Городское благоустройство для многих жителей Краснодара - «любимая» тема для разговора. Мол, чиновники виноваты в разбитых тротуарах, управляющие компании - в протекающих крышах, дворники - в поросших травой дворах. Количество виновных увеличивают нечистоплотные соседи, хулиганствующие дети и бомжи. Как результат - масса дворов и придомовых территорий зрелище представляют собой жалкое и унылое.
Что может измениться, если жильцы многоэтажек возьмутся за дело сами, нам продемонстрировали в краснодарском дворе по улице Индустриальной.
Из окна видны пальмы, лебеди, гусеницы, лешие...
Если свернуть с улицы Индустриальной, десять метров пройти вглубь квартала, от неожиданности можно онеметь. Останавливаются, открыв рот, буквально все. Пальмы, лебеди, лягушки, гигантские цыплята, гусеницы, лешие… Когда проходит первый шок, люди подходят, чтобы разглядеть все поближе: из чего все это сделано? После детального ознакомления начинают вертеть головой в поисках «аборигенов»: «А кто это вам так здорово все устроил?»
Авторы скульптур, инсталляций, композиций Татьяна Сухомлинова и Нина Мусатова - давние подруги. Причем обе женщины далеки от мира искусства. Татьяна всю жизнь проработала бухгалтером. Нина - химик, заведующая научной лабораторией. Очередную экскурсию по «угодьям» они провели специально для читателей «АиФ-Юг».
- Началось все вот с этой пальмы, - рассказала Татьяна Михайловна. - В Интернете я увидела инструкцию - как сделать искусственное дерево. Поделилась с подругой, и вместе мы решили попробовать. Это был наш способ скрасить серую унылость.
Первый опыт оказался удачным. А вариантов использования мусорной тары - масса. Из пластиковых бутылок накроили и поросят с крысами. Постепенно расширился и диапазон подручных материалов. В ход пошли камни, испорченные детские игрушки, облысевшие покрышки, прохудившаяся посуда, коряги, пеньки, отслужившая век одежда и обувь…
И окурок бросить… рука не поднимается!
Расходные материалы для поделок Татьяна и Нина разыскивали как в собственных чуланах, так и в горах мусора на стройке по соседству. Не гнушались исследовать содержимое мусорных баков. Местные мальчишки, привлеченные необычным проектом, таскали из дома бутылки, порожние контейнеры из-под майонеза...
- Многих жильцов поначалу не устраивало, что мы таскаем домой «мусор», над нами посмеивались, - говорит Нина Васильевна, - а я с работы спешила домой, чтобы скорее приняться за работу. Вынесем скамеечки во двор - и до ночи мастерим, песни поем…
Скептицизм и недовольство соседей сокращались прямо пропорционально с введением в эксплуатацию все новых арт-объектов. Планомерно увеличиваясь в количестве, они расставлялись и монтировались в соответствии с тематическими секторами на устроенных подругами клумбах. (Саженцы и рассаду покупали на цветочном рынке, выпрашивали у станичных родственников.) Немало денег ушло и на покупку краски, использованной для дополнительной расцветки благоухающего розами и ромашками оазиса.
И настал наконец момент, когда можно уже было перевести дух и заняться созерцанием плодов своих трудов. Самая смешная реакция на креатив поступила от забредшего во дворик забулдыги. «Ну, тетки, вы даете! И окурок бросить… рука не поднимается!»
Славу о чудесном дворике молва разнесла далеко окрест. Мамы стали приводить сюда детей. Многие скорректировали свои ежедневные маршруты на учебу-работу и обратно домой. Двор в прямом смысле стал проходным.
Птичку жалко!
На подруг обрушилась популярность. Однако счастливее от этого рукодельницы вряд ли стали. От участия в конкурсе на лучший двор их «оттерли».
«Приходили какие-то чиновники, смотрели, хвалили, а потом сказали: «Как мы сюда комиссию приведем? Дом у вас облезлый». И правда, построен он был в далеком 1956-м. Капитальный ремонт случился лишь однажды, в 70-х. Перед Олимпиадой покрасили фасад, выходящий на оживленную транспортную магистраль. На благоустройство «зада» денег не хватило…
Между тем дамам пенсионного возраста нелегко поддерживать благолепие в идеальном порядке.
«То Нина в больнице, то я слегла…»
И подруги говорят об этом, словно извиняясь. Не могут женщины и защитить целостность ландшафтно-дизайнерского ансамбля.
Нина Васильевна до сих пор сожалеет о «птичке». Фигурку кто-то бессовестный лишил «глазок» - ими служили диски от проигрывателя. Татьяна Михайловна искренне недоумевает, кому могли понадобиться старые тазики. Обычный пенек подруги превратили в старичка-лесовичка. Тазик служил шляпкой - и «шляпок» украли три! Пропадают камешки - «божьи коровки», проволочные «подсолнухи» и «пчелки», сделанные из йогуртовой упаковки.
- Наверное, наши поделки у кого-то на даче стоят, - рассуждает Татьяна Михайловна. - Если это так, то не зря мы старались. А тазики, наверное, на металлолом сдали. Если человек покусился на такую мелочь, значит, он сильно нуждается. Получается, обижаться нам не на что…
Как бутылки превращаются в пальмы?
Мастер-класс для читателей «АиФ-Юг» от Татьяны Сухомлиновой и Нины Мусатовой.
- Пластиковые бутылки понадобятся двух цветов: коричневого (на изготовление ствола) и зеленого (для листьев).
- У бутылок, которые пойдут на ствол, отрезать донышки.
- По кругу заготовки сделать вертикальные надрезы (в направлении горлышка бутылки). Каждую заготовку выгнуть так, чтобы она напоминала цветок с острыми лепестками.
- Берем палку (металлический стержень) и нанизываем заготовки. Одну за другой, по принципу пирамиды.
- У бутылок, которые пойдут на листья, дно также отрезаем. (Собственно, дно нам больше не нужно).
- Каждую полученную заготовку разрезаем на «лапшу» вдоль - до спирали, на которую накручивается пробка.
- Заготовки также нанизываются на проволоку или палку, плотно вставляясь одна в другую.
- Готовая крона (лучше изготовить несколько веток) прикрепляется к верхушке ствола.
- Чтобы конструкция держалась крепко, на донышке, венчающем ствол, делаются крестообразные надрезы в шахматном порядке (по числу «веток» с листьями).
- Затем нужно просунуть листья в эти отверстия и закрепить крону на верхушке ствола.
- Сделать пальму из пластиковых бутылок не так уж и сложно: немного умения и терпения, и можно будет превратить любой клочок земли в тропический остров.