Примерное время чтения: 4 минуты
63

Круиз вглубь веков

Уникальные копии известнейших русских и зарубежных кораблей: первого российского линкора, испанских каравелл, легендарного корабля греческих  аргонавтов и даже древнеегипетской ладьи 2 тысячелетия до нашей эры — эти и многие другие макеты создал в своей мастерской геленджичанин, бывший майор пограничных войск Анатолий Старухин.

2500 узлов  вручную

Мастер показывает нам легендарный линкор «Божье предвидение». Самая большая в мире копия  построенного в 1700 году под руководством и по чертежам Петра Первого корабля с трудом умещается на столе:

- В свое время «Божье предвидение» было шедевром корабельного  деревянного зодчества по своей красоте и отделке, - рассказывает Анатолий Николаевич.- Я делал этот парусник 2 года.  Склеивал, выпиливал, красил... Сколько ниток ушло на то, чтобы создать весь такелаж корабля — почти 2500 узлов, сделанных вручную...

В мастерской  Анатолия Старухина прошлое оживает настолько, что огромный корабль, спусти его на воду, кажется, готов хоть сейчас отправиться в путь по морю. Кстати, каравеллы флота Христофора Колумба - «Санта Мария», «Пинта» и «Нинья» - одни из первых работ моделиста -  хоть и не морем, но ушли в Испанию и стали гордостью музея порта Уэльва. Макеты, задуманные специально к  500-летию открытия  Колумбом Америки,  Старухин отдал в дар испанскому королю Хуану-Карлосу 1 в 1992 году.  Стоимость подарка, по подсчетам экспертов, составила в то время около 100 млн. рублей.

Корабли  без единого гвоздя

Уроженец Узбекистана, Анатолий Николаевич  перенял  свой дар от деда, который был краснодеревщиком.  Самый первый макет  Анатолий  сделал еще в начале 1950-х гг. во время учебы в Суворовском училище. Корабль  подарили сигнальщику крейсера «Варяг», а тот - ташкентскому  дворцу пионеров. Автор работы увидел свой фрегат в Москве на ВДНХ,  с подписью:  «Ученик 9 класса г. Ташкента»...

 К моделированию он вернулся только спустя 30 с лишним лет. Говорит, что  перед тем, как сделать один из своих  кораблей,   неделю сидел над чертежами:

- Чтобы сотворить корабль, нужно быть немножко инженером, немножко плотником,  а еще резчиком по дереву, технологом, а главное - обладать большим терпением — макеты я делаю без единого гвоздя. Научить этому, считаю, невозможно. Каждая работа индивидуальна. Самое главное  - увидеть корабль в своем воображении!

От древнеегипетской ладьи до «Байкала»

Сейчас в мастерской   Анатолия Старухина можно увидеть и парусник «Байкал», который в свое время исследовал все восточное побережье.России, и  голландский корабль «Зихан», путешествуя на котором мореплаватель Тасман открыл остров с одноименным названием,   испанскую каравеллу «Санта Мария», американский корабль, на котором отправился в круиз Марк Твен, и, конечно, «Арго» -   на нем, по легенде,  уходили в плавание за Золотым Руном греческие герои. Никаких лаков и красок мастер не признает, считая, что их применение снижает ценность работы. Макеты Анатолий Старухин хранит в мастерской — помещение моделисту несколько лет назад  на безвозмездной основе предоставила городская администрация.

Сейчас корабельшик  работает над макетом древнеегипетской ладьи — такие пра-корабли бесшумно передвигались по Нилу еще  во  2  тысячелетии до нашей эры. Когда ладья будет готова, то  необычную коллекцию Анатолия Старухина смогут увидеть жители Краснодарского края и России. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Опрос

А вы часто бываете в театре?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах