При этом многие добросовестные платильщики задаются вопросом: «Оправданны ли мои расходы?» Почему они не соответствуют качеству и своевременности поставляемых услуг? Может, что-то изменится, если платить перестанем?
Экспертам в сфере ЖКХ такая постановка вопроса кажется абсурдной. Качество услуг они напрямую связывают со своевременностью оплаты ресурсов. Грубо говоря, чем больше «ресурсники» получат денег, тем толще будет бить струя воды из вашего крана. И кто прав?
Как старика обидели?
Объем задолженности населения за услуги ЖКХ за 9 месяцев года в России вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 10% - до 275 млрд рублей. У Кубани в этом «пироге» есть своя доля. Больше всего должников в краевой столице - недоимки за услуги ЖКХ перевалили за отметку в 1 млрд рублей.
Но любопытную деталь отмечают эксперты. Значительная часть в общей структуре задолженности - долги не фактические, а теоретические. Результаты всевозможных поверок запаздывают, люди оплачивают квитанции не в срок (но оплачивают!), ресурсоснабжающие организации медлят, расщепляя платежи… До монополистов, управляющих рубильниками, деньги доходят не в те сроки, на которые они рассчитывают. Долг, конечно, есть, но платежная дисциплина граждан на Кубани достаточно высокая. Без сомнения, самые дисциплинированные - это пенсионеры. Страх лишиться коммунальных благ у них почти генетический.
Каждый месяц старики из своей смешной пенсии отдают большую часть за ЖКУ. Один из многих - Анатолий Иванович из поселка Ильского Северского района. По странной оказии он попал в число должников - фактически. Несмотря на то, что старался в должниках не ходить - даже теоретически.
В ноябре прошлого года он получил к оплате квитанцию за газ. С удивлением обнаружил строку «задолженность», а в ней сумму, превышающую 3,5 тыс. рублей.
«Позвонил в райгаз, там сказали, чтобы я приехал с квитанциями. Но я едва хожу, а дочка в городе. Счета с пометкой «задолженность» приходили несколько месяцев. А потом начислили пеню, и я испугался», - говорит он.
Анатолий Иванович оплатил. И уговорил дочь съездить в райцентр разобраться.
«Выяснилось, что платеж через банк прошел, но где-то завис! Переплату зачли в счет будущих платежей, сказали, чтоб не волновались. И что вы думаете, - возмущается пенсионер. - Аннулировав задолженность, они не убрали пеню! Получается, я должен оплатить чью-то ошибку?! »
И снова дочка поехала разбираться. В райгазе заявили: пеню убрать невозможно! Задолженность прошла по документам, как следствие, пошла пеня. Поезд ушел, и открутить ленту времени назад невозможно. Посоветовали или заплатить, или подождать «прощеных дней». Мол, возможно, для должников будет объявлена акция, и при отсутствии задолженности пеню спишут.
«Пени накапало чуть меньше 100 рублей. Дочка злится: «Мелочь! Надо заплатить и забыть!» Понятно, что ей некогда… Но вы понимаете, мне обидно!»
Зачем платить?
Испуг Анатолия Ивановича вполне обоснован и понятен. С начала этого года штрафы за просрочки по платежам увеличились в два раза. По новым правилам, начисление пени к сумме долга происходит уже после первого месяца. Причем во втором месяце ее размер останется прежним - 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки. К четвертому месяцу просрочки - 1/130 ставки за каждый день долга. Если, например, вы задолжали за ЖКХ 5000 рублей, то за первые три месяца набежит 495 рублей пени. За шесть месяцев пеня вырастет до 4569 рублей.
Те, кто не платит по счетам, рискует попасть в число злостных неплательщиков и тогда точно наплачется. Должников-автовладельцев ГИБДД с приставами ловят на дорогах и ставят перед выбором: оплатить квитанцию по ЖКХ или расстаться с машиной? И хорошо, если так. Широко практикуются такие меры как арест имущества (с 1 июня судебный приказ выносится в течение 5 дней со дня поступления заявления без судебного разбирательства и вызова сторон для заслушивания их объяснений).
В Тимашевском районене гражданин накопил долг в 50 тысяч рублей за электроэнергию. В итоге, как сообщает пресс-служба Управления ФССП России по Краснодарскому краю, расстался с целым списком мебели и бытовой техники. Крайняя мера - выселение за долги из квартиры - уже активно практикуется в Санкт-Петербурге и ряде других городов страны. До Кубани новация пока не дошла, но часто применяется такая мера, как блокировка поставки электроэнергии, газа, канализации и пр. Считается, что это справедливо. Ведь свет и вода фактически выдаются в долг. Должники обязаны платить неустойку. Позиция Межрегионгаза - самого страдающего публично от долгов поставщика (в октябре долги кубанцев за газ превысили 1 млрд рублей) - четкая. И новости на сайте в холод бросают: «Неплательщики за газ из 185 тысяч домов и квартир в Краснодарском крае рискуют оставить себя без топлива».
«На Кубани распространена ситуация, когда из-за дебиторской задолженности Управляющей компании, являющейся исполнителем коммунальной услуги, прекращается подача горячей воды всем потребителям многоквартирного дома, - говорит Артем Голубов, юрист регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Краснодарского края. - Под санкции поставщика тепла попадают и те жильцы, что платят исправно, и должники из разряда «злостных». Это противозаконно! По действующему законодательству (согласно совокупности требований п. 9 ст. 2, ч.1 ст. 22 Федерального закона № 190 от 27.07.10 г., п. 70, п.96 Постановления Правительства РФ № 808 от 08.08.12 г., главы XI Постановления Правительства РФ № 354 от 06.05.11 г.), ограничение подачи коммунального ресурса потребителям, не имеющим задолженности, недопустимо.
Потребителями коммунальных услуг в многоквартирном доме являются собственники помещений, а не Управляющая организация. «Ресурсники» должны либо договариваться с УК и искать способы решить проблему, не ущемляя в правах всех собственников, либо взыскивать задолженность через суд, либо точечно ограничивать подачу ресурса в квартиры должников».
«Самые «злостные» неплательщики - это предприятия и бюджетные организации, которые отключить от поставки услуг по закону невозможно. Начисление пени для них не имеет веса. Как только задолженность становится заоблачной, предприятие банкротится, долг остается, но брать его не с кого, - поясняет Владимир Колпаков, председатель Общественного совета при министерстве топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края. - Поэтому специалисты предлагают пересмотреть список действительно важных объектов, оставив лишь социально значимые: больницы, детские сады и школы.
Неблаговидную роль в накоплении долгов играет и слишком длинная цепочка, по которой проходят платежи. В современных мегаполисах долги нанизываются, как бусы на нитку. От собственника жилья многоквартирного дома переходят в УК, которая, ничего не получив от собственника, должна гарантирующему поставщику, тому в свою очередь нечем платить энергоресурсной компании. На выходе мы имеем обезличенные многомиллиардные долги. По договору, управляющая компания платит за всех жильцов и постоянно рискует банкротством. При этом, если сумма задолженностей критична, страдают добросовестные жильцы. На законодательном уровне обсуждается возможность исключения из цепочки УК и вывода системы расчетов на прямые договоры. Нужно, чтобы каждый платил за себя и отвечал только за собственный комфорт».
Где бонусы для добросовестных плательщиков?
Возвращаясь к началу, согласимся с сотрудницей газосбытовой компании: «100 рублей пени - ничтожная сумма!» Но уместно вспомнить тут анекдот: «Пять старушек - рубль». Из таких вот частных «случайностей» вырисовывается закономерность. А состоит она в том числе из пересохших без влаги труб водопровода летом, холодных батарей в стужу, массовых отключений электричества из-за «вдруг» выпавшего снега. Отдавая деньги, и немалые, люди вправе рассчитывать, что в обмен на оплаченные квитанции дома у них будет тепло, светло, трубы не будут кашлять в попытке выплюнуть хоть каплю влаги. Как минимум - не лукавить: в экспертно-консультативном совете ЗСК при комитете по вопросам промышленности, строительства и ЖКХ нам пояснили, что в случаях ошибочного начисления задолженности пеня списывается в обязательном порядке! То есть неправильное начисление платежа наказуемо штрафом в пользу собственника.
«Интересы владельцев жилья защищены законом, - напоминает Анатолий Голов, сопредседатель Союза потребителей России. - Кодексом административных нарушений (ст. 7.23 КоАП РФ) предусмотрена ответственность за неоказание надлежащих коммунальных услуг. 354-е постановление правительства РФ предусматривает перерасчет за услуги, которые являются ненадлежащими. Но проблема в том, что быть активными, пользоваться своими правами люди не готовы. Например, если у вас фиксированный платеж за воду и ее не было больше чем трех часов - вам обязаны сделать перерасчет. Но сумма экономии будет невелика, люди осознают это и предпочитают с перебоями мириться».
Согласимся, даже в более критичных случаях наше возмущение обычно заканчивается выплеском эмоций. Но установки к инертности и непротивлению: «Я что, должен становиться врачом перед тем, как соберусь в поликлинику, чтобы быть уверенным в том, что мне диагноз правильно поставили?» - больше не работают. Свои права не просто важно знать, надо защищать их! В помощь - законы (кроме отдельно взятых ЖКХ-угодий их никто не отменял), жилищная инспекция, прокуратура… В истовой борьбе с неплательщиками отчего-то не предусмотрены бонусы для плательщиков добросовестных. Получателям по счетам и в голову не приходит придумать какие-то поощрительные, бонусные программы. Но ведь каждый заинтересован в том, чтобы его жизнь была достойной. Ужесточение санкций против потребителей - отличный повод для нанесения симметричного удара. Пора внимательнее считать свои деньги и перестать прощать.