Песни для Зыкиной
Если бы он написал лишь один «Оренбургский пуховый платок», его имя уже бы вошло в энциклопедию русской музыкальной культуры. Композитором было создано около 5 тысяч произведений - от псалмов до оперетт. «Работать он мог без устали, напрочь забывая про сон, время.
Бывало, в три часа ночи мог позвонить Людмиле Зыкиной, с которой дружил всю жизнь, и, разбудив, радостно сообщить, что написал новую песню, которую она прямо сейчас непременно должна послушать.
Когда дело касалось творчества, у него появлялся неудержимый азарт и остановить его было невозможно», – вспоминает супруга, многолетняя спутница жизни Григория Пономаренко, народная артистка России, сегодняшний руководитель Краснодарской филармонии Вероника Журавлева-Пономаренко.
Однако 15 лет назад его жизнь трагически оборвалась, и случилось это в светлый день Рождества Христова. Автомобильная катастрофа тогда убила, наверное, одного из самых лиричных и тончайших композиторов нашего времени.
Родившись на Украине, в Черниговской области, он впервые познакомился с нотами ребенком в церковном хоре. Кстати, впоследствии духовная музыка будет сопровождать Григория Федоровича всегда, и к ней отношение у него будет особое. Получив от дядьки Максима, который славился тем, что мастерски чинил баяны, в подарок инструмент, с тех пор с ним больше не расставался.
Получил он от дяди и первые навыки, а дальше его университетами была жизнь. Потом в знаменитом оркестре имени Осипова постигал премудрости русской песни и оркестровки. Принимал участие в создании Волжского русского хора, готовил программу для знаменитого Оренбургского хора, работал в Волгограде, где были созданы многие хиты, такие как «А где мне взять такую песню», «Подари мне платок», «Растет в Волгограде березка»… За один год в начале 1970-х композитор написал музыку к фильмам «Мачеха», «Русское поле», «Безотцовщина».
Многие наши прославленные певицы и певцы с огромной радостью и удовольствием исполняли произведения композитора. Он смог угодить даже очень требовательной, отчасти своенравной, обласканной народной и правительственной любовью Клавдии Шульженко. Для нее была написана песня на стихи Евгения Евтушенко «А снег повалится». Кто только ни пытался положить музыку на строки тогда культового советского поэта, но удалось это сделать лишь Григорию Пономаренко.
Шульженко в середине 1970-х практически уже не пополняла свой репертуар, и можно сказать, что для композитора было сделано своеобразное исключение.
Через «фанерные заслоны»
На момент приезда Пономаренко на Кубань его песни уже звучали на весь Советский Союз. Да и в мире, от Америки до Японии, их пели и поют, порой причисляя к русскому народному творчеству. Так что Пономаренко был приглашен в наш край, как сегодня говорят, в ранге звезды. Правда, именитый гость оказался не очень желанным для местной музыкальной «могучей кучки», которая предпринимала все возможное, чтобы удалить непокорного и слишком голосистого соловья.
Но жизнь шла своим чередом, и Григорий Пономаренко, не обращая внимания на возню вокруг себя, продолжал писать, как требовала того душа. И, наверное, была права Ольга Воронец, как-то сказавшая, что он композитор «не столько по труду, сколько по душе».
Кубанский период – почти в четверть века – был неимоверно плодотворным и вдохновенным. Здесь были созданы многие произведения, вошедшие в золотой фонд отечественной культуры. А по количеству песен, посвященных Пономаренко Краснодару и Кубани, ему просто нет равных. Именно на Кубани композитор встретил свою музу – певицу Веронику Журавлеву, которая стала верной его соратницей.
«Я дитя сцены с 7 лет, - вспоминает Вероника Журавлева-Пономаренко, – и его творчество с детства знала наизусть. Как-то в 9 классе, мне тогда было лет 14, слушала по радио передачу о нем «Земля и люди». Тогда-то я маме и сказала, что если бы он меня увидел, то обязательно взял к себе… Впрочем, так потом и вышло. Я работала в Кубанском казачьем хоре и была девушкой рослой, с косой, видимо, очень заметной, так как Григорий Федорович моментально обратил на меня внимание. Через два месяца знакомства я уволилась из хора, и мы стали выступать дуэтом.
Этот дуэт продлился до самого его ухода. И именно меня он сделал наследницей всего своего творчества, составив завещание в 1981 году, еще задолго до своей смерти».
Видимо, по праву наш край певец земли русской считал своей настоящей родиной, которую он любил всем сердцем. И на Кубани делается все, чтобы имя композитора было достойно увековечено как на любимой малой родине, так и в стране. Хотя Пономаренко еще при жизни стал национальной гордостью России.
Концерт, состоявшийся на сцене Краснодарской филармонии в день рождения композитора, еще раз подтвердил необыкновенно тонкое понимание им русской души, его уникальное лирическое дарование. Есенинский и блоковский циклы в исполнении солиста филармонии Валерия Костина прозвучали особенно пронзительно, нежно.
Такие песни, как «Отговорила роща золотая», «Не жалею, не зову, не плачу» получили благодаря композитору вторую жизнь.
К сожалению, такой песне сегодня сложно пробиться на телевидение, через «фанерные» заслоны. Музыка Григория Пономаренко из другого измерения, где люди – настоящие, а не гламурно-бездушные бренды, где любовь – тоже настоящая, а не в виде товарно-денежных отношений. Темы композитора стары как мир - Родина, Любовь, Родная Природа, ведь Пономаренко, как никто другой, мог говорить о душе - с ее смятением, радостью и грустью.