Результаты опроса Росздравнадзора будут известны позднее. Однако уже сегодня из анализа работы ведомства можно судить о том, что бесплатной медициной довольны далеко не все жители края. Впрочем, к платным медуслугам претензий, как выясняется, не меньше.
Сначала жалоба, потом лечение
В течение прошлого года в адрес территориального органа Росздравнадзора по Краснодарскому краю поступило 347 обращений по вопросам качества и безопасности медицинской деятельности. За первые четыре месяца 2015-го таких заявлений здесь принято 116. Что же зачастую не устраивает пациентов?
Так, в 2014 году чаще всего народ жаловался на качество оказанной медпомощи. Неудовлетворяла их работа медиков и самих медучреждений. На третьем месте по актуальности - тема соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья. На четвертом - обращения, связанные с отказом в оказании медпомощи, на пятом – жалобы по ее доступности. В нынешнем году общее число жалоб не изменилось, а вот в их структуре и тематике произошли некоторые изменения. Уменьшилось число недовольных на нарушение прав, на проблемы доступности и качества медицинской помощи. Однако в три раза чаще граждане стали жаловаться на работу медучреждений и медработников.
К слову, зачастую добиваться от врачей поликлиник или больниц подобающего исполнения должностных обязанностей и инструкций кубанцам приходится путем жалоб не только в профильный надзорный орган сферы здравоохранения. Люди жалуются на медиков в прокуратуру, аппарат президента РФ, не веря в то, что их проблему услышат чиновники от медицины на местах.
Приходите в другой раз
Впрочем, наверняка, в этой истории кто-то вспомнил себя. Каждый из нас хотя бы раз в жизни посещал поликлинику и сталкивался со всеми прелестями бесплатной медицины. Например, всем известна система доступа к узким специалистам по предварительной записи, когда время ожидания приема у доктора затягивается на недели, а то и месяцы.
«Сижу и думаю, зачем я вообще обратилась в бесплатную поликлинику, если нет в ней толка?! - возмущается жительница Краснодара Людмила Федулаева. - Еще в марте решила посетить окулиста в нашей 16-й поликлинике, отстояла очередь, а мне говорят: «Один специалист на повышении квалификации, другой на больничном, приходите в другой раз». Вернулась в мае. Снова к «глазникам» не пробиться. Стала ругаться: как же так, со зрением у меня совсем дела плохи!.. В ответ мне любезно предложили: «Не хотите ждать - идите в платную клинику, там вам быстрее помогут…»
Другая жительница краевого центра на прием к доктору хоть и попала, но вместо скорой получила запоздалую помощь.
«Мать сделала УЗИ почек, выявили кисту, срочно обратилась к урологу в поликлинику, но его почему-то ничего не насторожило, - рассказывает краснодарка Елена. - Отправил ее домой лечить остеохондроз. Через полгода сделали повторное УЗИ - рак! Только тогда врач «увидел» патологию и дал направление на госпитализацию…»
Жительница Славянска-на-Кубани Раиса Земцова рассказывает, как пробиться на обычный рентген в районной поликлинике:
«Почувствовала боль в груди, решила провериться на онкологию. Как выяснилось, путь к рентгенкабинету занимает у нас почти месяц. Направление на снимок нужно взять у терапевта. Тот принимает по предварительной записи, в середине мая талончик к нему предложили на 5 июня».
Попасть на прием к докторам разной специализации сегодня проблематично практически во всех районных и городских поликлиниках. Пациентов много, врачей мало. Последние бегут из муниципальных клиник из-за колоссальных нагрузок и несоизмеримо низких зарплат. Например, в детской поликлинике №13 Краснодара многие узкие специалисты совмещают по две ставки. На многотысячную армию детворы всего 6 педиатров. Один из докторов - инвалид на костылях, обслуживает два огромных участка, принимает до 50 малышей в день!
Опрос покажет
Не выдерживая условий в муниципальных поликлиниках, многие идут в платные, в которых, кстати, тоже не всегда все идеально. Так, по информации Росздравнадзора, в прошлом году на долю коммерческих клиник пришлась треть от всех выявленных нарушений. Чаще всего они были связаны с несоблюдением порядков и стандартов при оказании медпомощи, с организацией внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности и с несоблюдением обязательных требований при обращении лекарств и медицинских изделий.
В общем, как видно, недочетов и в платной, и в бесплатной медицине края сегодня предостаточно. Более детально разбираться в причинах недовольства пациентов качеством предоставляемых медуслуг в надзорном ведомстве будут по итогам анкетирования, проводимого в эти дни. Результаты опроса, возможно, послужат неким ориентиром для руководителей профильных министерств и ведомств в вопросах дальнейшего совершенствования системы оказания медпомощи населению в регионе.
Кому довериться?
Посещать районную поликлинику - дело нервное и долгое. Поэтому люди занятые по мере своих возможностей стараются обращаться в частные клиники, коих в Краснодаре довольно много. Однако, как показал опрос и Росздравнадзора, и письма наших читателей, «платно» не всегда значит быстро и качественно.
«У меня проблемы со здоровьем, и поход в женскую консультацию всегда сопровождается долгими ожиданиями в очереди, потом столько же приходиться ждать результатов, - пишет наша читательница Юлия Солодовник.- Поэтому я со своей проблемой обратилась в частный кабинет (1000 руб. за осмотр), который работает в выходные дни. Приняли меня вовремя, но осмотрели наспех, так как врач куда-то спешила, порекомендовала сделать УЗИ и прийти на повторный осмотр. Пренебрежительное отношение доктора мне не понравилось, поэтому я с результатами УЗИ (которое также было сделано в платной клинике и стоило 1800 рублей) отправилась к другому практикующему в частном медучреждении доктору.
К слову, в этом заведении прием стоил уже 1500 рублей. Здесь, несмотря на предварительную запись, была длинная очередь! Когда я наконец-то попала на прием, выяснилось, что диагноз и заключение специалиста, делавшего мне ультразвуковое исследование, противоречит друг другу! Представляете, из-за чьей-то невнимательности я просто выкинула деньги на ветер!
Мне назначили УЗИ повторно! И целый список других анализов. Тесты на гормоны, онкомаркеры. Да, я знаю, что многие клиники выписывают ненужные анализы, чтобы заработать. Но для собственного спокойствия решила полностью обследоваться. Обошлось мне это еще в шесть тысяч рублей. Результат - мне порекомендовали сделать операцию. Но я боюсь ложиться под нож! Как доверять людям, которые на одном бланке не в состоянии точно расписать диагноз!»
По мнению нашей читательницы, особого различия между районной и частной клиникой, кроме того, что последним оставляешь кучу денег, нет. Туда, где клиенту не понравилось, он больше не пойдет. То есть из-за своей безответственности и невнимательности клиника теряет деньги. Хорошо, если бы каждый пациент их наказывал рублем. Но сегодня медицинские услуги очень востребованы. Один уйдет, другой придет. Видимо, это расхолаживает. Но если даже частник не заботится о качестве услуг, не бьется за клиента, кому доверить свое здоровье?
Кадры решают все
«Вся беда в том, что квалифицированных кадров не хватает, - говорит заместитель руководителя общественной организации «Право на здоровье» Юлия Новичкова. - В бюджетных медучреждениях из-за недостатка финансирования, в коммерческих настоящих профессионалов тоже мало! Почему? Зачем их нанимать и платить хорошие деньги, если конкуренция среди клиник не такая уж и большая. Рынок частных медицинских услуг монополизирован и находится в руках нескольких хозяев».
Если бюджетные поликлиники контролирует не только государство, но и страховщики, за частными наблюдают только фирмы, выдавшие им лицензию. Ситуация изменится, если все: и частники, и бюджетники - будут работать по полису ОМС. Тогда развернется настоящая битва за пациента и улучшится качество услуг. Правда, чтобы это произошло, выплаты ОМС должны вырасти до размера рыночных. Чтобы коммерческим клиникам было интересно по ним работать.