Краснодарский край, 17 апреля - АиФ-Юг. Над свои последним проектом – копией Рено-40, оригинал которой стоял в начале века в царском гараже, он трудился много лет. Возможно, эта машина станет украшением Голливуда.
Современное царское авто
Александр Сериков сделал этот автомобиль с нуля. У него было всего четыре рессоры, баранка, радиатор, эскиз и огромное желание сделать императорский автомобиль.
– Эта машина мягкая, комфортная. Есть у нее номер, сзади и спереди. Она предназначена для дальней дороги, ведь я всегда много путешествовал, – рассказывает Александр.
Прошло больше века, и конечно, копия немного отличается от оригинала. Ведь автор уникального автомобиля должен был соблюсти все необходимые технические стандарты для самодельных машин – определенную длину, ширину и мощность автомобиля.
– Здесь объем двигателя - на 2, 5 литра. В той машине - 9 литров.
В 1992 году, когда Александр стал работать над машиной, бензин был в дефиците. А два бака давали возможность заправляться как можно реже.
– Также у меня в машине есть боковые зеркала, раньше были только центральные. Но сейчас боковые зеркала просто необходимы.
Раньше водителю, чтобы согреться, приходилось открывать заслонку, чтобы из огромного радиатора шел теплый воздух. Теперь – это обычный обогреватель, как и в других современных авто.
– Запасное колесо в прошлом веке стояло со стороны водителя, теперь - сзади, также в оригинале не было дверки со стороны водителя, он заходил первый в единственную правую дверь, за ним – механик. Тормоз, переключение крепились с внешней стороны машины. Кстати, тормоза здесь - на задний и передний мост с вакуумным усилителем, - рассказывает Александр Сериков.
Машина может издавать два сигнала – привычный электрический и воздушный, который в разы превышает первый по громкости. Также в машине мощные фары.
Ее утонченный салон напоминает карету из сказки.
В салоне сидела царская семья. На откидных сиденьях иногда располагалась прислуга, она помогала членам царской семьи разуться. Здесь, как и у царя в то время, лежат четыре сундучка, в двух – инструментарий, в одном – обувь, в другом – рукомойник.
Откидной верх, красное дерево снаружи автомобиля и турецкий бархат внутри придает ему еще большей изысканности.
Красное дерево выглядит потрескавшимся.
– Под стягивающий лаковый слой я загнал краску, которая была более пластичная, поэтому прежний слой подорвал ее, и образовались трещинки. Герб сделал сам. Вот под эту матрицу я вырезал дерево и залил эпоксидной смолой и стекловолокном, - говорит мастер.
Александр добавил салону автомобиля ветхости с помощью трещин и современности с помощью телевизора и акустической системы. Он включает песню Успенской «Кабриолет». Звук – чистый и громкий.
Все мужики пацаны до последних дней
С детства Александр сам делал мячи, луки, велосипеды, а позже увлекся и автомобилями.
– Я, будучи мальчишкой, сделал свой первый автомобиль, страшный и неказистый, на педалях, но все же он двигался.
Помнит Александр и свой первый мотоцикл:
– Я купил его на деньги, которые заработал, когда сбивал ящики для фруктов. После приобрел пузатый мотороллер. В то время мне понравилась девушка. А она нравилась еще одному парню. В общем, я ему продал свой мотороллер. А на следующий день он на нем к ней прикатил, а я приехал на мотоцикле. Конечно, она выбрала меня. И потом стала моей женой. Позже я смастерил к мотоциклу коляску, и мы в ней катали нашего первенца.
В Краснодаре Александр окончил политехнический институт, почти сразу стал руководителем конструкторской группы, потом преподавал в доме юных техников. Его ученик Владимир Киреев, светило мирового уровня, по сегодняшний день реставрирует старинные автомобили.
Фото: из личного архива Серикова
В 1987 году на старых фото Александр увидел машину Лауринт-Клемент 1905 года и во что бы то ни стало решил ее сделать. И сделал.
В 1989 году она победила на конкурсе «Сам авто».
Фото: из личного архива Серикова
– Я исколесил на ней всю Россию. Ездил, не оформляя документов на Лауринт. Помню забавную историю. Я ехал в Кривой Рог, меня остановил инспектор и попросил документы на машину, я ему говорю: «Машина самодельная, нет у меня документов». В это время все автомобили встали, нас окружили люди, все с любопытством осматривали мой автомобиль. Инспектор кричал, хотел организовать группу захвата и на эвакуаторе увезти мой автомобиль в Ростов. Но тут из КАМАЗА вышел дальнобойщик, крупный такой кавказец, и говорит: «Ну, что ты к нему пристал? Видишь у него машина – единственная на всю страну такая, гордость России». Позже инспектор все же поинтересовался, не ворованный ли у меня двигатель, и сказал: «На глаза чтобы мне не попадался!» «Но, мне же как-то обратно надо будет ехать!» - засмеялся я.
В 1996 году Лауринт-Клемент у Александра купили.
– Деньги от продажи очень пригодились моей мастерской.
Клубничная мастерская
Свою реставрационно-техническую мастерскую Александр открыл в 1996 году в своем частном доме в Адыгее. На деньги от продажи клубники.
– Я выращивал клубнику до двух тонн на своих 17-ти сотках. У меня было отложено все - от выращивания до реализации. Но потом я решил открыть мастерскую и бросил это, - говорит он.
Ни один автомобиль был реставрирован здесь. Но это единичные работы, ведь на реставрацию одной машины уходит несколько лет.
– Вот руки дойдут, займусь автомобилем 1937 года. Я купил эту машину в 1978 году. На ней даже шильдик цинковый с номером военной части, автомобиль пескоструйный, с родным двигателем, стеклами, все наверху лежит.
– Сейчас мой автомобиль пока художественное изделие, транспортным средством он станет, тогда, когда я обращусь в органы регистрации автотранспорта и пройду определенные этапы оформления.
У мастера еще много интересных задумок, но на их осуществление нужны немалые деньги. Поэтому он непременно продаст царский автомобиль.
– Может, и в Голливуд продам. Смотря, какое будет предложение. Автомобиль долгожданный.
– Мои друзья и коллеги по всей России ждут его. Уже к середине мая я закончу работу и смогу выехать на нем во двор. Потом в Краснодар. Вот тогда-то его увидят все. И вас могу прокатить, почувствуете себя императрицей! - обещает мне на прощание Александр Сериков.