Примерное время чтения: 8 минут
1062

Из провинции в туристический рай. Как менялся Краснодарский край за 80 лет

«АиФ-Юг» № 34 23/08/2017

После 1917 года на территории России произошли большие изменения. Кубань свою самостоятельность потеряла. Ее включили в большую территориально-административную единицу, название которой менялось несколько раз. То это был Азово-Черноморский край, то Северо-Кавказский. Кроме Кубани, туда входили теперешние республики Северного Кавказа, Ставрополье, Ростовская область, в одно время - Калмыкия. То есть огромное количество субъектов, которые сегодня являются самостоятельными. Надо сказать, что и территория самой Кубани делилась, а границы менялись. Так, постоянно из состава края выделялось Причерноморье, со столицей в Новороссийске.  

Что касается Сочи, то на тот момент - это настоящее захолустье. Кстати, город- курорт таким оставался вплоть до 1930-х годов, пока не началась сталинская кампания по строительству санаториев, баз отдыха, строительство дороги на Сочи. 

То есть в самом начале пути  Краснодарский край -  не развитый регион. 

Все стало меняться в 1937 году. Руководство страны могло уже допустить административно-территориальное деление, примерно совпадавшее с губерниями, которые были в царской России. 

Раздел территорий

Почему это не произошло раньше? Обстоятельств было много - не хватало кадров, не хватало служб, которые обеспечивали бы  жизнедеятельность субъекта, специальных контрольных органов. К 1937 году все это уже появилось. 

Территории быстро осваивались, прокладывались новые дороги, развивалась инфраструктура. Конечно же, управлять всем этим из Ростова-на Дону (тогда он был центром Азово-Черноморского края) было довольно сложно. Тогда произошло деление. В 1937 году появились два новых субъекта: Краснодарский край с Адыгейской автономной областью внутри и Ростовская область.  

Кстати, становление региона можно разделить  по периодам: 1937-1941 гг.,1941-1945 гг., 1945 -1975 гг., 1975 -1991 гг. и 1991- 2017 гг. 

Глухая деревня?

За время довоенное практически ничего не произошло. Край считали глухой провинцией. Вдали от столицы -  сельскохозяйственный, казачий. Здесь все равно не хватало специальных кадров. Техники тоже было мало, с инфраструктурой были проблемы. Самая первая дорога на море была грунтовой. Во время войны все стало еще хуже. В период оккупации все, что успели построить, было уничтожено, сожжено. 

Да, в отличие от других регионов страны край пребывал в оккупации не так долго - полгода. Но на территории Кубани были военные действия, здесь проходила «Голубая линия», где шли ожесточенные бои. Война нанесла краю страшный удар. 

Правда, восстанавливались быстрыми темпами. Здесь надо отдать должное мужеству населения, его стараниям. Народное хозяйство к 1946-1947 годам восстановили полностью, особенно аграрную часть. Засевались все территории, собирать зерно стали вровень с довоенным временем.

Причерноморье как локомотив 

Надо отметить, что развитие региона связано и с руководителями страны. 

В Сталинский период Кубань  была в обособленных, нетипичных для страны обстоятельствах. Поначалу Сталин считал казачество враждебным населением. Хотя потом казаков реабилитировали. Именно тогда появился фильм «Кубанские казаки», который создавал положительный образ. Тем не менее, эта тема не уходила. НКВД работал в прежнем режиме. 

Но, с другой стороны, благодаря Сталину, просто неожиданно и великолепно стал развиваться регион Причерноморья. Сам грузин по национальности, он нашел приют своему сердцу именно в Сочи. Территория здесь, на его взгляд, была лучше по климатическим и оздоровительным фактором. Но тут надо понимать, что по экономическим факторам грузинская, да и абхазская тема была дороже. В первую очередь, пришлось бы дорогу дальше продлевать. Итак, началось масштабное строительство в Сочи, благодаря чему стал развиваться весь край. Сочи находится на границе с Абхазией, в какой-то степени одна из крайних точек. А значит, туда надо как-то доставить грузы, технику... Кубань вдохнула первое финансово-экономическое благополучие. Все пошло на нее. 

Строительство Сочи продолжилось и после войны. Вскоре он стал элитным курортом. Каждый мечтал сюда приехать. Благодаря этому стал узнаваемым и Краснодарский край. 

Власти стали подумывать о курортах местного значения. Тогда Геленджик - заштатный городишко, Анапа были крупнее, но тоже мало кто знал. А к семидесятым годам - это уже известная детская здравница. 

Кукуруза вместо хлеба

Очень тяжелым стал период хрущевского правления. Он считал себя знатоком аграрной сферы. К сожалению, таковым не являлся. 

В то время научно было установлено, что Кубань - это место произрастания и возделывания твердой пшеницы, которая на сегодняшний день дает сто процентов российского хлеба. Только у нас, где глубокий чернозем, можно его растить. А Никита Хрущев затеял резкие эксперименты. Он увлекся кукурузой и заставил на Кубани взамен пшеницы сеять кукурузу. Это стало большим ударом для сельского хозяйства. Хотя при разумном севообороте, размещении и кукурузы, и пшеницы, можно было добиться нормальных результатов. Но все приняло абсурдные формы - кукуруза дошла до Заполярного круга.

Мы из этого извлекли только одну выгоду - накормили силосом коров.

Закончился хрущёвский период в 1964 году. 

Золотой век ...

Благоприятнейший период для Краснодарского края начался  в 1982 году. Это колоссальные достижения, сдвиги, которые иногда многие или сознательно перевирают, или сознательно недоговаривают. Связано это с вниманием Брежнева к краю. Новороссийск стал для него второй Родиной. Это Малая Земля, где он воевал, потом написал книгу воспоминаний. Благодаря Леониду Ильичу Новороссийск получал бесконечные субсидии.

От этого выигрывал весь Краснодарский край. Он получил и вторую ветку железной дороги. Порт стал лучшим в стране. Край приобрел второе дыхание. Настала золотая пора. Свою роль сыграл в этом вопросе и тогдашний руководитель края Сергей Медунов. У него сложились хорошие личные отношения с Леонидом Брежневым. Он всеми способами тогда пытался доказать преимущества Краснодарского края. В регионе почти стопроцентно освоили территорию, которую можно было распахать и рассеять.

Тогда достигли больших результатов урожайности. Соседи, да и вся страна смотрели на край с широко открытыми глазами. На Кубани появились колхозы и совхозы- миллионеры. Благодаря им можно было построить все, что душе угодно. Это и дворцы культуры, и спортивные комплексы. Такого никто не имел в стране. Конечно, в каких-то вопросах Медунов перегибал, но край в период его правления буквально расцвел. Правда, со смертью Брежнева край попал в опалу - которая продолжалась примерно с 1982 по 1991 год. Сначала по так называемому медуновскому делу... Край прогремел «громкими делами» на всю страну. Это и сочинское «рыбное дело», и «дело Железной Бэллы». К нам приезжали проверяющие, Краснодарский край приобрел «негативный оттенок». 

Сейчас многие считают, что этот крах был «заказом» Горбачева. В те времена он руководил Ставропольем и  всегда завидовал соседнему Краснодарскому краю и Медунову. Но!!! Земли Ставрополья не могут сравниться с кубанскими. Ставропольское плато - это суглинки. С черноземом не сравнить! Поэтому такие урожаи, как у нас, у них были просто невозможны. 

Возможно поэтому, в конце восьмидесятых годов, когда страной руководил Горбачев, Кубань была на задворках...

Хотя позже, во время поездки по Краснодарскому краю, он отмечал, что трудящимся региона удалось ликвидировать негативные проявления и вывести Кубань на новый уровень. 

Новая история 

Грянул 1991 год, страна на глазах разваливалась. Это были годы испытания для края. Надо было уберечь, сохранить созданное. За это время преобразовали колхозы, совхозы в агрокомплексы. Сохранили структуру землепользования. Нужно отдать должное руководителям края - Егорову, а потом Кондратенко, который умел отстоять свою точку зрения и ни перед кем не прогибался. 

Новый виток развития край получил в двухтысячные годы. Ключевую роль сыграл тогдашний глава края Александр Ткачев. 

Мы приобрели Олимпиаду -  как когда-то в тридцатые годы Сочи стал стимулом развития всего края. 

Сейчас идет строительство Крымского моста. Это тоже - и рабочие места, и инвестиции. 

С одной стороны, эта дорога в соседний регион, но с другой - при рациональном подходе бизнеса - туристов и их деньги можно оставить у нас, на Кубани. А что для этого надо сделать? Организовать качественный придорожный сервис, чтобы, остановившись в Краснодарском крае на отдых, путешественник  не захотел отсюда уезжать. 

Важен и другой момент. 

После окончания строительства Крымского моста нам нужно думать над новым масштабным проектом, который станет очередным звездным для края. 
От редакции. О новейшей истории Краснодарского края расскажем в следующем специальном проекте, посвящённом 80-летию Кубани. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Опрос

А вам в детстве родители выписывали детские журналы?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах