127

Балетный лазарет

Фото из архива АиФ - Юг

2 января исполнилось 85 лет прославленному балетмейстеру Юрию Григоровичу. Дата более чем серьезная, и вдвойне отрадно, что Юрий Николаевич ее встречает в полном здравии. И пока все прогрессивное человечество отмечает замечательный юбилей, Кубань, где существует целый Театр балета имени мастера, тоже присоединился к прекрасной дате, правда, немного странным образом.

Наш праздник в честь маэстро был громко протранслирован  как «Фестиваль балетов Юрия Григоровича», где в две декады, показали пять полотен хореографа. На самом же деле «фестивальное ретро» больше походило на обыкновенную рабочую афишу.

«Легенда о любви» – одна из ранних работ Григоровича, которая и привела начинающего новатора к почти тридцатилетнему безраздельному властвованию, как Большим театром, так и всей советской Терпсихорой. А вот балет на музыку Дмитрия Шостаковича «Золотой век» вряд ли можно назвать шедевральным, возможно, к удаче в этом спектакле можно отнести лишь сюиту «Кабаре», картину, где растленные нэпманы находятся в пьяном загуле.
Оргия поставлена со смаком, чувственно, образно. На фоне этого буквально самостоятельного спектакля ратный труд и бескомпромиссная борьба доблестных комсомольцев с врагами коммунизма, увы, показаны Григоровичем крайне скромно, без всякого энтузиазма и вдохновения. 

Шекспировская трагедия «Ромео и Джульетта», наверное, один из самых, бесцветных и скучнейших балетов хореографа. Так «уколыбелить» и однообразить Шекспира, наверное, мало кому из балетмейстеров такого масштаба удавалось. Не спасает даже гениальная музыка Сергея Прокофьева и костюмы и сценография Симона Вирсаладзе.

Адаптировал к кубанским условиям Юрий Григорович и свое дебютное хореографическое полотно – прокофьевский «Каменный цветок»! Более урезанного (возможно, в этом ряду стоит еще «Спящая красавица») балета трудно себе представить. В «Каменном цветке», именно в нашей постановке, практически отсутствует финал, нет главных героев, есть лишь массовые сцены и Хозяйка Медной Горы. Одним словом, про что краснодарский «Цветок», так и остается загадкой. 

Возможно, лишь «Щелкунчик» П. Чайковского в этом грустно-будничном фестивальном параде и стал приятным событием. «Щелкунчик» – один из самых лучших балетов Григоровича. Он светел, прозрачен, тих, красив, словно падающие снежинки. Балет напоминает чистый, незамутненный детский сон. Здесь Юрий Григорович изыскан, трогателен и необычайно легок. Именно этим искрящимся, как первый снег, спектаклем и завершилась так называемая балетная феерия. 

К сожалению, очередной раз огорчила труппа! У нас элементарно некому танцевать ведущие мужские партии, а два наших премьера – Инь Даюн и Владимир Морозов представляют этакий балетный лазарет, со своими травмами и болячками.  Владимир Морозов, танцующий все подряд, с одинаковой грацией и одинаковыми ошибками, – удивительно работоспособен, но танцовщик явно не премьеровского склада, уровня.

И можно понять, почему убираются трудные вариации, элементы, а танец упрощается до катастрофических масштабов. Хотя Юрий Николаевич и без того облегчил задачу периферийному балету, приспособив свои сложные спектакли к нашим реалиям. Печально, что самому мастеру особо нет дела до своего ребенка, да и лишний раз в интервью, в беседах маэстро старается не упоминать о краснодарской труппе. 

В последнее время мы не видим и звездных гастролеров, которые хоть как-то могли бы разбавить нашу провинциальную скуку. Кстати, на фестиваль балета их ждали, но к нам не заглянули даже солисты третьего ряда ни из Большого театра, ни из Санкт-Петербурга. Зато 5 февраля реклама зазывала на звездного «Щелкунчика». Звезды были наши, родные, кубанские...

Смотрите также:

Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Опрос

Где планируете провести отпуск или выходные?

Ответить Все опросы

Топ 3 читаемых

Самое интересное в регионах