Примерное время чтения: 6 минут
102

«Не разбивайте страну!»

- Я хоть и не суеверный, но когда взглянул на памятник, взяла оторопь: разбитый колокол - это же не по-христиански! – в словах Александра Аполлонова звучит грустная нота. Так уж вышло, что автор знаковых для Кубани скульптур в родном крае теперь не востребован.

О том, что сегодня тревожит мастера, о чем болит его душа, он рассказал на встрече с журналистами в пресс-центре «АиФ-Юг».

Власть и сатира

- Александр Алексеевич, как известно, ваши отношения с властью испортились в период создания «Екатерины II». Вас заподозрили в растрате бюджетных денег…

- Скажу сразу: моя совесть чиста. Над памятником я трудился еще с 1975 года вместе с покойным Виталием Бардадымом, известным писателем и краеведом – он консультировал и подсказывал. Когда мне доверили госзаказ, решил сделать все по уму. Не думал, что творчество ляжет в юридическую плоскость. Если вспомнить, воссоздание Екатерины Великой было главным условием передачи на Кубань из США казачьих регалий.

В свою очередь с меня потребовали сделать работу в короткий срок и за минимальную сумму. Попытался возразить, тогда и посыпались обыски, проверки. Но, как оказалось, предъявлять мне нечего - и это подтвердили следственные органы. Немногие знают, что сегодня скульптура, хоть и открыта, но до конца не готова. Часть деталей находится у литейщиков: это два трехглавых орла, которые должны занять свое место на фонаре, и огромный картуш для постамента…

- Вы передали авторские права на Екатерину и ряд других скульптур, символизирующих Кубань, английской фирме. Считаете, это правильно?

- А что мне оставалось? Мою незаконченную работу через суд пытались передать другому скульптору. Да, абсурдно, что кубанскую символику сегодня защищают англичане. Но, видимо, только так у нас можно заставить считаться с автором. Поразительно, в нашем государстве люди, призванные служить закону, его же и нарушают.

- Сатирическая скульптура «чиновница-мутант», которую не так давно запретили на выставке в Сочинском художественном музее, это ваша месть конкретным лицам?

- Бог с вами! Это собирательный образ. Вообще, есть идея создать сатирическую серию. Смотрю на женщин, которые на базар приходят с копейками в руках и думают, глядя на цены: купить - не купить? И на тех, что в должностных креслах сидят. Контраст сумасшедший! Руки так прямо и тянутся к глине…

Город и творец

- Как вам живется сейчас? Что нового творите?

- Вся эта история, конечно, не прошла бесследно. Когда закончились суды, наконец расслабился и… слег с инфарктом. Но ничего, оклемался, как видите. Вернулся к работе. Правда, официальных заказов у меня больше нет. Выполняю в основном частные, меценатские. В данный момент работаю над Аллеей Героев России, большую серию делаю по Отечественной войне 1812 года: Петр Багратион, Надежда Дурова, Александр Первый…

- Все останется на Кубани?

- Нет, скульптуры уедут за пределы края. Здесь плоды моего творчества не нужны. Полгода работал над Поддубным для Ейска. Но в конкурсе выиграл московский скульптор…

- У вас есть желание уехать?

- Зачем? У меня здесь похоронены мать, отец. Здесь живет моя семья: супруга, сыновья, внуки. Работаю на этой земле уже 35 лет. 40 памятников моих по городу. Не представляю себя без Краснодара.

- Кстати, как отнеслись к идее переименования города?

- Да замечательно! Представьте, отец с матерью дали вам одно имя, а потом пришли самозванцы и нарекли вас по-своему. Раз сегодня совершаются попытки воссоздать и сохранить исторический облик города, было бы правильно вернуть и родное название. Очень понравилась идея двойного наименования краснодарских улиц: со-

временное и историческое. Дальновидное решение.

Искусство и время

- Какие нынче времена настали для скульптора?

- Слабое внимание к профессии, творчеству. База, от которой отталкивались начинающие скульпторы в советское время, сейчас уже почти разрушена. Выбирая между художником-скульптором и дизайнером, несложно догадаться, какой специальности отдает предпочтение молодежь.

Недавно был на открытии выставки известного художника в Майкопе. Публика собралась с проседью на висках, молодых людей я там так и не увидел… Удручает и то, что нас убрали из градостроительных советов. Выходит, вопросы возведения памятников решают не совсем компетентные лица.

- Как оцениваете работу современных кубанских мастеров?

- То, что вижу на наших улицах, порой удручает.

И дело тут не столько в скульпторах, сколько в чиновниках. Им откуда знать все тонкости нашей работы? Мне, например, на моих казаков год дали, а ведь не объяснишь, что хорошая работа требует времени. Сейчас все лепят по принципу: хотите Суворова за неделю? Получите. За два месяца запорожцев? Не проблема. И потом эта вещь стоит сырая где-нибудь на площади. Люди, привыкайте! И люди привыкают. Вот откуда под Святой Екатериной появился разбитый колокол!? Это вообще антироссийская вещь.

Признак развала, раскола семьи, общества. Так и хочется крикнуть в ответ: не разбивайте страну! Не зря же во все времена к скульптуре, особенно к символам, относились трепетно, с осторожностью. Ведь все эти образы действуют на подсознании и рано или поздно срабатывают.

- Чего лично вам не хватает?

- У меня есть две мечты: создать музей слепков и чтобы судьбы наши зависели от порядочных и грамотных людей.

ДОСЬЕ

Александр Алексеевич Аполлонов родился в 1947 г. во Фрунзе. Окончил Московский государственный художественный институт им. Сурикова. Заслуженный художник РФ. Член-корреспондент Российской академии художеств.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Опрос

А вы часто бываете в театре?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах