Когда-то ее отказывались брать в газету только лишь потому, что она - женщина. В то время настоящими акулами пера считались исключительно представители сильного пола. «Хорошо пишешь, черт с тобой, работай!» - с этих слов началась карьера Заслуженного журналиста Кубани, члена Союза российских писателей. Как заставить народ читать и почему общество утратило чувство сострадания, об этом наш разговор с Ларисой Ивановной в пресс-центре «АиФ-Юг».
Лишние люди
- В повести «Гривастый с Коралловых островов», которая вошла в шорт-лист российской литературной премии имени Белкина, вы затрагиваете тему «маленького человека». Чем она вас привлекла?
- Только через судьбу человека можно показать судьбу страны, мира в целом. Сказать, что все мы - заложники эпохи, - это одно. А вот показать, да так, чтобы читатель сказал: «Это же обо мне!» - в этом и есть писательский драйв. Как известно, времена не выбирают, в них живут и умирают.
Вот и мой герой - «маленький человек», «красный директор», продукт советской эпохи бессребренничества, пытается жить по старым правилам в новых реалиях. У него это плохо получается. Как и у огромного количества честных, порядочных людей. Им кажется, что жизнь прошла зря, зачем было напрягаться, строить заводы, которые все равно теперь разрушены. После перестройки многие до сих пор так и не нашли себя, стали уже не «маленькими», а просто «лишними» людьми. И кто, как не писатели, защитят их или, по крайней мере, оставят их судьбы в истории?
- А что можно назвать подвигом в наши дни?
- Любить окружающих, разговаривать с ними по-человечески, не отводить взгляда, помогать, чем можешь.
Я по мере сил опекаю пожилых поэтесс. И порой то, что они рассказывают, приводит в ужас: «Натопила свою хатенку в центре Краснодара и, наконец, выкупалась.
Да вот беда: забыла воду из ванной спустить, так она и замерзла!» Другая вспоминает, как ездили в стардом хоронить соседку: «Положили в гроб во всем казенном! А ведь у нее на смерть узелок был! Украли!» Слушаю это, и мурашки по коже. Сейчас у нас стариков любят только 9 мая. В остальные дни попрекают: «Никакого пенсионного фонда на вас, дармоедов, не напасешься!» Простите, но разве страна не брала перед этими людьми социальных обязательств? И что, она так обеднела, что на золотой дождь из нефтедолларов не может прокормить нетрудоспособных?..
Мой коллега уехал с супругой в Канаду, живет в доме для престарелых. На первом этаже дома - холл, там они каждый вечер собираются, кто танцует, кто в шахматы играет, там же круглосуточный медпункт, там же общественная столовая - для тех, кто не хочет в своей квартире готовить… Иногда думается: лучше бы мы и дальше жили за занавесом, ничего не знали и думали, что «за морем люди с песьими головами»…
Легко ли быть молодым?
- Почему современное поколение обвиняют в пошлости?
- Вы еще добавьте, что сейчас «пошлость» называют «гламуром». Про девчонок говорить ничего не буду, пусть, пока от жизни плюху не получат, думают, что их лучшие друзья - бриллианты. Но вот смотрю на своих ровесниц, из тех, что в «партии телевидения», и мне их искренне жаль.
С экранов им навязывают тотальную моду на молодость. Вместо лица носить маску, одеваться как подросток, до 50 лет ходить по ночным клубам. В русской классике то и дело встречаешь выражение «молодящаяся дамочка».
С негативным, заметьте, оттенком.
- А как вы думаете, легко быть сегодня молодым?
- Боюсь, что нет. И вот почему: ребята пришли в этот мир как в магазин. Не как покупатели. Им суждено практически поголовно стать продавцами… автомобилей, игрушек, чего угодно. Помнится, в начале 90-х иду по Москве. Стоят высоченные красавцы за витриной бутиков. Поначалу думала, это манекены.
А когда узнала, что они «живые», ужаснулась. Неужели таких парней с умными лицами и проницательными глазами Господь создал только для того, чтобы маячить за стеклом!? А вдруг ты родился инженером? Химиком? Все мы помним библейскую притчу о зарытом таланте. Так вот, у нас сейчас время зарытых талантов. И это страшно.
- Когда-то мы считались самой читающей нацией, а теперь народ не заставишь взять книгу в руки…
- Вы знаете, что такое библиотечка партийного работника? Было такое приложение к журналу «Огонек» - восьмитомник Конан Дойля, четырехтомник Пушкина, в общем, дефицит. Так вот, у тех, кто имел доступ к этому дефициту, в основном номенклатуры, этими книжками были уставлены все полки. И мало кто их на самом деле открывал.
Так что разговоры о самой читающей стране - это очередной миф. К тому же, если рассматривать литературу как развлечение, то какая была книжке альтернатива? Сейчас молодые сидят в Интернете, ходят в кино. А кто любит поразмышлять, углубиться в проблему, напрячь мозги, - тот все равно читает.
Где мзду не берут
- «АиФ-Юг» объявил акцию под девизом: «Взяток не беру и не даю». Ваши предложения: как искоренить коррупцию?
- Еще в советское время, помнится, на мою статью «Тройка», «семерка», «туз» о начальнике милиции, купившем без очереди «Жигули», власти отреагировали тем, что лишили этого человека и должности, и звания…
Я не кровожадная, совесть меня до сих пор мучает, но при нынешней коррупции что мешает так поступать с провинившимися? Или опять же сошлюсь на личный опыт. Были мы с семьей в гостях у друзей в Берлине, оставили машину на улице, вернулись - квитанция. Штаф! 10 марок! Посмотрели - в округе ни одного полицейского. Вдруг, на счастье, едет! Кидаюсь чуть ли не на капот, протягиваю квитанцию, деньги.
Он сам испугался, вышел из машины, долго с вежливой улыбкой что-то объяснял, я поняла только «Post». Нашли почту. Фрау за окошком тоже замахала руками и долго что-то объясняла, я поняла только «Brief». Вернувшись в Краснодар, мы нашли в своем почтовом ящике квитанцию из берлинского управления с просьбой уплатить 10 марок. На немецком языке. Что тут еще добавить?..
ДОСЬЕ
Новосельская ЛарисаИвановна, родилась в 1952 году в ст. Динской Краснодарского края. Окончила филфак КубГУ. Заслуженный журналист Кубани. Лауреат премии «Золотое перо Кубани». Литературный консультант Краснодарского краевого отделения Союза российских писателей. Замужем, имеет сына и дочь, трое внуков.