И на вопрос нашего читателя, не знаем ли мы, кто нахлобучил на голову Александра Сергеевича дед-морозовский колпак, теперь можем ответить утвердительно. Знаем.
«Опыт - переняли!»
Наша газета, как и многие кубанцы, представители краевых СМИ, идею переодевания памятника Пушкину в красную шубу признали, мягко сказать, неудачной и даже кощунственной. Однако нашлись и те,кому ряженый Александр Сергеевич приглянулся. Догадываетесь? Правильно - устроителям этого маскарада. «Шутку» неуместной они не признали. Скорее напротив - даже креативной! И заявили, что мнение таких, как мы, «не является доминирующим».
Приводим выдержки из официального ответа краевого департамента культуры: «Традиция обряжения памятников известным людям и скульптурных композиций пришла в Россию из Европы. Впервые «укутан» в теплую шубку был памятник Русалочке в Копенгагене, где власти города решили таким способом привлечь внимание граждан к проблемам сохранности памятников. В России в 1998 году специально сшитые для скульптуры Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» одежды цветов российского флага позволили собрать начальный капитал для открытия фонда по восстановлению памятника, которое было завершено в 2009 году».
Далее идет рассказ о том, что переодевание памятников с целью привлечения внимания к проблемам сохранности культурного наследия проводится во многих городах России - Челябинске, Красноярске, Петербурге и Москве, где в дни новогодних каникул в костюм Деда Мороза наряжают памятник основателю белокаменной Юрию Долгорукому. А на Украине к празднику независимости наряжают в национальный костюм памятник поэтессе Лесе Украинке.
Так вот, «продолжая сложившуюся традицию», краевая научная библиотека им. А.С. Пушкина разработала сценарий литературно-музыкального праздника, посвященного встрече Нового года. «Акция, имевшая целью создание атмосферы сопричастности и участия в народных гуляньях любимого поэта, получила положительные отзывы зрителей, явилась неформальной, оригинальной пропагандой монументально-исторического наследия». А необычное состояние памятника в новогодние дни привлекло на Пушкинскую площадь значительное количество краснодарцев и гостей города. И количество посещений библиотеки увеличилось по сравнению с тем же периодом прошлого года. Вырос и спрос на литературоведческие книги, особенно по биографии А. С. Пушкина, появились запросы в электронный читальный зал по творчеству поэта».
«Это не курьез, это катастрофа»
Честно говоря, из ответа департамента культуры мы так и не поняли, что же явилось целью этой «акции» - привлечь внимание к сохранности памятника, отметить народное гулянье вместе с бронзовым монументом или же - еще банальнее - увеличить количество читателей «Пушкинки»?
А может, показать, что и мы, мол, других не хуже. Такие же продвинутые! Додумались самого гения русской поэзии обрядить и всех удивить. Удивили так удивили! Потом, правда, «в кусты» спрятались… Ведь народ в большинстве своем зрелище не оценил. Наверное, поэтому ответ этот выглядит скорее как оправдание. Признайтесь, господа, вы ведь не такой реакции ожидали?
Не беремся вступать в полемику с теми, кто курирует нашу культуру. Им, видимо, виднее. Если уж структура, призванная эту самую культуру прививать в массы, так считает… Грустно, господа.
МНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛОВ
- Ловкость, которой манипулирует в своем ответе департамент культуры, потрясает! -
говорит Александр АПОЛЛОНОВ, скульптор, член-корреспондент Российской академии художеств. - Когда у человека нет духовного фундамента - можно так считать. Отношение к памятникам свидетельствует об эстетической культуре нашей власти. На Кубани, к сожалению, она крайне низкая. Отсутствие знаний в этой области избавляет чиновников от любых сомнений, а мнение профессионалов не просто не учитывают, а практически всегда делают наоборот. Вот мемориалу воинам-афганцам в Первомайской роще сменили облицовку - бронзовую скульптуру покрыли масляной краской. Памятник Авроре долгие годы не чинится. Зато Пушкина обрядить решили! Нет, это не курьез, это уже катастрофа.
Действительно, и я в Москве видел Долгорукого, облаченного в Деда Мороза. Но там был еще вертеп перед памятником - на мой взгляд, неудачный.
В Финляндии, например, в День студента водружают шапочку на голову одной из местных статуй. Известно и как дурачатся курсанты нахимовского училища в день своей «alma mater». Норовят коню из «Медного всадника» надраить его мужское достоинство. Удачу, говорят, такой ритуал приносит. А Екатерине - всунуть в руку бокал с шампанским. Может, и нам такой опыт перенять? Думаю, это обычное хулиганство!
И разве подобает нам брать пример с подобных выходок?
Сам же автор памятника - Владимир ЖДАНОВ, трудившийся над возвышенной, гордой скульптурой Пушкина почти два десятка лет, и вовсе после такого ответа департамента сник.
- Это свидетельствует не просто о бестактности, но о вопиющем бескультурье. Меня даже не поставили в известность о происходящем, как когда-то не соизволили посоветоваться по поводу переноса памятника, - сетует Владимир Андреевич. - Раньше подобные вопросы не могли решаться без участия худсовета, а сейчас, мне кажется, и подобного совета уже нет. Вот и появляются на городских улицах случайные, китчевые скульптуры, а памятники, воспевающие нашу историю и духовность, почему-то постоянно мешают нашим чиновникам. Если таким образом стоит нести культуру в народ, может, нам тогда храм А. Невского сделать казацким балаганом? А главных устроителей этого маскарада я бы обрядил в Бабу Ягу - если это женщина или в Кощея - если мужчина. Чем не потеха для народа?
Знаете… я ведь даже на постамент пушкинский никогда не ступал - хоть и сам его ваял. Потому как права не имею.
А тут у людей рука поднялась наряжать. Э-эх!.. Бог мне этот памятник дал, как и многие другие. Он учил прощать. И того, кто превратил моего Пушкина в чучело, прощаю…
P.S. Не знаем, обиделся бы сам Александр Сергеевич, знай, что когда-то потомки решат так его принарядить, но все-таки просим прощения, на всякий случай, за всех.
Комментирует адвокат Краснодарской краевой коллегии адвокатов Евгений ИВАНОВ-КУЛИГИН:
- Согласно Закону вопрос о переодевании памятника можно рассматривать и как акт вандализма, и в контексте защиты авторских прав. И лично я, если понадобится автору памятника, готов оказывать ему всяческое содействие в этих вопросах. Обряжение скульптуры - это изменение ее облика. Без согласия автора это недопустимо.
И вообще, защита авторских прав - это серьезнейшая проблема, в том числе и у нас, на Кубани. Так, изображения памятников Екатерине (возле здания ЗСК), казачеству (напротив администрации края) сегодня используются везде и всюду - на открытках, календарях, конфетах, консервах и т.п.
Автор этих памятников, между прочим, Аполлонов. И с ним должен заключаться лицензионный договор. То есть вопрос об изображении должен быть под авторским контролем.
А на деле получается - мало кто этому закону следует. Кто спросил автора: можно ли созданное им изображение использовать? Единицы. Вот и приходится за защитой своих авторских прав обращаться в суды. А они у нас в эти вопросы вникать не любят. К сожалению.