Иногда родители сетуют: ребёнок постоянно сидит в телефоне, он не хочет ни есть, ни гулять, ни играть. Интернет прочно вошёл в нашу жизнь, в жизнь наших детей, и зависимость от сетевого пространства сегодня является серьёзной психологической проблемой. Как решить её, рассказывает медицинский психолог краевого Центра общественного здоровья и медицинской профилактики Ирина Бабкина.
Уйти от реальности
Ольга Киселева, «АиФ-Юг»: Ирина Викторовна, как проявляется интернет-зависимость?
Ирина Бабкина: Зависимость - это подчинённость, патологическое пристрастие к чему-то. Это неконтролируемая и неадекватно повышенная тяга и восприимчивость к какому-то действию или веществу. Как правило, таким способом человек уходит от дискомфорта действительности. Постепенно развивается привыкание, поэтому для удовлетворения пристрастия человеку требуется повышать дозу.
Интернет-зависимость похожа на алкогольную и наркотическую. По сути человек стремится уйти от реальности, в результате он существует в виртуальном мире и останавливается в своём развитии.
Существует классификация интернет-зависимостей:
- серфинг - бесцельное листание страниц, переходы по разным ссылкам и чтение ненужной информации;
- игровая зависимость - постоянное «зависание» в сетевых играх;
- финансовая зависимость - ненасытное желание что-то купить в интернет-магазине;
- азартность - частое участие через интернет в аукционах, лотереях, розыгрышах призов, ставки в казино и букмекерских конторах;
- зависимость от общения - отличается большим количеством переписок, неуёмным участием в чатах и форумах, огромным числом друзей и подписчиков в соцсетях;
- киберсексуальная зависимость - частое посещение сайтов с порнографическим контентом, просмотр роликов и фотографий сексуального характера, интимные переписки;
- зависимость от видео - просмотр через интернет большого количества фильмов, сериалов, роликов различной тематики. Часто зритель даже не может потом рассказать, о чём было видео.
Попадая в подобные зависимости, чаще всего молодые люди впоследствии могут полностью потерять интерес к настоящему миру, к общению с реальными людьми. Навязчивые мысли открыть очередной сайт мешают уснуть ночью, а днём отвлекают от обыденных дел. Нарушаются режимы труда и отдыха, питания и сна, и, как следствие, снижаются работоспособность, умственная и физическая активности.
Компьютер не должен становиться предметом поощрения. Наказывая подростков лишением доступа к гаджетам, проблема усугубляется.
- И когда уже пора бить тревогу?
Психологические симптомы проявления интернет-зависимости такие:
- чувство радости, эйфории при контакте с компьютером или даже при ожидании, предвкушении этого контакта;
- желание увеличить время взаимодействия («дозу»);
- отсутствие контроля над временем при взаимодействии с компьютером;
- раздражение либо угнетение, появление пустоты при отсутствии контакта с виртуальностью;
- использование интернета для снятия внутреннего напряжения, тревоги, депрессии;
- эмоциональная неустойчивость;
- навязчивая потребность постоянно проверять лайки, сообщения или электронную почту;
- предпочтение онлайн-общения личным встречам;
- пренебрежение семьёй, друзьями в пользу интернета;
- ложь о своей жизни.
Это не приз!
- Что делать, если в эту зависимость попал ребёнок, подросток? Как ему помочь?
- Чаще зависимыми от интернета становятся именно подростки, которые испытывают недостаток общения и тёплых эмоциональных отношений в семье, у которых нет серьёзных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, кто не умеет налаживать контакты с окружающими. Другими словами, там, где не хватает искреннего и доброжелательного человеческого внимания, общения, существует опасность попасть в зависимость от интернета.
Заядлые пользователи сети уходят от проблем реального мира с его трудноразрешимыми задачами. Родители, которые в большей степени ответственны за своего ребёнка, должны быть всегда на шаг впереди. Это означает, что надо быть в курсе того, что происходит в жизни подростка, что он чувствует, к чему проявляет интерес, с кем дружит.
Проанализируйте своё поведение. Дети часто копируют поведение взрослых. Если вы сами много времени уделяете компьютеру, ведению страницы в соцсетях, то чего ждёте от своего ребёнка?
Важно формировать у детей чёткий круг обязанностей по дому, хозяйству, чувство ответственности и его значимость в семье, нужно помочь ему найти интересные занятия.
Компьютер не должен становиться предметом поощрения. Наказывая подростков лишением доступа к гаджетам, вы усугубляете проблему. Интернет - это всего лишь способ получения информации, а не приз. Это вы должны объяснить своему ребёнку. При этом важно научить его самоконтролю времени в интернете.
Признание зависимости - первый шаг к излечению. Если ребёнок не осознает масштаб проблемы, то родители должны в доступной форме донести это до него. В запущенных случаях следует обратиться за помощью к психологу.
- Какой самый опасный возраст для развития интернет-зависимости?
- 11-15 лет. Причём мальчикам эта опасность грозит в гораздо большей степени. По статистике на одну зависимую девочку приходится семь мальчиков, которые к тому же тратят на компьютерные игры, в среднем, в два раза больше времени. Связано это с тем, что кризис подросткового возраста у девочек проходит проще.
Разговаривать и доверять
- Какие рекомендации вы бы дали родителям?
- Ограничивать время пребывания в интернете - не более получаса дважды в сутки, при этом один сеанс должен прерываться на отдых или занятие другими делами. Но здесь нужно добиваться компромисса.
Занятия спортом, режим дня и правильное питание естественным образом повысят активность и настроение вашего чада.
Между вами и подростком должны царить доверительные отношения. Расположите своего ребёнка к себе. Этому помогут разговоры по душам, совместные занятия, просмотры кинофильмов, выезды на природу.
Как правило, интернет-зависимые превращаются в аддиктивные личности, которые со временем становятся социально дезадаптированными. Иначе говоря, не способными к жизни в обществе. Не позволяйте ребёнку глубоко увязнуть в глобальной мировой паутине.
Как проверить себя?
Есть специальный тест для определения интернет-зависимости. Пройдите его сами, также попросите честно ответить на заданные вопросы своего ребёнка. Оценочная шкала здесь такова: 0 - это ко мне не относится; 1 - редко; 2 - время от времени; 3 - иногда; 4 - часто; 5 - всегда.
- Как часто вы остаётесь онлайн дольше, чем намеревались?
- Игнорируете ли вы домашние обязанности, чтобы подольше побыть в сети?
- Насколько часто предпочитаете флирт в интернете реальным отношениям?
- Завязываются ли новые отношения с пользователями сети?
- Насколько часто окружающие жалуются, что вы проводите за компьютером слишком много времени?
- Бывает ли, что работа, быт, учёба страдают из-за того, что вы проводите время за компьютером?
- Как часто вы проверяете электронную почту, прежде чем заняться необходимыми делами?
- Насколько продуктивность вашей жизни страдает из-за погруженности в интернет?
- Бывает ли, что вы принимаете оборонительную позицию или становитесь скрытным, когда кто-то спрашивает, что вы делаете в сети?
- Насколько часто вы стремитесь заместить интернетом тревожные мысли о своей жизни?
- Часто ли вы предвкушаете очередной сеанс онлайн?
- Бывает ли, что вы ощущаете, что жизнь без интернета была бы скучной, пустой и безрадостной?
- Часто ли вы раздражаетесь, кричите и выходите из себя, когда кто-то мешает вам во время сеанса онлайн?
- Насколько часто вы отказываете себе во сне ради интернета?
- Когда вы вне сети, захватывают ли вас мысли об интернете?
- Как часто, находясь онлайн, говорите себе: «Ещё лишь несколько мгновений»?
- Пытались ли вы сократить время в сети?
- Часто ли пытаетесь скрыть от других продолжительность вашего пребывания в интернете?
- Вы предпочитаете общение в сети реальному общению с людьми?
- Ваша раздражительность или подавленность, когда вы вне интернета, исчезают, как вы в сети?
- После того как вы или ваш ребёнок ответили на все вопросы, сложите полученные числа. Чем больше итоговая сумма, тем сильнее выражена интернет-зависимость.
Результаты
От 20 до 49 - вы (или ваш ребёнок) обычный интернет-пользователь. Временами остаётесь в сети немного дольше, чем нужно, но вы в состоянии это контролировать.
От 50 до 79 баллов – значит, вы уже сталкиваетесь с проблемами по причине чрезмерного использования интернета. Необходимо обратить на это серьёзное внимание.
От 80 до 100 - интернет уже принёс значительные сложности в вашу жизнь. Необходимо срочно и плотно заняться решением проблемы.