V Международный зимний фестиваль искусств, артистическим директором которого является Юрий Башмет, завершил свою работу в Сочи.
Имя всемирно известного музыканта, как и полагается, собирает не менее титулованных особ. Если еще несколько лет назад жанровый диапазон фестиваля был мал и скромен, то сегодня башметовский букет не только состоит из музыкально-вокальных шедевров, но и включает в себя кино, литературу, видео-арт, анимацию, балетный, драматический, музыкальный, кукольный театры, ювелирное искусство...
Подобное разнообразие, конечно же, впечатляет и радует.
Кустурица на один день
На сей раз форум заполучил в качестве участника Эмира Кустурицу. В Сочи прославленный кинорежиссер приехал как музыкант лишь на один день, но и этот день стал огромным событием для будущей олимпийской столицы.
А вот киноретроспектива была представлена не менее именитым режиссером Аки Каурисмяки. Его кино, на первый взгляд не очень броское, со сдержанной, взвешенной эмоциональной палитрой, на самом же деле таит в себе огромную внутреннюю силу, энергетику. Герой Каурисмяки – простой человек, а порой просто обитатель «дна», но с гордостью, мечтами, способный на большие поступки. Режиссер почти всегда своим персонажам оставляет надежду в этой закольцованной, довольно безрадостной жизни.
Музыкальный ряд фестиваля, как и в прошлые годы, был превосходен – от обладателя «Грэмми» камерного ансамбля «Солисты Москвы» до знаменитого джазового скрипача Жана-Люка Понти и итальянского шелкового сопрано, звезды мировой оперной сцены в зените Барбары Фриттоли.
Но если меломаны ощутили настоящий пир, то балетоманы вкусили своеобразный суррогат под названием «Русские сезоны XXI века». Широко разрекламированный проект Андриса Лиепы и его сестры Илзе носит больше коммерческий характер, чем просветительский. А тот китч, который выдается за высокое искусство, просто не поддается никакой критике, хотя на пресс-конференции Андрис Лиепа объявил себя ни больше, ни меньше наместником Дягилева.
Сочи увидел два «русскосезонных» балета – «Шехерезаду» на музыку Римского-Корсакова и «Тамар» Милия Балакирева. Совсем не верится, что этими вульгарными, манерными работами в свое время потрясали Париж.
Конечно же, гвоздем программы явился Николай Цискаридзе. Кстати, на пресс-конференции перед выступлением бдительная звезда успела поразоблачать директора Большого театра Анатолия Иксанова, который намеревался нарушить закон, а Николай Максимович ему не дал этого сделать. (Все, наверное, помнят недавнюю историю, когда по просьбе Юрия Григоровича Цискаридзе пытались отстранить от педагогической деятельности.)
Вечером на сцене в Сочи премьер главного театра страны своим танцем больше делал одолжение, чем постигал глубину образа. Его Золотой Раб из «Шехерезады» напоминал, как ни странно, не страстного раба, а увядающую, но еще вальяжную восточную красавицу. Сам танцовщик находится явно не в лучшей своей форме, так как не было ни легкости, ни изящества, ни внутреннего огня, которые когда-то отличали артиста.
Безжалостный, красивый «Маскарад»
Литература была представлена молодой поэтессой, актрисой Верой Полозковой, одной из самых ярких представительниц блогосферы, Рунета. Ее стихи, или, как сама Полозкова называет, тексты, кажется, пишутся рулонами, этакими сериалами. Академические поэты заклеймили девушку «Димой Биланом от литературы».
На самом деле Вера с завидным постоянством собирает залы и читает, произносит, декламирует, поет свое словотворчество, которое явно пронизано любовью к поэзии Иосифа Бродского. Осуждающая поэтов за то, что они «бухают» (бедные Есенины, Рубцовы, Ахмадулины и прочие там Мариенгофы!) – Вера Полозкова, видимо, трезва всегда; и если судить, как она продает свое творчество, то комбинация «рынок плюс искусство» у нее существует в полной гармонии.
Но если о литературе можно спорить бесконечно, так и не приходя к общему знаменателю, то драматический театр требует незамедлительной реакции, и спорить здесь о чем-то бесполезно. В отличие от литературы театр каждый день рождается и умирает, и его надо просто любить, ценить и ловить каждый его вздох.
Московский театр имени Евгения Вахтангова показал лермонтовский «Маскарад». Вахтанговский худрук Римас Туминас в бытность своей работы в Вильнюсе, привезя «Маскарад» в Москву, потряс столицу этим полотном. Сегодня спектакль поставлен для вахтанговской сцены и, кажется, производит не меньший резонанс, что вполне логично.
По красоте, изяществу, утонченно-изощренной стилистике туминовский «Маскарад» превосходен в высшей степени. Да, лермонтовский текст здесь купирован основательно, но режиссер, видимо, не претендовал на доскональное прочтение классика. Когда видишь этот впечатляющей красоты спектакль, многое прощаешь постановщику.
«Маскарад» сделан в холодной, зимней, полуночной эстетике. Перед нами петербургский Летний сад зимой, где постоянно кружит безжалостная вьюга, где игра идет не на жизнь, а на смерть. Этот бал-маскарад саркастичен, трагичен, обречен в своей заснеженной, жестокой, ледяной красоте.
Леонид Бичевин в роли князя Звездича (кстати, он однокурсник нашего краснодарского новоиспеченного Гамлета Андрея Харенко) удивительно пластичен, легок, тонок. Безусловно, театр другого класса, коим является театр Туминаса, актеру и позволяет брать иные высоты.
Нам, краснодарцам, о таком театре, даже при нынешнем «адекватном, свежем, живом театральном языке, который предложен в «Гамлете» (главный режиссер краснодарской драмы Александр Огарев о своем спектакле), увы, пока даже не приходится и мечтать. Что касается сочинского праздника искусств, то он по-прежнему держит марку, и сочинцы могут без всяких скидок гордиться фестивалем, ставшим для них уже своим.
Зимний меняет политику
Хочется сказать о нынешней репертуарной политике Зимнего театра, который уже полтора года возглавляет Владимир Мишарин. Если раньше Зимний просто являлся прокатной площадкой, то сегодня курортно-обывательский налет сметается и репертуарная политика обретает иную степень, другое звучание.
Сегодня афиша, к великой радости, больше состоит не из легковесных (хотя от этого в приморском городе никуда не денешься) названий и коллективов, а из серьезных спектаклей, прославленных имен. Ряд фестивалей именно здесь получил солидный статус.
Приятно, что продажа электронных билетов, на которую уже равняется чуть ли не весь край, введена при новом руководстве.
И, кстати, последняя новость: на Всероссийском совещании директоров концертных организаций, которое проходило в рамках фестиваля искусств, генеральный директор Сочинского концертного объединения Владимир Мишарин избран председателем Южного отделения Союза концертных организаций России (СКОР).
Стоит отметить, что мини-юбилейный зимний фестиваль искусств в Сочи был плодотворным и небывало урожайным. Если так дальше пойдет, то вскоре будущая олимпийская столица по праву себе присвоит звание столицы искусств.