Вальяжно, но творчески
Постепенно, не без труда, Международный конкурс Юрия Григоровича «Молодой балет мира», кажется, прописался в Сочи основательно. Однако четвертые по счету состязания состоялись не как обычно – осенью, а в начале июня.
В этом есть свой резон, так как осенняя пора не самое удачное время для подобных «забегов».
Чуть больше сорока учащихся хореографических училищ, колледжей, действующих артистов из Японии, Германии, Италии, Казахстана, Белоруссии, Украины соревновались на сцене Зимнего театра, показывая кто свое умение, а кто уже и мастерство.
Надо признать, что на конкурсе атмосфера была немного вальяжная, видимо, курортное солнце дало о себе знать, а так творческий климат сопровождал весь балетный форум.
Видно было, что край и сочинцы со своей стороны сделали все возможное, чтобы мероприятие прошло спокойно и благотворно.
Что касается жюри, то оно состояло в основном из бывших артистов балета, которые сегодня занимаются репетиторской, педагогической, балетмейстерской деятельностью.
Увы, кроме самого председателя судейской комиссии Юрия Григоровича, таких легендарно-знаковых персон не было, хотя в балетном мире прекрасно известны имена Вадима Писарева и Маргариты Дроздовой, в прошлом замечательных артистов балета, много лет отдавших сцене и еще той стране, которая называлась Советским Союзом.
Конкурсант в довесок
Сам конкурс проходил в двух возрастных группах – старшей и младшей и был посвящен 100-летию «Русских сезонов» Сергея Дягилева.
В этом году «Молодой балет мира» запомнился очень мощным составом старшей группы, особенно мужской части. Сильный пол представил из себя такой купаж, что дух захватывало.
Мягкий, чувственный, музыкальный Давид Залеев (Казань), взявший Гран-при, был замечателен как в классике, так и в современном танце.
Удивительному телу танцовщика, кажется, подвластно многое, что он и продемонстрировал, особенно в модерне.
Дмитрий Соболевский (Красноярск), разделивший первое место с японцем Окава Коя, все-таки танцовщик лирического склада и довольно взрослого мироощущения.
Его завидные премьеровские данные, физические возможности были по праву оценены жюри, но харизматичный Олег Ивенко, работающий в татарском балете, наверное, не меньше красноярца достоин первого места, так как и артистизм, техническая оснащенность, умение быть чутким кавалером-партнером выдвигают его в явные лидеры.
Кстати, к Ивенко, видимо, довеском приплюсовали украинца Александра Омельченко, которого из конкурса в конкурс (в 2010 году он был награжден 3-м местом в младшей группе) почему-то отмечают призовыми местами.
Хотя ни чудо-танца, ни особого магнетизма, ни каких-либо особых эманаций, ни умения держать партнершу мы пока не увидели, не почувствовали.
А вот «конкурсный марафонец» Окава Коя, несмотря на дефицит роста, проблему с линиями, стопами, мог бы тоже претендовать на самую высшую награду, так как его умение играючи справляться с техническими трудностями делает представителя Страны восходящего солнца в чем-то недосягаемым для соперников.
Правда, какой репертуар он будет танцевать в будущем, конечно же, проблема, ведь классика явно не его козырь.
И третья премия досталась соискателю из Йошкар-Олы Константину Короткову. Артист необычайного обаяния, открытости, с хорошей энергетикой, широкого диапазона может сегодня стать украшением любого театра.
У женщин конкуренция была менее жесткой, но Кристина Андреева, солистка Татарского театра оперы и балета, безусловно, показалась сильнейшей.
Возможно, у нее нет невероятно красивых линий, но впечатляющая координация (ее фуэте во все стороны просто всех сразили) и балеринский кураж достойны самых высоких похвал.
Вторая премия ушла японке Терада Мидори. Надо отметить, что японская пара работает в Одессе, на славу незалежной Украины. Третью ступень заняла интересная, утонченная балерина из Йошкар-Олы Ольга Челпанова.
Юный бриллиант
К сожалению, младшая группа на этом конкурсе оказалась слабее обычного. Мальчикам даже не присудили первую премию.
Но у девочек номером один стала учащаяся Московского хореографического училища Ксения Рыжкова. Ее «Качуча» была станцована изумительно изящно, обворожительно, прелестно. Хочется только пожелать юному бриллианту достойной огранки.
Однако смутил момент, что хореографическую фантазию французского балетмейстера Пьера Лакотта выдают за хореографию Фанни Эльслер. Как танцевала Эльслер, вряд ли кто помнит, тем более хореографию «Качучи» полуторовековой давности.
В современном танце призы достались Ольге Алферовой, Дмитрию Залескому, Елене Барышниковой.
Огорчительно, что замечательные номера Павла Глухова, специально поставленные для артистов из республики Мари Эл, никак не были отмечены жюри.
А ведь та же миниатюра «Старший брат», сотворенная на конкурсантов младшей группы Старикова Романа и Артема Веденкина, никого не оставила равнодушной своей искренностью, образностью и логичностью, что сегодня в современной отечественной хореографии большая редкость.
Хочется отдельно сказать о дипломантке Айгерим Бекетаевой из Казахстана. Девушка, увы, осталась за призовой чертой, но это нисколько не умаляет ее достоинств.
В сцене из «Лебединого озера» П. Чайковского балерина тронула хрупкостью, нежностью исполнения. Ее Лебедь – незамутненное существо, очень чистое, трепетное и красивое.
Думается, что у Айгерим ее главные победы еще впереди, впрочем, как и у всех участников этого конкурса.
И конечно, показалось очень странным отсутствие на «Молодом балете мира» краснодарцев. Имея целый театр балета Юрия Григоровича и хореографическое училище, мы почему-то не принимаем участия в конкурсе, проходящем на нашей земле.
Стыдно показываться? Про театр не знаю, но в училище так не считают. Тогда в чем же дело?