aif.ru counter
230

Он никогда не рисовал войну

Там его вместе с другими пленными вывели на базарную площадь и предложили жителям взять их в работники. Вацлав попал к местному купцу Итяксову. Вскоре он женился на дочери купца, взял фамилию жены. Имя Вацлав также пришлось сменить на звучащее более привычно – Василий. Появилось отчество – раз отец был Якубом, значит, Яковлевич. У Итяксовых было четверо детей, но больше всего был похож на отца единственный сын Петр. И только ему, единственному из детей Василия Яковлевича Итяксова (Вацлава Матулы), в паспорте в графе о национальности позже напишут «чех», по поводу чего, кстати, он будет очень переживать.

Родился Петр Итяксов в 1922 г. в с. Пилюгино Саратовской обл. Рисовать начал рано, и первой его художественной школой стала изостудия Дворца пионеров г. Энгельса. Одновременно приходилось учиться в вечерней школе и работать в авиамастерских, но юноша мечтал поступить в Саратовское художественное училище, хотя отец был против. Все изменил случай. Как-то к ним домой пришел учитель рисования из Дворца пионеров и стал убеждать отца отпустить его в Саратов. В это время по включенному радиоприемнику передали, что в Москве на выставке детского рисунка, посвященной Пушкину, есть хорошая работа Пети Итяксова из Саратовской области.

И отец сдался. Так в 17-летнем возрасте Петр поступил в художественное училище на отделение живописи. Но доучиться не успел – началась война. В 1941 г. его призвали в армию на Дальний Восток, где служил командиром минометного отделения. Вдруг его вызывают в Генеральный штаб. Там Петра спросили, знает ли он чешский язык. Он ответил, что плохо, но переводчица, немного поговорив с ним, дала ему прочитать чешский текст. Читал он свободно, к тому же знал еще и немецкий.

Так Петр Итяксов оказался в группе разведчиков «Клим», направляемых в глубокий тыл немцев – в чешские земли для контроля перемещений немецких воинских частей и баз. В составе группы было пятеро разведчиков.

…Прыгнув с самолета в ночной лес, парашютисты собирались под соснами. Нашли друг друга только четверо. Потом долго шли лесом, пока их, усталых и грязных, не обогрели старики-чехи в селе Цетораз. Выбирали участки, с которых просматривались шоссейная и железная дороги и откуда можно было наблюдать за передвижением вражеской техники. Спали в лесу. Однажды набрели на домик лесника. Зять лесника Вацлав Рихтаржик пригласил их жить к себе.

По легенде, Петр Итяксов был чехом из Подкарпатской Руси. Этим он объяснял странные для уха архаичные нотки в своем акценте.

Как-то Петру пришлось для сбора сведений поездом ехать в Черновцы. Он оказался в одном купе с немецким офицером. Изменив легенду, Петр рассказал, что его зовут Петр Матула, что он художник и бежит от советской власти, потому что нарисовал злостную карикатуру, за что ему полагается 25 лет лагерей, а то и «вышка». Немец попался любознательный, все спрашивал, когда лучше жилось в России: при царе, при коммунистах или при немцах? Итяксов ответил так: «При царе я не жил и не могу судить. От коммунистов, как видите, удираю. А при немцах пока не было мирной жизни, поэтому еще неизвестно, как будет…» Офицер похвалил своего собеседника за дипломатичность и смелость.

Больше всего хотелось Итяксову что-то узнать о родственниках своего отца, оставшихся в Чехии, встретиться с ними. Но разведчику это было строго запрещено, и удастся это сделать Петру уже после смерти отца, в 1959 году.

А самым тревожным для Петра Итяксова днем войны стало 9 мая 1945 года. По шоссе, проходившему недалеко от домика лесника, нескончаемым потоком шли на запад немецкие колонны. Немцы запеленговали радиопередачу о передвижении их войск, которую разведчики вместе с лесником и его зятем вели из их домика, и открыли по нему огонь из пушек и минометов. Лесник с женой, их дочь Блажена с приехавшей погостить подругой спрятались от обстрела в каменном сарае для скота на заднем дворе. Но две коляски с четырехмесячными дочками Блажены и ее подруги остались на простреливаемой лужайке перед домом. Петру удалось схватить коляски и вытолкнуть их в укрытие. Потом полез на чердак, где была рация. И – один из последних выстрелов той войны снес крышу домика лесника вместе с чердаком… Очнувшись после контузии, он увидел старого лесника, который благодарил его за спасение своей внучки.

Маша Рихтаржикова знала, что у нее два отца – родной и тот, который спас ее в последний день войны. Она и сына своего назвала Петром – в честь спасшего ее разведчика Итяксова. Многие годы Петр Итяксов дружил с ее семьей.После демобилизации П. Итяксова приглашали учиться в Москву в разведотдел, но он отказался, сказав, что разведчиком был лишь во время войны, а в мирное время он – художник. Работал учителем рисования в Ивано-Франковской области, потом поехал в Ужгород, где был поражен закарпатской школой живописи и решил продолжить обучение в местном художественном училище, поступив на третий курс.

Прошедший войну, Петр Итяксов никогда ее не рисовал, хотя в его творчестве было много картин, воспевающих красоты чешских лесов и Карпатских гор. Но – везде только лишь тишина, звенящая и ликующая:

Как у Бетховена – Минное форте и глухая, на восемь октав, тишина…

Сам Петр Итяксов считал свой стиль «звуками тишины». Стиль этот был сформирован известнейшей во всей Европе закарпатской школой живописи. В работах закарпатских мастеров, наверное, больше всего поражает прозрачный, воздушный свет в центре пейзажа. Такой же свет видим и в работах П. Итяксова. Ему был близок дух импрессионистов, и он учился у французских основателей этого движения, а также русских приверженцев – Поленова, Серова. Петра Итяксова всегда волновала стихия природы: снегопад, гололед…

Закарпатская Украина только что по договору между ЧСР и СССР вошла в состав Советского Союза, и в Ужгородском художественном преподавал весь цвет закарпатских художников: живопись преподавал А. Эрдели, рисунок –

Ф. Манайло, композицию – Контратович, монументальное искусство – И. Бокшай. Это были мастера мирового уровня.

Училище Петр Итяксов окончил в 1950 г.

В 1951 г. умер его отец, и в Саратовской области запрещали его хоронить из-за отсутствия у него советского гражданства. Петр припоминал, что когда-то отец оформлял документы на принятие гражданства, клеил марки госпошлины, но, по-видимому, дело не было доведено до конца. Вместе с телом отца выслать хотели и сына. Отца похоронить как-то удалось, но когда, уже в Ужгороде, его вызвали в КГБ и сказали, что ему придется покинуть СССР, поскольку у него нет советского гражданства, Петр парировал: «А как вы сами будете объяснять то, что я прожил в СССР 30 с лишним лет без гражданства?» К тому же он ведь получил в свое время советский паспорт! Помогли в управлении разведки Прикарпатского военного округа, посоветовав посылать «бдительных» работников органов «куда подальше»…

После войны через газету «Руде право» Петр Итяксов разыскал чешских родственников своего отца. Ему сообщили, что его отец Вацлав Матула «пропал без вести во время первой мировой войны». В городе Йиглава даже поставили ему памятник. Никто из родных не знал, что он попал в плен в Россию и остался там.

В свой первый послевоенный приезд в Чехословакию в 1959 г., кроме родных, Петр Итяксов встретился и со стариком лесником, и с его зятем Вацлавом…

После училища Петр Итяксов работал в издательстве, театре, иллюстратором в газетах, занимался монументально-декоративным искусством и живописью в различной технике: масло, акварель, гуашь, темпера, монотипия. В 1960 г. стал членом Союза художников СССР.

Петр Васильевич Итяксов был известным художником-монументалистом (именно это специальность он получил в Ужгородском училище). Его монументальные мозаики разбросаны по многим городам бывшего СССР: в Тернополе, Элисте, Анапе (концертный зал «Летняя эстрада» – правда, недавно мозаику здесь накрыли сверху другим изображением – и пансионат «Золотые пески»); Новороссийске (здание детсада и «Триптих» на торцах трех жилых многоэтажек).

В 1974 г. Петр Итяксов приехал в Новороссийск. Здесь, на склоне холма, он построил свой дом, верхний этаж которого, окнами обращенный к морю, превратил в мастерскую. Мозаика в этом доме везде – на полу, стенах и в подвале, который, кстати, появился «по необходимости» – на стройке оказалась огромная воронка

со времен войны. На стене – три фигуры в национальных костюмах: гуцульских, украинских и русских. Выкладывать мозаику и в доме, и «для всеобщего обозрения» художнику помогала жена Людмила.

Дом, построенный Итяксовыми, удивителен. Он наполнен узенькими переходами, крутыми лесенками, комнатками – в подвале, на первом и втором этаже (одна из них – мастерская), на мансарде. Но оттого, что мебель встроена в стены, кажется, что дом, как и картины Итяксова, наполнен воздухом. Художественный вкус чувствуется везде: даже картонные коробки из-под яиц пошли в ход на украшение потолка. Этот дом до сих пор наполнен теплотой хозяина – кажется, дом ждет его и не спешит отдавать теплоту, вложенную в него; наполнен любовью семьи Итяксовых…

 В начале 2000-х, с созданием в Новороссийске чешского общества, Петр Итяксов стал участником встреч местных чехов. В свой ознакомительный приезд тогдашний посол ЧР в РФ Ярослав Башта посетил и выставку художников Итяксовых – отца и сына. Сын Петра Итяксова, Виталий (1962 г. р.), – тоже художник, но, в отличие от отца, ему более близки сюрреализм, модернистская стилизация и символика. Его работам присущ скрытый юмор и чувственная игра с цветом.

В 2002 г. выставки отца и сына Итяксовых проходили в Посольстве Чешской Республики в Москве, затем в Российском центре науки и культуры в Праге и в галерее «При Вратах Матери Божьей» в родном городе Вацлава Матулы Йиглаве. Кстати, выставка проходила там под названием «Отец и сын. Возвращение».

Петр Итяксов всю жизнь стремился вернуться к своим корням. Он любил Чехию, любил Карпаты, любил Новороссийск. И, наверное, вернулся во все свои любимые места. Вернулся своими работами и своей душой.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах