Каждая женщина интересуется модой. Кто- то ей неустанно следует, а кто- то её диктует и создаёт. Несколько лет назад Сусанна Макерова основала в Майкопе Лабораторию Моды. Вообще- то Сусанна заведует кафедрой английской филологии Адыгейского государственного университета, она доктор филологических наук, профессор. «АиФ-Юг» она рассказала о том, как иностранные языки совмещает с языком Моды.
Как свобода влияет на образ
Модой Сусанна увлекается давно. Ещё будучи студенткой, могла одеться так, что жители тихого городка смотрели на экстравагантную девушку во все глаза и затаив дыхание.
«Возможно, людей поражало то, что я сочетала несочетаемые, казалось бы, вещи. Например, под лёгкий шёлковый сарафанчик могла надеть тяжёлые солдатские ботинки. Этот образ я подсмотрела в одном из клипов, где снималась Алисия Сильверстоун. Мне он так понравился, что в одной из поездок заграницу я купила пару высоких ботинок - белого и горчичного цвета и стала их носить. Представьте себе Майкоп, жаркое лето, начало девяностых. И тут я, в таком, не совсем типичном для адыгейской девушки наряде. Сейчас этим никого не удивишь. А тогда казалось вызовом. Тем более в нашем скромном, аутентичном городке. Откуда такая смелость? Наверное, всё дело в том, что я рано стала путешествовать. Поскольку занималась языками, ещё в юношестве побывала в США, Европе. С интересом наблюдала, как они себя там ведут, как одеваются. Не могу сказать, что всё это было супермодно и красиво. Но чувствовалось, что иностранцы были свободны и раскованны внутри, и это отображалось в образах, которые они на себя примеряли».
Кстати, парадокс - в сегодняшних моделях, которые создаёт Сусанна, чётко прослеживается национальный мотив.
«В самом начале своего творческого пути я участвовала в конкурсе молодых дизайнеров «Подиум», который проходил здесь же, в Майкопе, - рассказывает она. - Тогда в жюри присутствовала основательница Дома Моды в Краснодаре Татьяна Васильева. Она, посмотрев наши работы, и подсказала: «У вас столько интересного материала, почему бы не создать коллекцию на этническую тему?». И я стала пробовать. Тем более, эта территория на тот момент не была занята.
Наука - это новые идеи, а дизайнер - это человек, который генерирует эти идеи.
Конечно же, я выросла в этой атмосфере - знала и обычаи, и традиции, и музыку. Но стала изучать наш костюм более подробно, пыталась его трансформировать. Сделать это довольно нелегко. Возможно, он и должен существовать в первозданном виде. Но... началась новая жизнь, полная приключений. Моя первая коллекция называлась «Черкешенка» - абсолютно современная одежда, правда, в ней чётко угадывались национальные мотивы. Это была сложная работа. Хотелось, чтобы всё выглядело стильно, гармонично. Этническая тема - богатейшая. Это козырь, которого у других народов нет. Да, традиционным костюмом многие занимаются, есть прекрасные мастера. Сохранение традиций - великое дело, но это «вчера», то, что уже было. И я уверена, чтобы традиция жила, нужно продолжение истории. Меняется общество, образ жизни, и костюм должен меняться - быть удобным и соответствовать сегодняшним потребностям. Я пытаюсь об этом поведать миру. И в этом деле - не одна. Трансформацией национального костюма увлекаются многие модные дома. Очень актуальны африканские мотивы, восточные. А почему бы не привнести в массы и черкесские элементы?».
Костюмы от дизайнера Сусанны Макеровой
Костюмы от дизайнера Сусанны Макеровой
Почему башлык незаменим
Один из них, благодаря майкопскому дизайнеру, уже стал популярен. Это башлык.
«Шарф актуален во все времена, - говорит Сусанна. - В Европе это вообще незаменимый аксессуар - им дополняют любой образ. Во-первых, это стильно, во-вторых, практично. Наш башлык ещё более функционален. Поэтому мы его представляем в разных конфигурациях - из разных тканей, с декорированными элементами, национальными орнаментами и вышивкой. Человек, вышедший в таком башлыке на улицу, никогда не остаётся незамеченным».
Коллекция Сусанны представлялись и на Неделе высокой Моды в Москве. В апреле свою одежду демонстрировала на специальной выставке в Совете Федерации.
«Это была не просто выставка, - рассказывает дизайнер. - В СФ обсуждали проблемы импортозамещения в лёгкой промышленности и способы их решения. Без поддержки властей развитие этой отрасли невозможно. В планах создать оргкомитет и взаимодействовать».
Кстати, Сусанна признаётся, что работа в университете тоже оказывает влияние на её творчество.
«Изучая язык, окунаешься в культуру и традиции народа, опыляешься всем этим, - рассуждает она. - Так как я занимаюсь непосредственно этнической составляющей в дизайне, мне это необходимо. Но, как говорится, без прошлого нет будущего. Недавно на одном из диссертационных советов поймала себя на мысли, что наука - это направление, связанное с движением мысли. То есть наука - это новые идеи. А дизайнер - это человек, который генерирует эти идеи. Получается, что основная моя профессия помогает реализовать себя в творчестве».