После двух кругосветок вокруг полюсов яхта «Скорпиус» едет на Кубань

Фото: www.nizovtsev.net

Краснодарский край, 1 июля – АиФ-Юг. Председатель Краснодарского отделения Русского географического общества Иван Чайка встретил экспедицию в Крыму. Фестиваль «Черное море» стартовал 27 июня в Севастополе, где была пришвартована обогнувшая земной шар яхта «Скорпиус». Так участники первой российско-украинской полярной парусной экспедиции стали флагманом черноморской регаты.

   
   

Туда, где еще никто не бывал под парусами

Яхта «Скорпиус» стартовала из порта Сочи в сентябре 2011 года. Задача была, как и положено, масштабная: пройти на паруснике вокруг Северного и Южного полюсов! Причем проект этот задумывался не только как спортивный, научный и просветительский, но и как патриотический: объединяющий два народа – российский и украинский.

Моряки намеревались установить несколько мировых рекордов, в том числе по продолжительности экспедиции и по длине маршрута. Да и вообще пройти там, где никто еще не бывал на парусной яхте!

А еще путешественники должны были проверить работу российской системы ГЛОНАСС в высоких широтах. Ко всему прочему, Арктическое и Антарктическое НИИ доверило им различные научные проекты в сфере экологии и гидробиологии.

Фото: www.nizovtsev.net

Несколько раз менялись сроки экспедиции. Сначала путешественники предполагали уйти в моря и океаны на 2,5 года, потом говорилось уже о двух годах, но в итоге кругосветку завершили в прошлом октябре. Досрочно. И это притом, что экипаж поначалу сильно выбивался из графика, виной чему были сложнейшие климатические условия и многочисленные нештатные ситуации.

Хроника «кораблекрушений»

В первые месяцы плавания «Скорпиусу» везло. В январе 2012 года судно каким-то чудом без потерь прошла через 8-балльный шторм в море Уэдделла, что у берегов Антарктиды. Но выйти одно, а идти дальше – через «ледяную кашу» – совсем другое. Пока путешественники прокладывали себе дорогу, не пользуясь услугами ледокола, попали в еще более страшный шторм. 12 баллов в море Содружества!

ОПРОС

– Скорость ветра была 60 узлов, что составляет 100 км в час, - сообщала пресс-секретарь научной экспедиции Анна Субботина.

   
   

«Скорпиус» тогда остался без парусов, без навигации, спутниковой связи и Интернета. То есть в полной изоляции где-то во льдах… Но зато никто из экипажа не пострадал. 

В следующий раз связь с яхтой пропала в апреле. «Скорпиус» потерялся где-то между полярных станций «Академик Вернадский» и «Беллинсгаузен», миновав остров Галиндес из Аргентинского архипелага. Пять дней от моряков не было никаких вестей, потом выяснилось: застряли во льдах Антарктиды, но выбрались и идут дальше. Правда, у яхты крайний дефицит топлива.

– Экипаж яхты "Скорпиус" в проливе Дрейка идет под парусами, несмотря на шторм, поскольку топливо на исходе, и его используют только для радара. Экипаж отключил все обогревательные приборы и перешел на питание в сухомятку - тушенку и сало, - передавала журналистам Анна Субботина.

На бескрайних просторах Антарктиды. Фото: https://www.nizovtsev.net

В итоге этого сложного перехода «Скорпиус» пришел в чилийский порт с серьезной поломкой, из-за чего сроки второго этапа экспедиции – к Северному полюсу – пришлось отложить.

В июне приведенная в порядок яхта отправилась в Карибское море: путешественники спешили продолжить плавание. Но снова помехи: из-за 9-балльного шторма треснула мачта.

И после всего этого моряки не побоялись зайти в печально известный Бермудский треугольник. Свою славу он еще раз подтвердил, когда именно в пятницу 13 июля во время грозы в яхту ударила молния!

– Отказали все навигационные системы, которые имелись, кроме одной. Российская навигационная система осталась работать, только благодаря ей они и понимают, где находятся. В этом месте всевозможные беспорядочные течения, и мощности двигателя, хотя яхта достаточно большая, не хватает для того, чтобы вырваться из «плена», – сообщала Анна Субботина.

Вот такие пейзажи в море Бофорта, где яхту настиг шторм в 9 баллов. Фото: www.nizovtsev.net

В августе экипаж «Скорпиуса» уже более чем на три недели отставал от графика из-за всех этих нештатных ситуаций.

В сентябре 2012 года яхта снова попадает в 9-балльный шторм, на этот раз в море Бофорта. Палуба «Скорпиуса» тогда почти полностью обледенела, а топливо начинало заканчиваться. Грела только одна радостная мысль: путешественники идут вокруг Северного полюса, а значит, окончание кругосветки совсем близко. И действительно, в конце октября моряки с триумфом прибыли в Севастополь, это был второй пункт их долгого похода после старта экспедиции из Сочи.

Льды Гренландии. Фото: www.nizovtsev.net

Все часовые пояса за 60 дней, и никакого ледовола

Несмотря на все трудности, «Скорпиус» установил три мировых рекорда, которые не просто потешат самолюбие россиян, но и имеют вполне практическое значение.

Во-первых, впервые в мире парусное судно обогнуло Северный полюс, пройдя все часовые пояса за 60 дней.

– Мы в некотором смысле побили рекорд героев книги Жюля Верна «Вокруг света за 80 дней». Это делают сейчас тримараны. Они в 20-30 узлов летят - быстрее ветра. Нам с ними не сравниться, но для однокорпусных лодок мы обладатели уникального рекорда, – отмечал капитан экспедиции Сергей Низовцев сразу после финиша путешествия.

Второй рекорд – по дальности захода парусного судна в северные широты. Это было максимально близко: в районе 78-82 градусов северной широты от Шпицбергена до канадского Арктического архипелага. Считается, что идти туда могут только ледоколы, куда уж паруснику? Но к помощи ледокола яхта не прибегала ни разу, значит, возможно проложить в тех широтах более-менее безопасный путь, считают путешественники.

И, наконец, третье достижение: две кругосветки вокруг полюсов за один год. Моряки преодолели более 90 тысяч километров через все океаны и полярные моря Земли.

Капитан яхты «Скорпиус» Сергей Низовцев. Фото: www.nizovtsev.net

– Неистовые шторма в Восточной Антарктике, где были волны по 30 метров высотой и ветер до 65 узлов. Дикое место: за 90 дней плавания вокруг Антарктиды мы не встретили ни одного парохода, даже на радаре. Это, как Луна: также не изучена, нет никаких карт, лоций, существуют лишь отрывочные сведения. Ну и, наверное, Арктика в районе Новосибирских островов, когда мы оказались затертыми во льдах. Там паковые льды порядка двух метров толщиной. Мы сутки гадали, что делать, но все обошлось. Поднялся ветер, раздвинул льды, и мы прошли вперед, – делился впечатлениями с корреспондентами радио «Голос России» Сергей Низовцев.

В Сочи зайдут дважды

Оказалось, что все задуманное в начале путешествия моряки выполнили гораздо быстрее, чем думали, потому и завершили плавание досрочно. А пока отдыхали от трудов, поступило предложение возглавить яхтенный фестиваль «Черное море».

Предложение это весьма интересное, ведь финиш регаты состоится на этой неделе в Сочи, так что путешественники вернутся туда, откуда стартовали почти два года назад. А попутно, как рассказал Иван Чайка, зайдут в порты черноморских городов Краснодарского края. 2 июля по плану – Новороссийск.

Яхта «Скорпиус». Фото:www.nizovtsev.net

Сочи примет яхтсменов из России, Украины, Мальты и Панамы даже дважды. Первый раз 5 июля в районе Имеретинского порта к фестивалю присоединится еще несколько яхт. Все участники доберутся до Абхазии, а 7 июля в Сочи вместе финишируют.

Интересно, что в эти же дни в северных морях проходит арктическая парусная регата: участники стартовали в Санкт-Петербурге, а финишируют в Мурманске. И привезут на большую землю кусочек айсберга. 

Смотрите также: