Елена Богачкова из Новороссийска не просто лучший педагог дошкольного образования в Краснодарском крае, но ещё и мама четверых детей, поэтому к советам её стоит прислушаться. Как воспитывать, зачем совмещать свободу с правилами, почему с десятками детей в саду справляться легче, чем с одним дома, - об этом и многом другом воспитатель рассказала «АиФ-Юг».
Остались фантазёрами
Лучший воспитатель Краснодарского края не заставляет малышей есть манную кашу, потому что это единственное негативное воспоминание о её собственном детстве в саду.
«Я родом из Дагестана - всё-таки не Москва, не Питер, но у нас в саду было много игрушек, яркие горки, лесенки, - вспоминает Елена Богачкова. - В семьях тогда такого количества игрушек не было. Единственный минус - няня заставляла есть манную кашу. С тех пор я её не переношу и детей не заставляю».
В советское время популярны были фильмы и книги, в которых дети фантазировали, отправлялись в путешествия, жили в лесу. В 1980-е дети постоянно пытались сбежать из садика - не потому, что в нём плохо, а чтобы построить плот и сплавиться по реке, построить шалаш и остаться жить в лесу. А современные дети такие же?
«Я не вижу большой разницы, - признаётся воспитатель. - Интересы у ребят те же - игры и общение. Они пытливые, хотят быть на шаг впереди, узнать всё, изучить, потрогать. Задача взрослых - дать возможность им получить собственный опыт. Может быть, даже набить шишку. Да, это страшно, но мы стараемся предоставить шанс попробовать сделать что-то самостоятельно».
Дети, по словам воспитателя, остались такими же фантазёрами. Они и сейчас, в XXI веке, любят строить шалаши и палатки, делать «корабли», «плавать» на них.
«Мы даже жжём костры, - продолжает Елена. - Не настоящие, конечно, просто собираем ветки, складываем и будто готовим ужин. Страсть к путешествиям и познанию нового у детей осталась прежней. И это хорошо».
Стрелялки - не проблема
А как же гаджеты? Ведь родители жалуются, что их чада за компьютерами и планшетами просиживают часами?
«Я не против гаджетов, - говорит воспитатель. - Если родители беспокоятся, что малыш много времени проводит с планшетом, то это вина не электроники и не ребёнка. Ему просто не хватает информации, общения. И на это нужно обращать внимание - тогда тот же смартфон превратится в помощника, ведь в нём можно найти ответ на любой вопрос, познакомиться с новыми людьми».
И компьютерные игры, по мнению Елены Богачковой, не проблема. Если ребёнок предпочитает шутеры (стрелялки по-нашему), то с ним можно поиграть в пейнтбол, научить стрелять из лука.
«Направить малыша немного в другое русло - это задача родителей, - считает Елена. - Может, после совместного похода в клуб стрельбы из лука он возьмёт планшет только для того, чтобы узнать историю этого оружия?».
Елена Богачкова не сразу пошла работать в детский сад. Сначала она преподавала историю и мировую художественную культуру в школе. Потом появились собственные дети и, чтобы быть к ним поближе, женщина устроилась воспитателем. Сначала было непросто - только что ты рассказывал подросткам о Древней Руси, а теперь нужно помогать малышам застёгивать куртки и завязывать шнурки. Но за пару месяцев Елена привыкла, да и опыт работы в школе пригодился.
«Недавно ребёнок пришёл в группу со словами, что его дедушка был на фронте. Но как война называлась - не знает, - вспоминает воспитатель. - Я рассказала о Великой Отечественной. Дети поинтересовались: откуда знаю? Объяснила, что работала в школе учителем истории. Малыши включились в беседу - вспомнили, что видели у старших братьев-сестёр такой учебник. Вообще между школой и садом большая разница в преподнесении информации. Если в первом случае учитель даёт уже готовые знания, то во втором перед нами встаёт проблема, и мы вместе с детьми ищем ответы. Я не даю готовых знаний, пока ребёнок, не найдя их в другом месте, не попросит сам».
«Не торопитесь взрослеть»
Сейчас многие с самого раннего возраста загружают детей по максимуму: подготовка к школе, иностранный язык, танцы, музыка, спортивные секции. А правильно ли это?
«Если инициатива выбора кружков идёт от родителей и меры в их количестве нет, то я против, - говорит Елена Богачкова. - Ладно, танцы и спорт - это занятия физического характера, они не несут психологической нагрузки, а, наоборот, разгружают. Если ребёнку нравится - пусть ходит. Но я часто вижу: малыш просыпается после тихого часа и плачет, потому что его сейчас заберут из сада и отведут на рисование. А он хочет остаться в группе и играть. Многое зависит от самих занятий - если они построены в игровом виде и дети с удовольствием идут туда - это другой разговор. С повальным увлечением ранней школьной подготовкой я не согласна. В младшей группе на собрании родители уже спрашивают: «Будет ли математика?». В этом возрасте дети только социализируются, учатся общаться, некоторые не умеют одеваться, ложку держать, а их хотят загрузить цифрами. Приходится аккуратно доносить до родителей, что стоит подождать».
В саду не только дети учатся у взрослых, но и наоборот: детской искренности и непосредственности, например.
«Я получила возможность снова играть, - улыбается Елена. - Раньше это желание ограничивалось временем, помещением, бытовыми делами. Получалось только тогда, когда хотели дети. А в саду малышей много, всегда найдутся те, кто хочет играть - и мы включаемся с удовольствием. Фантазия у малышей безграничная, так что учишься ещё и ей. На краевом конкурсе воспитателей дети предлагали игры, которыми бы хотели заняться. Назвали много, об одной я даже представления не имела. Называется «Пол - это лава», в ней по сигналу надо куда-нибудь забраться с пола, чтобы не «сгореть». Так что на конкурсе ещё и новую игру узнала».
Детей нужно слышать
«Ой, я замучилась со своим. За одним не успеваю - как вы с тремя десятками справляетесь?». Это, пожалуй, самый частый вопрос, который задают воспитателю.
«Да, это любимая фраза родителей, - улыбается Елена Богачкова. - Дело в том, что в саду дети объединены общим интересом к какому-то виду деятельности, поэтому любой процесс - принятие пищи, укладывание спать, рисование, лепка и т.д. даётся легче. Можно подсесть к одним лепить, к другим - строить из кубиков, к третьим - рисовать. Выбор всегда больше, чем дома».
Считается, что ребёнку легче манипулировать собственными родителями, чем воспитателем. Елена Богачкова не согласна: на её взгляд, поддастся ли человек уловкам малыша, зависит только от характера взрослого.
«В младшем возрасте дети манипулируют неосознанно, прощупывают грань допустимого, - говорит Елена. - Но в каждом коллективе существуют свои правила и нормы. Да, у детей есть выбор, но и есть границы, за которые нельзя заходить. У нас в группе дети сами зарисовали эти правила - и сейчас они висят на видном месте».
Заповеди простые: нельзя бегать в помещении, потому что можно ушибиться. Нельзя драться, кричать, разбрасывать игрушки. Обновляют список сами малыши.
«Недавно предложили правило, которое меня удивило: «Не включать громко музыку на планшете», - продолжает воспитатель. - У нас старший возраст, планшеты уже появились - и ребёнок вспомнил, потому что дома его часто просят сделать потише».
Свобода в рамках сформулированных границ - по этому принципу Елена Богачкова воспитывает и чужих детей, и четверых собственных.
«Если дело не мешает окружающим и твоему здоровью, значит, ты волен им заниматься, - объясняет Елена. - Конечно, есть временные рамки. Но когда ребёнок просит добавить пять-десять минут, потому что, например, ещё не успел достроить замок, то я их ему дам, если есть возможность. Правила есть, но они гибкие».
Главный совет молодым родителям от лучшего воспитателя края и многодетной мамы - слышать своих чад.
«Хоть фраза и избитая, но так и есть, - говорит она. - Неважно, два года ребёнку или 18, главное, слышать его. Сейчас взрослые со всех сторон загружены - и даже когда ребёнок что-то говорит, информация проходит фоном. Взрослый видит, что с сыном-дочерью всё нормально - здоровы, одеты-обуты, а слова не воспринимает. Нужно найти время, чтобы понять, что ребёнок хочет сказать - это поможет решить множество проблем и в настоящем, и в будущем».