того, как вчерашний школьник или студент прибывает на постоянное место жительства.

Но так почему, если это так, эти «взрослые», а по сути - беспомощные и бесправные дети, так часто «не успевают» стать на очередь на квартиру, не могут добиться, чтобы их элементарно выслушали?

Почему, чтобы пробиться на прием к чиновникам, надо обязательно скандалить, а добиться справедливости  - только примешивая к разборкам третьих лиц, СМИ?

Сегодня бывшие детдомовцы верят в лучшее. Надеются удачно решить пресловутый «квартирный вопрос». А главное – верят, что когда-нибудь хоть кто-нибудь станет на их защиту и подарит ощущение уверенности в завтрашнем дне.

Правда, времени на «чудеса» осталось совсем мало – у Елены чуть менее года, а у Сергея – в два раза меньше. Потом эта вера уже им не понадобится.

Смотрите также: