30 сентября в Анапе завершает работу очередной - 23-й по счету - Открытый фестиваль кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии «Киношок». Погода в этом году подкачала, испортив бархатный сезон ураганными ветрами и понижением температуры, зато атмосфера на фестивале была теплая. Вместо анекдота режиссер Ильмар Рааг пересказывал публике вопросы эстонских журналистов, которые не по-доброму интересовались, почему он решил снимать кино в России. Не испортила настроение даже новость о том, что в Анапу не приедут украинские режиссеры. Известная российская актриса украинского происхождения Лариса Кадочникова со сцены напомнила всем присутствующим - два славянских народа разделить нельзя.
Караваи и самогон в станице Гостагаевской
Фестивальная жизнь текла степенно и размеренно. В пресс-центр фестиваля принесли мольберт, и одна из участниц «Киношока», художница по профессии, писала портреты знакомых. Все диванчики в холле санатория, ставшего штабом кинофестиваля, были перманентно заняты: одни ожидали очередного конкурсного просмотра, другие делились только что увиденным, третьи брали интервью. Кинопоказы стартовали с 10 часов утра, а заканчивались глубокой ночью. Залы пустыми не были, но, впрочем, и не переполнялись - видимо, далеко не все жители Анапы знали, что пройти на территорию «Киношока» и посмотреть фильмы можно без всяких пропусков.
Рядом с санаторием располагается морской вокзал, и гости из столицы нередко прогуливались по набережной, а когда уставали - отправлялись атаковать анапские магазинчики под названием «Все по 10 рублей». За десятку можно было приобрести самые разные полезные мелочи - от косметических средств до сувениров.
В качестве развлекательной программы участников «Киношока» почти каждый день возили на экскурсии по достопримечательностям Краснодарского края - в Крымск, музеи Тамани. Самым ярким событием стала поездка в анапскую станицу Гостагаевскую.
Это уже традиционное для «Киношока» мероприятие, которое всем участникам рекламируют еще на этапе приглашения. И актеры на самом деле ждут его с большой радостью, поскольку в Гостагаевской их встречает самый благодарный зритель. К примеру, в этот раз поклонники поджидали делегацию «Киношока» еще на въезде в станицу. Не успели актеры выгрузится из автомобиля, как к ним выстроилась очередь из поклонников с фотоаппаратами. Причем наибольшим успехом пользовался у жителей Гостагаевской Борис Щербаков, у которого автографы просили и пенсионеры, и молодежь. К красотке Лянке Грыу молодые парни приглядывались издали, так и не решаясь подойти, вместо этого пытали журналистов вопросами: «А ведь, правда, что эта девушка в сериале «Барвиха» снималась?»
Актеры и режиссеры поднялись на сцену перед местным ДК.
- Сколько лет вашему самому старому жителю? - интересовался Борис Щербаков. - 102 года!? Значит, жить в станице Гостагаевской любо!
- Любо! - с аплодисментами повторяли за ним зрители.
Молодой актер Максим Житник на сцене чуть ли не приплясывал. И сообщил станичникам, что сам уроженец Краснодарского края, а его дед был казачьим атаманом. Позже, когда мы стояли у автобуса, ожидая отъезда, он скажет:
«Я бы отсюда и не уезжал!»
Благодаря «Киношоку» у Максима появилось несколько свободных дней, чтобы повидать родню.
Аналогичные чувства, должно быть, испытывала и актриса Людмила Зайцева, которая родилась в Усть-Лабинском районе Краснодарского края. Дн кинофестиваля она также совместила с отдыхом в одном из пансионатов Анапы.
Гости приветствовали хозяев очень тепло. Ольга Лапшина спела народную песню акапелло, а Александр Цуркан под гитару. Напоследок, казаки затянули песню про коней, и Тамара Семина пустилась в пляс с одним из певцов.
Актеры приехали не с пустыми руками - привезли свои новые работы, которые будут показывать в станичном ДК. В ответ жители Гостагаевской пригласили их в импровизированные курени, которые развернули в местном парке. У каждого округа Анапы здесь был свой стол и своя программа. Пели и плясали юные таланты, столы ломились от угощений, актеров, по секрету говоря, потчевали даже собственноручно сваренным самогоном. Рядом ели шашлыки и сами жители Гостагаевской. Правда, некоторым было не до еды: поклонники пытались улучить момент, чтобы сфотографироваться со звездами.
Пять стран и одна русская история
Увидеть актеров на «Киношоке» можно было в моменты таких выездов, в остальное время героями дня были режиссеры. По традиции фестиваля авторов конкурсных фильмов по очереди приглашали в пресс-центр на дискуссию. Критикам и всем желающим предоставлялась возможность высказывать свои соображения относительно картин, какими бы нелестными для режиссера они ни были.
Тот же Ильмар Рааг выдержал целый шквал претензий по поводу нелогичных поворотов сюжета его новой картины «Я не вернусь» - истории двух девушек-воспитанниц детского дома, которые путешествуют автостопом в надежде добраться до далекого Казахстана.
Этот фильм - один из лучших примеров нынешней копродукции в кино. В его создании принимали участие 5 стран - помимо России, Казахстан, Эстония, Белорусь и Финляндия. Российский продюсер Наталья Дрозд вдохновилась пьесой Ярославы Пулинович и решила ее экранизировать, предложила нескольким отечественным режиссерам, но они увидели в произведении только острый социальный сюжет, и в итоге сотрудничество не состоялось. Эстонец Ильмар Рааг ощутил в пьесе поэзию и согласился поставить, казалось бы, абсолютно русскую историю. Впрочем, он с этим не согласен:
- Недавно я получил письмо из Эстонии, от воспитательницы местного детдома. Она сказала, что увидела в фильм совершенно то, что происходит у нее на работе. Премьерные показы в аудиториях, где были представители разных стран Европы, показали, что эта история и им близка, - отметил режиссер.
Теперь фильм повезут на кинофестиваль «Листопад» в Белорусь.
Горечь, витающая в воздухе
Интересно, что история о девочках-детдомовцах, одна из которых умирает в конце ленты, оказалась все же одной из наиболее светлых на фестивале. Совсем другое дело - армянский фильм «Романтики», рассказывающий о том, как вечеринка старых друзей заканчивается неожиданной и глупой смертью одного из них. Ничего, кроме омерзения, не остается. Но главное, что снята лента по вполне реальному сюжету, участником которого был собственно сам режиссер Арег Азатян (только на самом деле смерти удалось избежать).
И все же фильм не об этом, а о том, почему успешные молодые люди совершают столь чудовищные поступки. Продюсеры картины и по совместительству родители режиссера Арсен Азатян и Наринэ Мкртчян пояснили, что речь идет о «потерянном» поколении - детях, которые взрослели в годы Карабахского конфликта, а потому потеряли ориентиры в жизни.
«Киношок-2014». Звезды российского кино побывали в станице Гостагаевской | Фотогалерея
Киргизский режиссер независимого кино Марат Сарулу пошел еще дальше. В центре почти трехчасовой картины «Переезд» - старик, который воспитывает внучку своей беспутной дочери, уехавшей из деревни в город. Неожиданно дочь появляется и просит его продать дом и переехать к ней. Когда дело сделано, выясняется, что банк забрал квартиру за долги и жить семье негде. Картина, поражающая изумительной красоты видами и потрясающей работой оператора, буквально подавляет зрителя и вгоняет его в меланхолию. Последнее вызвало у критиков такой протест, что дискуссия растянулась почти на два часа.
Марат Сарулу пояснил, что основная цель состояла в том, чтобы отобразить трагизм и горечь, которые, по его словам, буквально витают в воздухе в его стране, несмотря на внешний гламур.
Если добавить к этому перечню фильмов ленту «Братья. Последняя исповедь» (адаптированную под украинскую действительность историю шведского писателя), в не меньшей степени трагическую и безысходную, то получается, что режиссеры бывших соцстран в этот раз буквально задались целью рассказать россиянам о том, как живется в их странах сегодня. И, чтобы это сделать, объединили усилия, искали бюджеты и режиссеров у соседей, и это не может не радовать.