Примерное время чтения: 10 минут
886

Линия партии без «перегибов»: изъять, отобрать, согнать... Сломить и подчинить

Виктор Яковлевич Онищенко, кандидат технических наук, доцент Академии ИМСИТ. Автор более 30 работ по краеведению:

Краснодар, 12 февраля – «АиФ-Юг». 24 января 1919 года вышла в свет директива ЦК РКП (б), положившая начало массовым репрессиям в отношении казачества. До сих пор точно неизвестно, сколько же людей потеряла Кубань, сколько казаков сгинуло в кровавой мясорубке…

В 1994-м в российском календаре появилась особая дата: День памяти жертв политических репрессий казачества. 

О «перегибах на местах»

«АиФ-Юг»: - Виктор Яковлевич, помимо советских репрессий, история знает и другие события: жестокое подавление бунтов времен Булавина, Пугачева. Но никто о великодержавных репрессиях не говорит.

- То были не репрессии, а контрдействия. Казаки выходили за рамки. Возникло противоборство, как на ринге. Если один другого в драке побил, это же не репрессия?

А в 1919-м году и позже были именно репрессии. Власть вне боевых действий карала все казачье сословие, включая женщин, детей, стариков. Уничтожалось казачество - кубанское, донское и пр. 

Цифры

Общеизвестно, что обнародовать данные запретил Сталин, когда увидел колоссальный процент сокращения численности населения вследствие коллективизации.

«АиФ-Юг»: - Среди мнений о причинах национализации, коллективизации, голодомора есть довольно оригинальные. Мол, идея была здравая (в контексте интересов строящегося государства), но воплощена не по уму. Виноваты исполнители на местах. Кивают на Сталина, который говорил о «перегибах»…

- Да что вы?! Никакой чиновник, и тем более партийный деятель, никогда бы не отважился пойти каким-то своим путем. Если такие смельчаки и встречались, от них немедленно избавлялись.

Решения принимало высшее руководство, централизованно, в масштабах страны. На Кубани, на Дальнем Востоке, в средней полосе происходило одно и то же. Не было «перегибов». Была линия партии: изъять, отобрать, согнать... Сломить и подчинить.

На Кубани была высочайшая культура землепользования

 

«АиФ-Юг»: - А почему до сих пор нет точных данных о числе жертв голодомора?

- Казалось бы, голову ломать не нужно, стоит свериться с данными переписи населения: было, стало. Но итоги переписи 1926-го и 39-го до сих пор засекречены.

Общеизвестно, что обнародовать данные запретил Сталин, когда увидел колоссальный процент сокращения численности населения вследствие коллективизации.

Почему статистика до сих пор засекречена? Наверное, есть силы, этому препятствующие. Очевидно одно: в засекреченном временном отрезке помещается самая страшная, трагичная история Кубани.

По моим оценкам, край потерял до миллиона выходцев из казачьего сословия. Сужу по доступным архивным данным, рассказам земляков, родственников, чья молодость пришлась на лихолетье.

Мама говорила: «Страшнее голода ничего нет. Остальное ерунда». В нашей станице Калининской (Поповичевской) голодомор унес семь тысяч человек. Мама выжила, потому что ее взял в прислужницы сотрудник НКВД. 

С его стола перепадали объедки. А вся ее семья вымерла.

Власть вне боевых действий карала все казачье сословие, включая женщин, детей, стариков

 

Выжили, потому что ели…

«АиФ-Юг»: - А деятели НКВД и прочие партийцы в голодомор хорошо питались?

- Нормально. И в 33-м, и в 47-м. В послевоенный голодный год я учился в школе. В архивных документах видел: продовольствие в крае было. Якобы отпускалось неимущим, многодетным, семьям погибших. Занимались распределением партийные органы.

До нашей станицы однажды дошла одежда из-за границы. И был в нашем классе мальчик из многодетной семьи: страшно худой, оборванный, еле ноги переставляет... Матери его с этого распределения достался… шарфик.

Другой одноклассник - сын райкомовской секретарши. Он после распределения пришел в новом пальто, в атласной рубахе, каких-то немыслимо модных брюках. Мы смотрели на него как  на чудо, совершенно нам недоступное. Так же с продовольствием.

Говорят, человек без еды может прожить месяц. Если бы им раз в месяц дали килограмм хлеба - семь тысяч моих земляков не умерли бы. Но их не стало. А сторонники власти остались.

Цифры

По моим оценкам, край потерял до миллиона выходцев из казачьего сословия. Сужу по доступным архивным данным, рассказам земляков, родственников, чья молодость пришлась на лихолетье.

Люди в станицах знают друг о друге всю подноготную. Такой-то состоял в комитете бедноты, ходил по дворам. И вон та - тоже, у таких-то забрала  последний узелок.

Я одну тетку из своего детства помню: обрюзгшая, толстая. И все знали: она и ее семья выжили, потому что ели людей. 

«АиФ-Юг»: - В 20-х, а особенно в 30-х, происходило замещение коренных жителей. Казаков насильно переселяли в другие регионы, оставшиеся вымирали от голода. В их домах поселялись семьи красноармейцев с Поволжья, других мест. Как пришлые люди повлияли на кубанский этнос?

- В Полтавской было 16 тысяч жителей, а после 33-го - около тысячи. Примерно такое же соотношение было в Медведовской, Старощербиновской и многих других станицах. Вот и судите. До революции станичники делились на казаков и иногородних, в предвоенные и послевоенные годы - на хохлов и кацапов. 

Приезжие изменили этнический состав, уклад и традиции. На Кубани была высочайшая культура землепользования. Люди знали, где какая травинка растет. Приезжие долгие годы проходили акклиматизацию, учились работать в поле…

Тем не менее, в большинстве первых сорока кубанских станицах (бывшая Черномория) и доныне основу составляет коренное население, традиции живы.

Казаки делились на строевых и казаков внутренней службы

 

Лучшее, что придумали

«АиФ-Юг»: - Сегодня говорят о возрождении традиций. Одного казака даже на кругу выпороли за провинность... 

- Это не традиция. Плетьми били, пили, хулиганили в Запорожской Сечи. После переселения на Кубань казаки были принуждены соблюдать цивилизованные нормы поведения, принятые в Российском государстве.

И когда это казаки занимались патрулированием? Казаки делились на строевых и казаков  внутренней службы.

Строевые охраняли границу, воевали либо пропадали на учениях. В свободное время вели хозяйство, работая на земле.

Внутреннюю службу несли десяток-два станичных казаков. Они выполняли распоряжения атамана, в том числе по поддер­жанию порядка в станице. 

«АиФ-Юг»: - На ваш взгляд, какое из последствий расказачивания для Кубани и кубанцев самое негативное?

- К сожалению, утрачены традиции казачьего самоуправления. О принципах писал еще Лев Толстой: «Это  лучшее, что люди придумали».

Любопытно, что идеология, которую несли большевики: свобода, равенство, самоуправление - перекликалась с той, что была у казаков. Но воспользоваться их опытом не вышло. Свободных выборов, как задумывалось Лениным, не было.

Кадровый вопрос решала партия. Про честные выборы в наше время промолчу… А что касается эффективности административного управления… Станицей с населением в 13 тысяч управлял атаман, два его заместителя и два судьи.

Сегодня в Калининской 11 тысяч жителей, конторский персонал зашкаливает за сотню. В администрации района -тысяча чиновников. Вот вам и эффективность...

Видео: youtube.com / TrueUkrainian

Досье

Виктор Яковлевич Онищенко

Родился в ст. Калининской в 1936 году. Кандидат технических наук, доцент Академии ИМСИТ. Автор более 30 работ по краеведению. Включая книги: «Кубанская станица Поповичевская (Калининская): 1808-2008», «Кубанское казачество в исторической ретроспективе».

История - точная наука, но не секрет, что пишется порой по заказу. Но долго так продолжаться не будет, считает краевед. История живет в памяти народной, передаваясь от поколения к поколению, оседая в семейных документах и архивах.

В этих самобытных процессах накопления исторических знаний нет места мифам и легендам: семьи хранили память лишь о достоверных деяниях предков.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Опрос

Где планируете провести отпуск или выходные?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах