Примерное время чтения: 12 минут
1400

«Футбольный бог» и «Удача». Как семья художников предсказала ЧМ-2018 в Сочи

«АиФ-Юг» № 28 12/07/2017
Владимир и Виктория Кириленко сначала расписывали храмы, а затем перешли в живопись.
Владимир и Виктория Кириленко сначала расписывали храмы, а затем перешли в живопись. / Владимир Кириленко / Из личного архива

Сочинские художники Владимир и Виктория Кириленко рассказали «АиФ-Юг», как помогли «Спартаку» завоевать «золото» и предрекли России проведение Чемпионата мира.

Благословение на письмо

Супруги Владимир и Виктория Кириленко по-настоящему взяли кисти в руки тридцать лет назад, тогда, на волне возрождения православия в стране, пара расписывала храмы в Сибири.

«Тогда батюшка нас заметил и благословил на письмо икон, - вспоминает Владимир. - А до этого рисование было нашим с Викторией хобби».

До увлечения живописью семья основала спортивную школу дзюдо, самбо и восточных единоборств, супруги сами набирали и тренировали ребят. Причем не без успеха - воспитанник Кириленко Дмитрий Коньков стал победителем юниорского первенства мира по самбо, Николай Сидоров завоевал «бронзу» молодежного чемпионата мира, а Сергей Жуев - «серебро» ветеранского. Но страсть к живописи пересилила - семья ушла из спорта, двадцать лет назад переехала в Сочи и сосредоточилась на искусстве. Причем среди тем в творчестве сразу же появился футбол.

«Дело в том, что это вид спорта, который объединяет все остальные, - говорит Владимир Кириленко.  - Наши борцы на разминке играли в футбол, баскетбол, регби. Причем гоняли мяч прилично - на уровне разрядников, выигрывали и у хоккеистов, и даже у настоящих футболистов».

Футбольный мяч можно увидеть повсюду. Фото: Из личного архива/ Владимир Кириленко

Предсказать победу

Но одно дело играть самому, и совсем другое - рисовать самую популярную игру на планете Земля.

Справка
Владимир и Виктория Кириленко занимаются живописью, графикой и скульптурой 30 лет. Их работы находятся в государственных коллекциях Казахстана, Белоруссии, Австрии, Таджикистана, Румынии, США, Венгрии, Ирана, Узбекистана, Франции, Греции, Бельгии, Азербайджана, Индии, Финляндии, Португалии, Греции, Королевской коллекции Брюсселя, Президентских собраниях Франции, Германии, Португалии, Румынии, Финляндии, США, Ирана, Индии, в музее Спорта (Москва) и др.

«Двадцать лет назад мы сделали проект «Футбол - посол мира», - вспоминает дебют в спортивном искусстве Владимир Кириленко. - Картины выставлялись в московском Доме художника. А пятнадцать лет назад для нашего друга, сочинского мецената Георгия Марусидзе, который поддерживает здесь многие детские команды, мы написали картину «Удача». И в ней мы предсказали то, что в России пройдет Чемпионат мира».

Тогда, в 2002 году, никто и предположить не мог, что Россия примет мундиаль. Даже об Олимпиаде еще не мечтали - Сочи олимпийской столицей выбрали только в 2007-м. Один раз - случайность, два - тенденция, три - закономерность. После предсказания Чемпионата мира «сработала» еще одна картина Кириленко. Перед началом прошлого сезона генеральный директор московского «Спартака» Сергей Родионов купил у пары картину «Футбольный бог» с предсказанием первого места. И через девять месяцев красно-белые действительно завоевали «золото» чемпионата страны - после шестнадцатилетнего перерыва.

«Конечно, о причинах выигрыша можно спорить,  - хитро улыбается Владимир Кириленко.  - Но мы же с вами понимаем, что рулит «Футбольный бог».

Перед Кубком Конфедераций супруги нарисовали картину-талисман для сборной России, но она, как все мы видели, не сработала.

«Почему же не сработала?  - возражает художник. - Она висела в Сочи и помогла хорошо пройти Кубку Конфедераций, помогла победить немцам. А нашим не принесла удачу, потому что никто из команды ее не приобрел - если за год этого не случится, подарю сборной перед Чемпионатом мира».

Серьезно относиться к словам Кириленко о магической силе картин не стоит, впрочем, с юмором живописец рекомендует смотреть на все вокруг. 

«Все наше творчество пропитано иронией и гротеском, мы смотрим на мир именно с этой точки зрения, - признается художник. -  Человеку, воспринимающему все происходящее слишком серьезно, жить сейчас очень тяжело. Мы смотрим на все, футбол в том числе, с юмором, но по-доброму. Гротеск - вот гимн нашего века. Сейчас столько обрывов из высокого в низкое, из пустого - в порожнее. Если бы не чувство юмора, то после такого выступления нашей сборной, как на Кубке Конфедераций, просто ложись да умирай, поэтому лучше ко всему относиться с улыбкой».

Владимир Кириленко
В творчестве художников - море иронии. Картина «Общий вагон». Фото: Из личного архива/ Владимир Кириленко

Во время Кубка Конфедераций Кириленко сходили на стадион «Фишт», посмотрели матч Мексика - Новая-Зеландия, поболели за хороший футбол. Правда, не для сюжетов для новых картин.

«Сюжеты рождаются по-другому, их нельзя увидеть в жизни - наше творчество далеко от реальности - говорит Владимир. - Всё рождается сначала в голове, тема волнует, над ней думаем, работаем, разговариваем, а потом приходит внезапное озарение. На стадионе всегда переживаем, чувствуем азарт, дух футбола. Клубных предпочтений у нас в Чемпионате России нет, зато в Европе болеем за все наши команды, особенно провинциальные. В прошлом сезоне «Ростов» порадовал. И, конечно, сильно переживаем за сборную России».

«Ангел-предохранитель». Фото: Из личного архива/ Владимир Кириленко

При этом наши клубы интереса к творчеству Кириленко не проявляют. А, может быть, зря - вдруг у картин и, правда, какая-то магическая сила есть?

«С кругосветной эстафетой «Футбол и вечность» мы проехали уже сорок городов, - продолжает художник.  - От Калиниграда до Владивостока, от Рима до Вашингтона, от Нью-Йорка до Архангельска. Сейчас зовут в Аргентину и Торонто. Мы готовы к сотрудничеству, все делаем на благотворительных началах - везде, куда приезжаем, дарим полотно, которое подписывают известные люди, например, легендарный футболист Никита Симонян, хирург Лео Бокерия, пианист Денис Мацуев. Когда мы предлагали провести эту эстафету «Краснодару», клубу было не до этого - стадион строил. В «Кубани» и отвечать не стали. А так мы всегда рады сотрудничать».

«Моисей». В творчестве Кириленко не только футбольная тематика. Фото: Из личного архива/ Владимир Кириленко

Тренерский процент

Когда разговор заходит о национальной команде, Владимир Кириленко не скрывает переживаний.

«От тренера в команде зависит очень многое – посмотрите, в том же дзюдо никогда звезд с неба не хватали, а пришел итальянец Эцио Гамба, и на Олимпиаде завоевали целую россыпь золотых медалей», - рассуждает художник.

Владелец «Спартака» Леонид Федун когда-то сказал, что «даже самый выдающийся тренер может добавить команде лишь 10 процентов. 85 процентов определяет подбор игроков и ещё 5 -  удача».  С этим утверждением Владимир Кириленко абсолютно не согласен.

Сочи в творчестве художников увековечен в таком символическом виде. «Родина богов». Фото: Из личного архива/ Владимир Кириленко

«Тренер намного больше десяти процентов -  нормальному специалисту достаточно трех месяцев, чтобы взять команду, присмотреться, разобраться, - продолжает художник.  -  Все дело в настрое, в огне, и хороший тренер должен зажечь его в ребятах. На предстоящий Чемпионат мира даже надежд никаких нет. Если бы Марадону пригласили в сборную - и интерес бы появился, и весело бы было. Если бы проиграл Марадона, то обломал надежды болельщиков. А сейчас и надежд нет - в лучшем случае из группы выползут кое-как с помощью судей».

Художник согласен с бывшим игроком национальной команды Андреем Канчельскисом, который говорит, что главное в футболе - голы, а не тактико-технические действия и подходы к воротам.

«В свое время у нас третье место считалось стыдом, - продолжает Кириленко. - А мы из восьми команд сумели обыграть только Новую Зеландию. А это ведь сборники, игроки хорошего уровня - наболело уже».

Владимир Кириленко
Полотно «Искушение». Фото: Из личного архива/ Владимир Кириленко

Юмор помогает семье художников не только наблюдать за нашей сборной, но и переживать жизненные перипетии: недавно во время выставки в сочинском аэропорту у Кириленко украли семь картин, засветившихся в снятом ФИФА фильме «Футбол и вечность». Полотна немаленькие - по полтора метра в ширину.

Позже одну из них  нашли - в полицию с повинной пришел сотрудник аэропорта. Он срезал картину, принес в кабинет, а после работы отвез домой. А вот судьба остальных неизвестна.

«Хотелось бы, чтобы работы вернули, - теперь уже грустно улыбается художник. - Но если нет, видимо, судьба такая».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Опрос

Где планируете провести отпуск или выходные?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах