Новый год для актера - пора горячая: спектакли, корпоративы, детские утренники… Неудивительно, что в пучине празднеств забываются слова, а в самый ответственный момент происходит чепуха и несуразица. Не отстают по части «гэгов» и зрители.
Артисты такие случаи вспоминать любят. Множество баек в копилке воспоминаний хранятся еще с советских времен. Сейчас они кажутся комичными. А когда-то их простой пересказ был опасен - настолько некоторые из историй вырывались из контекста идеологических приличий.
И Ленин всегда молодой
«Новый год. Елка. Детишки выстроились в очередь за подарками. Дед Мороз и Снегурочка раздают их в обмен за стишок или песенку. Подходит очередь ма-а-аленького мальчика, лет трех от роду. «Милый, а ты тоже стишок знаешь?» «Да, - говорит кроха. - Про дедушку Ленина!», - рассказывает актриса Альбина Ярославцева. - Малыш набирает в грудь воздуха и звонким голоском начинает декламировать: «Когда был Ленин маленький…»
Я сразу же заподозрила нехорошее. Дело в том, что это стихотворение в 30-х годах написала поэтесса Маргарита Ивенсен, и знали его когда-то все советские дети: «Когда был Ленин маленький… похож он был на нас, зимой носил он валенки…» Заканчивался стих педагогическим нравоучением: «Как мы, шалить умел он, как мы, он петь любил, правдивым был и смелым - таким наш Ленин был». Это в оригинале. Но вскоре стихотворение имело уже, наверное, несколько десятков «народных» вариантов. В них Ленин валенки носил «и летом, и зимой», и с лысиной ходил, и «Крупскую любил, но как товарища» и так далее. И вот один из этих вариантов малыш, как выяснилось, и знал. И выпалил: «Когда был Ленин маленький, с кудрявой головой, он часто бегал в валенках по горке ледяной!» Запнулся, замолчал. И пропустив (слава Богу!) подробности личной жизни Ильича, с выражением прочел героическую, как он сам это чувствовал, концовку: «Камень на камень, кирпич на кирпич! Умер наш Ленин Владимир Ильич! Бедное сердце зарыто в земле! Жалко рабочим! Жалко и мне!» У Деда Мороза аж борода набок съехала. Родители побледнели. Ничего себе стишок! Немая сцена, как в «Ревизоре» Гоголя. Никто не знал, как реагировать. Пауза становилась уже неприличной. И я, сглотнув, почему-то прошептала родителям: «Аплодисменты!» Они поняли правильно, схватили ребенка в охапку и поспешили уйти».
Великий и ужасный
В 1987-м великий вождь мирового пролетариата едва не сорвал представление на Тамани.
«В местный Дом культуры мы привезли спектакль «Аленький цветочек», - вспоминает Вячеслав Кремнев. - ДК поразил нас своим масштабом и богатством. Закулисье было буквально нашпиговано хитроумными механизмами. Нажатием на кнопочку менялись декорации, освещение и так далее. Такого шика мы не наблюдали ни в одном краснодарском театре и озирались вокруг, не скрывая восхищения и отчасти зависти.
И вот началось наше представление. Аленушка зовет чудище: «Покажись, хоть на минуточку!» «Не могу!» «Ну почему?» «Стра-а-ашен я… Безобра-а-азен я…» В этот момент световик должен был приглушить общий свет и направить мощный луч на страшное чудище. Но черт его попутал, нажал не те кнопки! Свет погас, что-то заскрипело, и при словах: «Стра-шен я» на сцену выехал вдруг… огромный бюст Ленина! Актер, сокрытый темнотой, оторопело произнес заученную реплику: «Так смотри же… и прощай… любовь моя». После чего Ленин, эффектно подсвеченный прожектором, плавно уехал. Тишина воцарилась гробовая. Сказать, что актеры остолбенели - значит преуменьшить пережитый стресс. Зрители тоже растерялись. Но несколько человек среагировало четко. Вскочили с салютами. Их примеру последовал весь зал. Дальше представление пошло по утвержденному сценарию. Световик и дирекция ДК сделали вид, что ничего не произошло. Нашу труппу это вполне устроило».
Скандальная роль
Забавные новогодние истории есть и у читателей «АиФ-Юг».
«Однажды перед Новым годом дочка моих друзей получила в садике задание: выучить текст роли из сказки, которую будут ставить на праздничном утреннике. Роль оказалась одна из главных, - рассказал Дмитрий Виноградов из Северского района. - Дитя взахлеб об этом говорит и торопит маму быстрее шить костюм. На вопрос папы: «Ну, а какая именно тебе, доченька, роль досталась?» - трехлетняя Лена с гордостью заявила: «Царевна-лесбияна!»
Конечно же, имелась в виду Царевна-Несмеяна. И все же родители на всякий случай стали ограничивать Леночку в просмотре телепередач.
Александр Потафеев из станицы Рязанской в студенческие времена подрабатывал Дедом Морозом.
«На елке в одном детском саду подходит ко мне маленькая девочка. Долго-долго, пристально-пристально меня разглядывает. Задумывается о чем-то, а потом спрашивает: «Дедушка, а у тебя ножки ледяные?» Я поднимаю подол шубы, показываю свои ноги в спортивных трениках. «Они ЖИВЫЕ!» - закричала девочка и расплакалась от ужаса».