Уникальные копии известнейших русских и зарубежных кораблей: первого российского линкора, испанских каравелл, легендарного корабля греческих аргонавтов и даже древнеегипетской ладьи 2 тысячелетия до нашей эры — эти и многие другие макеты создал в своей мастерской геленджичанин, бывший майор пограничных войск Анатолий Старухин.
2500 узлов вручную
Мастер показывает нам легендарный линкор «Божье предвидение». Самая большая в мире копия построенного в 1700 году под руководством и по чертежам Петра Первого корабля с трудом умещается на столе:
- В свое время «Божье предвидение» было шедевром корабельного деревянного зодчества по своей красоте и отделке, - рассказывает Анатолий Николаевич.- Я делал этот парусник 2 года. Склеивал, выпиливал, красил... Сколько ниток ушло на то, чтобы создать весь такелаж корабля — почти 2500 узлов, сделанных вручную...
В мастерской Анатолия Старухина прошлое оживает настолько, что огромный корабль, спусти его на воду, кажется, готов хоть сейчас отправиться в путь по морю. Кстати, каравеллы флота Христофора Колумба - «Санта Мария», «Пинта» и «Нинья» - одни из первых работ моделиста - хоть и не морем, но ушли в Испанию и стали гордостью музея порта Уэльва. Макеты, задуманные специально к 500-летию открытия Колумбом Америки, Старухин отдал в дар испанскому королю Хуану-Карлосу 1 в 1992 году. Стоимость подарка, по подсчетам экспертов, составила в то время около 100 млн. рублей.
Корабли без единого гвоздя
Уроженец Узбекистана, Анатолий Николаевич перенял свой дар от деда, который был краснодеревщиком. Самый первый макет Анатолий сделал еще в начале 1950-х гг. во время учебы в Суворовском училище. Корабль подарили сигнальщику крейсера «Варяг», а тот - ташкентскому дворцу пионеров. Автор работы увидел свой фрегат в Москве на ВДНХ, с подписью: «Ученик 9 класса г. Ташкента»...
К моделированию он вернулся только спустя 30 с лишним лет. Говорит, что перед тем, как сделать один из своих кораблей, неделю сидел над чертежами:
- Чтобы сотворить корабль, нужно быть немножко инженером, немножко плотником, а еще резчиком по дереву, технологом, а главное - обладать большим терпением — макеты я делаю без единого гвоздя. Научить этому, считаю, невозможно. Каждая работа индивидуальна. Самое главное - увидеть корабль в своем воображении!
От древнеегипетской ладьи до «Байкала»
Сейчас в мастерской Анатолия Старухина можно увидеть и парусник «Байкал», который в свое время исследовал все восточное побережье.России, и голландский корабль «Зихан», путешествуя на котором мореплаватель Тасман открыл остров с одноименным названием, испанскую каравеллу «Санта Мария», американский корабль, на котором отправился в круиз Марк Твен, и, конечно, «Арго» - на нем, по легенде, уходили в плавание за Золотым Руном греческие герои. Никаких лаков и красок мастер не признает, считая, что их применение снижает ценность работы. Макеты Анатолий Старухин хранит в мастерской — помещение моделисту несколько лет назад на безвозмездной основе предоставила городская администрация.
Сейчас корабельшик работает над макетом древнеегипетской ладьи — такие пра-корабли бесшумно передвигались по Нилу еще во 2 тысячелетии до нашей эры. Когда ладья будет готова, то необычную коллекцию Анатолия Старухина смогут увидеть жители Краснодарского края и России.