«Странный факт. Прожив долгую, яркую жизнь, Нина Агаджанова оставила о себе крайне мало информации. И тех, кто гордился бы родством с ней, просто нет. Не упоминаются родственники и в автобиографии, хранящейся в московском Госархиве», - рассказывает киновед Григорий Гиберт.
Встреча с великим немым
Известно, что родилась Нина в 1889 году. Родители бежали на Кубань из Турции во время гонений на армян. В семье были еще две девочки. Одна из сестер, Мария, впоследствии выбрала карьеру актрисы, работала в Иркутском драмтеатре. Другая сестра, Елена, вскользь упоминается в донесениях охранки (но об этом позже). Судя по всему, сестры не поддерживали близких отношений. Быть может, дело в идейно-политических разногласиях?
В отличие от личной, революционная сторона биографии Нины отражена во многих источниках. Известно, в частности, что пропаганду против царского режима Агаджанова вела уже в 17 лет, будучи воспитанницей 1-й Екатеринодарской женской гимназии. Вступила в ячейку большевиков, вела разъяснительную работу среди рабочих мукомольной фабрики Ерошова. Из гимназии барышню, конечно же, исключили. В 1909-м она поступает на педкурсы, отчаянно ищет хоть какой-то заработок. Родители умерли, сестер воспитывал дядя-лавочник. И вряд ли он разделял политические взгляды племянницы.
«Мне нелегко было найти работу, - вспоминала Нина Фердинандовна. - Однажды прибегает один из друзей: «Нунэ, владельцам кинематографа братьям Боммер срочно требуется аккомпаниатор, а ты здорово играешь».
Все лето, до отъезда в Москву, Нина проработала тапером (на месте того кинотеатра сегодня библиотека им. братьев Игнатовых). Первое знакомство с миром кинематографа состоялось на профессиональной основе. Но прежде чем в кино реализоваться, совершила карьеру профессиональной революционерки. В парадно-официальной биографии советских времен Нина Агаджанова представлена как «верный ленинец, участник большевистского подполья, неоднократно выполнявшая ответственные партийные задания, в том числе поручения В. И. Ленина».
Вихри враждебные
Из Екатеринодара Нунэ перебралась в Москву - политическая жизнь, в отличие от Екатеринодара, там бурлила. Продолжая учебу (поступила на историко-педагогический факультет Педагогических курсов), с азартом включилась в подпольную деятельность. Она находилась под наблюдением жандармерии. Постоянно меняла адреса, переезжала из Москвы в Петербург.
В фондах охранных отделений сохранилось около 20 тысяч дневников наружного наблюдения за революционерами. Для удобства объектам наблюдения давали клички. За Есениным закрепилась кличка «Набор» (поэт работал в типографии). Маяковский проходил под кличкой «Высокий». Инесса Арманд носила кличку «Плоская». Агаджановой в Петрограде местные филеры дали ей кличку наблюдения «Хитрая», а в Москве - «Бабочка». Она действительно была очень быстрая и часто ускользала от филеров.
Интересна запись от 10 января 1916 года: «Бабочка проживает в доме 11 по проезду Яузского бульвара. В 12 часов дня вышла из дома, тут же против своего дома на ходу села в трамвай и уехала без наблюдения, более не видали».
В сентябре 1915 года шпики разыскали квартиру, в которой предположительно проживала Агаджанова. Но вместо нее там оказалась сестра - Елена Фердинандовна. Филеры и за ней установили наблюдение, но тщетно. Отчеты, которые велись несколько недель кряду, заканчивались одинаково: «В течение дня лиц, схожих по приметам с данными фотографических карточек Нины Агаджановой и Кирилла Шутка, прихода и выхода замечено не было». Упоминаемый Шутко носил кличку «Булочник». Нунэ и Кирилл друг другу были больше, чем земляки и соратники.
Охранка, несмотря на провалы, не зря ела свой хлеб. Не раз Нунэ попадала в тюрьму, дважды ее отправляли в ссылку. Там и состоялось знакомство, переросшее в пламенную страсть. Кирилл Шутко (член РСДРП с 1902 г.) родился в Ейске. Отец был торговцем. Сын не пожелал продолжать семейное дело. В 1901 Кирилл окончил реальное училище и поступил на химическое отделение Московского императорского технического училища (теперь МВТУ им. Баумана) с годовой стипендией для талантов в 375 рублей! Он бы мог стать великолепным профессионалом, но, как многие горячие головы своего времени, увлекся «идеями».
Лучшим другом стал другой студент - художник Казимир Малевич. Знакомство состоялось в ходе уличного боя, во время декабрьского восстания 1905 года. Об этом есть такая запись Малевича: «Здесь, на баррикадах, я встретил Шутко. Я достал «бульдог», зарядил и начал отстреливаться. Солдаты шли, мы отстреливались. Солдаты выбили нас с баррикады».
Восстание, как известно, было подавлено. Начались аресты. По предложению Шутко, Малевич едет с ним в Ейск, чтобы «выдержать паузу». Друзья ставят «Ревизора». Кирилл - режиссер и в роли Хлестакова, Казимир - декоратор и костюмер (их дружба продолжалась всю жизнь, и для Кирилла эта связь значение имела трагическое).
Стоп, снято!
Возвращение в кино Нины Агаджановой-Шутко произошло уже после революции. И Нина, и Кирилл в октябрьском перевороте участие принимали самое непосредственное. Железная «Бабочка» штурмовала «Кресты» и открывала камеры «политических», встречала на Финляндском вокзале Ленина…
В 1922 Кирилл Шутко получил должность заведующего делами кинематографа в ЦК ВКП(б). Нина нашла себя на киностудии «Межрабпомфильм».
Она писала, и перо ее было остро - об этом свидетельствуют ее корреспонденции для журнала «Работница». В 1914 журнал для трудящихся женщин придумал Ленин, в редколлегии трудились Крупская, Арманд, Коллонтай, Агаджанова была ответсеком.
К 1924 «сам собой» написался сценарий картины «В тылу у белых» (в основу легли реальные события). Фильм собрал хорошую критику, и когда заговорили о проекте празднования 20-летия первой революции, юбилейная комиссия ВЦИК сценарий заказала Агаджановой… О том, как рождался «Броненосец Потемкин» (первый, по версии Американской киноакадемии, среди ста лучших фильмов в истории кино), написано немало. Но напомним, что именно Агаджанова отстояла право Эйзенштейна снимать.
Квартира Агаджановой-Шутко в доме на Страстном бульваре славилась своим гостеприимством. Постоянно собирались там натуры творческие и горячие. Эйзенштейн - в их числе. У него только что вышла первая картина «Стачка». Как писал сам мастер, картина настолько «вихрастая и драчливая», что началась травля.
«В такие моменты нужна дружеская рука. И вот почему я пишу о Нунэ. Маленького роста, голубоглазая, застенчивая и бесконечно скромная - (она) была человеком, который протянул мне руку помощи в очень для меня критический момент творческого бытия».
Стал бы Эйзенштейн при жизни классиком, если б не ходатайство Нунэ? Он в этом сомневался…
Эйзенштейн и Александров (второй режиссер «Броненосца») вписали себя в историю. А она всегда оставалась в тени. Продолжила писать, преподавала во ВГИКе.
Скончалась 27 декабря 1974 года - и ее уход не имел сколь-нибудь значимого резонанса.
«Она была одиноким человеком, - говорит Григорий Гиберт. - Жизнь вела замкнутую. В 1938-м НКВД арестовало Кирилла Ивановича по политической статье. Не в его пользу была истолкована дружба и заступничество за Малевича, подвергавшегося гонениям и угодившего в тюрьму».
Шутко товарищу помог, из заключения вытащил, но сам попал в опалу. В 1941-м «троцкиста» и «врага народа» расстреляли.
Для Нунэ это стало огромным потрясением, заставившим отгородиться от мира. Она свято верила, что делу революции нужен всякий. И именно в своем неповторимом угловатом индивидуальном виде. Революция приняла «вихрастого» Эйзенштейна. Но жестоко обошлась с Малевичем и Шутко. Были репрессированы вообще многие большевики «из старых» - самые яркие, имевшие свое мнение, не боявшиеся его высказывать. Принять эту правду в свое сердце для революционерки было сродни катастрофе.