В этом году ее возглавил известный в крае профессор Игорь Шевченко, доктор экономических наук, преподаватель одного из ведущих вузов. Чем живет современная наука, куда шагает образование и где лучше всего кубанцам хранить свои сбережения? На эти и другие вопросы ответил Игорь Викторович в пресс-центре «АиФ-Юг».
Что хотела Европа
- Буквально на днях в вузах закончилось зачисление студентов. Судя по количеству звонков в редакцию «АиФ-Юг» от родителей вчерашних выпускников школ, народ до сих пор так и не понял: зачем нам двухуровневая система высшего образования?
- Этот первый шаг вступления нашей страны в Болонский процесс, целью которого, как известно, является создание единого европейского пространства в сфере высшего образования, был воспринят неоднозначно научным сообществом не только в нашем регионе, но и во всей России.
С одной стороны, новая система - это ответ на запросы, которые предъявляют экономика и общество в целом. Двухуровневая система дает возможность получить сначала базовое образование - бакалавриат, а затем подготовиться к конкретной профессиональной деятельности высокого уровня в магистратуре.
При этом окончательно определяется с профессией человек не в 18 лет, когда выбор зачастую продиктован родительскими советами, а к 22 годам. К сожалению, большой процент выпускников вузов работают не по специальности. Во-вторых, двухуровневая система - это все-таки международный формат, в который, так или иначе, наше образование должно вписаться.
Нужно, чтобы к нам приезжали иностранные студенты, а местные выпускники могли без проблем трудоустроиться за границей, ведь старые российские дипломы там не котируются. Однако есть и оборотная сторона медали. Традиционное пятилетнее образование по качеству не сравнится с бакалавриатом.
Сейчас из программы выкинули почти 1000 часов спецкурса, большой объем материала студент должен осваивать самостоятельно.Разве можно в такой ситуации подготовить полноценного специалиста? Вот недавно обратились ко мне представители солидного банка с просьбой подобрать лучших студентов для дальнейшего трудоустройства. И что вы думаете, их бакалавры интересовали? «Нам полуфабрикаты не нужны», - заявили они. И выбрали тех ребят, которые учились по старой системе.
Отличники превращаются в троечников
- Насколько оправдывает себя ЕГЭ? И какие шансы у талантливых ребят из небогатых семей получить бесплатное образование?
- Всю жизнь считалось, что вузы отбирают самую талантливую молодежь. По крайне мере, так было в пору моего студенчества. В 70-е, когда я поступил в университет, нас было около 50 человек на курсе. Сейчас курс состоит из 500 - 600 студентов. Процесс образования поставлен на поток.
В этой массе теряются таланты… Но, к счастью, и сейчас есть примеры, когда ребята из простых провинциальных семей чего-то добиваются. Один мой студент, Юра Волков, благодаря своим знаниям получал сразу несколько стипендий из разных источников.
Суммарно это составляло до 15 тысяч в месяц. Другого - Руслана Кузьмина - с руками и ногами забрали на работу в крупную московскую компанию с весьма внушительным окладом. Такие ребята есть, просто сейчас их сложнее выделить из серой массы. Если раньше экзаменатор имел возможность во время экзамена проверить интеллектуальные задатки, сейчас же все решают пресловутые баллы.
А ведь стоит копнуть, как отличники тут же превращаются в троечников. Сколько раз было: поступает к нам студент с максимальным количеством баллов по результатам ЕГЭ. А на первом же тестировании в вузе едва дотягивает до «троечки».
И тут возникают вопросы к школам: как такой ребенок мог стать отличником?
- А что сейчас происходит в науке, как оплачивается труд ученых?
- Судите сами: оклад доцента - 15 тысяч рублей, профессора - 20 - 21 тыс. руб. Лаборант кафедры получает не более 5 тысяч. Еще в 1995 году, когда был на стажировке в Германии, у меня спросили: «Какая у вас зарплата?» 100 долларов, говорю. - В час? - удивились они. Нет, отвечаю, в месяц.
По тем временам труд моих коллег там оценивался в 3-4 тыс. долларов в месяц. Но сейчас у ученых появился стимул. В нашем вузе действует такая система: если ты готовишь научные публикации, создаешь научную школу, участвуешь в грантовой работе, тебе это идет в зачет в виде хороших премиальных. Кроме того, пришло время, когда наука может развиваться самостоятельно, независимо от финансовых возможностей государства.
Существует огромное число некоммерческих фондов, которые готовы субсидировать интересные научные проекты. И к счастью, молодые ученые нашего региона активно используют эти возможности, имея хорошие идеи и огромное желание реализовать их.
Надежная кубышка
- Игорь Викторович, вопрос из области мировой экономики, который волнует большинство кубанцев: ситуация в США может как-то ударить по нашим кошелькам?
- Каждый должен жить по своим средствам. А Америка всегда жила на широкую ногу, наращивая свой государственный долг. Конечно, если доллар упадет, это напрямую затронет интересы круга наших соотечественников, у которых сбережения хранятся в долларах. Определенные потери понесет и бизнес, новая волна кризиса при таком сценарии неизбежна. Однако думаю, мировое сообщество этого не допустит. Хотя ситуацию на валютном рынке предсказать порой очень сложно. Ведь она зависит от многих факторов вплоть до высказываний политиков или природных катаклизмов.
- А где сейчас лучше хранить сбережения и существует ли рецепт, как стать миллионером?
- Подходит ко мне однажды уборщица с похожим вопросом: «Что делать с долларами, если курс упадет?»
«А сколько у вас?» - я тогда удивился. Она мне с гордостью: «Двести!..» Люди зачастую концы с концами сводят, какие там сбережения! А у кого есть деньги, те знают, куда их вложить. Сейчас зажиточный народ вкладывается в недвижимость, сегодня это самая надежная «кубышка». А вот как стать миллионером, однозначного рецепта нет. У меня однажды дочь спросила: «Почему такой-то дяденька в школе плохо учился, а теперь олигарх?» «Повезло ему», - что еще ответишь...
ДОСЬЕ
Родился в 1960 году в г. Краснодаре. Образование экономическое, специальность - планирование промышленности. Профессор, доктор экономических наук. Заслуженный экономист РФ. Лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники. Женат, двое детей.