Анатолий Мельников ощутил тягу к изобразительному искусству во время учебы в школе. Она передалась ему от отца, который был разносторонним творческим человеком и в том числе любил рисовать. Большим везением он считает то, что смог рано попасть в нужную среду. Анатолий Михайлович начал всерьез постигать живопись в студии при дворце пионеров, а продолжил в мастерских местных художников, где наблюдал за их работой и получал бесценный опыт. В результате он так проникся, что уже после восьмого класса решил поступать в Симферопольское художественное училище.
«Я рос в Туапсе, поэтому море для меня было всем, - рассказывает Анатолий Мельников. - Мы с другом детства Виктором часто вместе рисовали на берегу, что дало мне хорошую школу. А Симферополь - это Крым, это море, тогда я даже не думал, что можно поступать в Краснодар. Вот только мама была против всего этого, потому что я занимал первые места на математических олимпиадах и мне пророчили большое будущее. Она говорила: «Толик, что же ты делаешь, у тебя такая математика! Иди в кораблестроительный вуз, там ты будешь сытым, а художники - это вечно нищие пьяницы и бабники. Но я просто не мог по-другому, я уже жил искусством».
Дважды все сначала
К сожалению или к счастью, но с Крымом у него не вышло. Про его документы забыли, и они пролежали до конца лета в столе у секретаря. А потом Анатолий Мельников решил поступать на художественно-графический факультет краснодарского пединститута. Но по иронии судьбы и он ему дался не сразу.
В 1967-м году Мельникову не хватило одного балла. В 1968-м он все-таки поступил, однако уже после весеннего семестра вынужденно ушел в академ, потому что из-за рисования под софитами у него обострилась светобоязнь. Осенью Анатолий Мельников повторно пошел на первый курс, но учеба опять не заладилась. Он много писал, из-за чего запустил общественные дисциплины, а потом и вовсе забросил факультет под впечатлением от выставки картин Ван Гога. Великий живописец официально нигде не учился, и Анатолий решил, что практика ему тоже будет полезнее университетов. Он ушел на вольные хлеба, и не известно, какова была бы его судьба, если бы не встретил одного из главных своих учителей - художника Сергея Мрачковского. В его мастерской тогда бывали Шемякин и Жемерикин, которые сегодня известны на весь мир. Но и молодого художника Мрачковский не прогнал - позволил приходить хоть каждый день и заниматься, перенимая опыт.
Постепенно Сергей Георгиевич объяснил ученику, что времена другие, не те, в какие жил Ван Гог, и получать высшее образование необходимо.
«Так и получилось, что я по два года учился на первом и втором курсе - уходил, а потом восстанавливался, - говорит Мельников. - Но такая задержка принесла мне только пользу, потому что я за это время хорошо поработал».
Творческий поиск
После восстановления Анатолий Мельников понял и исправил свои ошибки в учебе. Он перестал пропускать те дисциплины, которые считал неважными, и стал легко усваивать все на занятиях. Благодаря этому у него появились повышенная стипендия и дополнительное время для живописи. В итоге он даже получил свободный диплом (без обязательного распределения - прим. ред.), с которым сразу пошел учить детей. К тому моменту молодой художник успел жениться и нуждался в отдельном жилье, которое посулили в афипской школе. Вот только в последний момент, после шести лет ожидания, обещанную ему квартиру отдали новому завучу. Но зато он выиграл в другом.
«Тот период был один из самых плодотворных в моей жизни, - считает художник. - Три дня в неделю я вел занятия, кружки и оформлял кабинеты. А еще четыре дня у меня были творческими, благодаря чему я много писал. Тогда я был в активном поиске своего изобразительного языка. После одной выставки я вдруг понял, что загнал себя в стилистические рамки, мешавшие передавать то, что мне хотелось. И я стал изучать разные живописные техники, экспериментировать. Затем создал свою теорию, на основе которой написал многие работы. А потом перешел к трехслойному методу, изучению техники старых мастеров. Вообще я всегда много экспериментировал. Когда у меня начинали хорошо получаться пейзажи, я бросал это дело, переходил с масла на акварель, с акварели на гуашь. Все это позволило совершенствоваться в разных направлениях».
В тот период он стал регулярно участвовать в выставках, в том числе международных, и вел очень активную общественную жизнь. В круг его общения входили ведущие художники не только Кубани, но и всей страны.
Признание
В начале 80-х годов он устроился в Краснодарский художественный комбинат художественного фонда Союза художников СССР, что было пределом мечтаний. Комбинат выполнял важнейшие заказы, поэтому туда брали только лучших авторов. Попадание в их коллектив означало признание, а также давало возможность общаться с видными художниками, развиваться и хорошо зарабатывать. Анатолий Мельников вспоминает, как за портрет одного члена политбюро СССР платили целых 90 рублей. На такую зарплату он объехал все соцстраны, где первым делом посещал музеи.
Карьера тоже шла в гору. Анатолий Михайлович занимал руководящие посты, благодаря чему немало сделал для комбината и своих коллег. Например, помог многим художникам получить мастерские. Сам он также не прекращал творческий процесс, несмотря на массу производственных дел. Его картины были востребованы, но особенно это стало заметно в переломный для страны момент.
«Когда началась перестройка, в комбинате стали появляться трудности с заказами, - вспоминает Анатолий Мельников. - Но как ни странно, для художников это было золотое время, потому что появился рынок, стали открываться художественные салоны. Худсоветы высоко поднимали цену на мои картины, видимо, чтобы я не мог ничего продать. Но они все равно очень хорошо расходились, и в свое время я даже был одним из самых дорогих художников. Было очень много частных заказов как наших, так и зарубежных. Я сотрудничал с московским экспортным салоном, делал работы на заказ у Ельцина, во многие банки, для музеев и галерей».
А на рубеже тысячелетий он получил признание уже на самом высоком уровне. В 2000 году Анатолию Михайловичу присвоили почетное звание «Заслуженный художник Российской Федерации». Сегодня его работы находятся во многих коллекциях мира, а одну даже купило Министерство культуры РФ для Третьяковской галереи.
Секрет успеха
Долгое время он в основном писал натюрморты, потом сильно увлекся портретом. Также заметное место в его творчестве занимают пейзажи. Но в конце 90-х годов художник по собственному признанию начал все переосмысливать и «работать более широко».
«Наверное, мне близок символизм, то есть работа не просто в композиции, а все-таки какие-то идеи, - говорит Анатолий Мельников. - А идеи обычно связаны с различными символами и знаками. Одной из основных в моем творчестве стала тема бога Одина, потому что предки отца были родом из Норвегии. Я углубленно изучаю нордическую мифологию. Но и Христос меня тоже интересует, ведь бог един, и только имена у него разные. Наверное, все-таки речь идет о поиске бога».
Мастерство художника складывается из многих факторов, и интересно то, что Анатолию Мельникову очень пригодились даже его познания в математике. Они помогли ему хорошо освоить золотое сечение, о котором он впервые услышал во время учебы в университете.
«И человеческое тело, и весь мир созданы по принципу золотого сечения, что можно также назвать гармонией, - говорит Анатолий Мельников. - И в картине она тоже очень важна. Раньше меня интересовал материальный аспект, который доводился в моих работах до абсолюта. Теперь я стремлюсь к гармонии между материей и духом».
Художник и учитель
Еще во время работы в школе Анатолий Мельников понял, что ему нравится учить, и поэтому в середине 80-х пошел преподавать на худграф КубГУ. Но тогда он не входил в штат и через три года перестал вести занятия. А вот уже в 2000 году после ухода из художественного комбината он стал полноценным сотрудником вуза. Его не только с радостью там приняли, но и дали возможность преподавать сразу на двух кафедрах, что обычно не практикуется.
«Тогда учебный план позволял уделять много времени занятиям именно по специальности, поэтому работать было очень интересно, - говорит Анатолий Мельников, сейчас являющийся профессором кафедры живописи. - У меня была возможность давать ребятам те знания, которые художники обычно получают после окончания вуза, с годами и с опытом».
Сейчас он с сожалением констатирует, что из-за перехода на болонскую систему учебные программы изменились и времени на предметы по искусству стало меньше. Это подтолкнуло его к созданию общественной организации «Гильдия возрождения профессионального ремесла», которая призвана отбирать и всесторонне развивать талантливых молодых художников. В основу работы Гильдии положены принципы обучения из эпохи Возрождения по системе - учитель и ученик, которые и обеспечили тогда расцвет изобразительного искусства. Кроме того, он щедро делится своими знаниями с молодежью на различных мастер-классах.
Сейчас Анатолий Мельников продолжает активно трудиться в мастерской и вынашивает много творческих планов. Например, он очень ждет возможности поработать с крымскими художниками на стройке Керченского моста. Во всяком случае им обещали организовать такой пленэр весной.
И, конечно, он участвует в выставках. Ближайшая из них запланирована на середину марта в краснодарском художественном музее имени Коваленко. На ней можно будет увидеть картины Анатолия Михайловича, начиная с тех, которые он создал еще в студенческие годы.