Кузница, в которой мы встречаемся с Василием Коскосовым, находится на территории краснодарского завода. Окрестности, где раньше тоже что-то производили, уже застроены многоэтажками. Но здесь еще остался уголок старых времен: большие ангары, детали, разная техника, железные опилки в баках - все так же, как в школьном детстве, когда мы бегали в колхозные мастерские поживиться какими-нибудь железками.
«Началось все с того, что меня лет в 12-13 привели на этот же завод, - вспоминает Василий, загорелый мужчина с татуировками на руках. - Правда, людей здесь тогда гораздо больше работало. Я просто гулял, какие-то железяки гнул, игрался, мечи для себя делал. А когда уже окончил школу, то учиться никуда не пошел - балбесом был. Поэтому отправился на кузню в подсобники».
Первые три года Василий занимался самыми обыденными делами: чистил, красил, рихтовал.
«Потом начал ковать простые вещи: скобы, зубила, гвоздодеры, - продолжает он. - Затем дошло дело до оконных решеток. К ним подходил долго - боялся, вещь уже более серьезная, но домучал-таки. И потом уже взялся за лестничные пролеты. Параллельно для себя делал всякие безделушки - подсвечники, например. Так все и пошло».
Как тысячу лет назад
Федор Пономарев, «АиФ-Юг»: Василий, много сейчас желающих овладеть этой профессией?
Василий Коскосов: Да, в кузню приходит много людей, но большинство пробует и так же быстро уходит - мол, не по мне, не потяну. Все-таки это тяжелый физически труд, не каждый может так работать.
- А для вас кузница - просто место, где вы зарабатываете деньги, или нечто большее?
- Я думаю, с намерениями просто получать деньги люди в другое место идут, точно не к нам - все-таки это дело надо любить. Признаться, сам кайфую от процесса, это же своего рода творчество. Приятно, что за это еще и платят. Но, несмотря на то, что работаю уже много лет, в профессии еще много неосвоенного, многому еще нужно учиться. И, если честно, я хотел бы заниматься только скульптурой. Сейчас все свободное время этому и посвящаю, хотя и просто отдохнуть хочется.
- Ковка - самый древний способ обработки металла. Скажите, работа современного кузнеца сильно отличается от труда мастеров прошлого?
- Конечно, отличается, хотя и тогда были всякие механические приспособления, облегчающие труд. Сейчас тех же молотобойцев заменяют пневматические прессы. Но ручная работа все равно остается - все изюминки делаешь вручную, тут за тысячи лет ничего не изменилось. Да, стало проще собирать готовое изделие, потому что появилась электросварка, можно не мучиться с так называемой кузнечной сваркой в горне. А в целом принципы работы остались такими же.
- Разве современные технологии не лучше обрабатывают металл - не боитесь, что станки потеснят кузнецов?
- Ручную ковку полностью заменить они не смогут. Дело в том, что у разных кузнецов даже почерк разный - у каждого свой. Я работы знакомых кузнецов узнаю в любом случае. По изгибам металла, по пластике, даже по отпечаткам ударов я знаю, что так бьет только этот человек. Если работа авторская, то она легко читается. Так что полностью заменить живого кузнеца современные технологии не могут. Да, что-то простенькое сделать на станке можно, но, опять же, это совершенно другое. Конечно, ручная ковка дороже - ты же не делаешь партии в тысячи штук, зато каждую железячку держишь в руках, гнешь, куешь, выгибаешь.
- О металле ходит много мифов, например, что дамасская сталь - самая лучшая. Правда ли это, неужели на современных заводах нельзя сделать металл крепче?
- Сейчас выпускают массу различных видов стали, в том числе довольно твердые порошковые. Честно говоря, дамаск - это хорошо, но мне больше нравится порошковая сталь. Хотя бы потому, что дамаск ржавеет, а эта - нет. У всех есть свои плюсы и минусы. Когда промышленность была не так хорошо развита, дамаск, конечно, считался лучшей сталью. Он набирается слоями, а чтобы железо хорошо сваривалось между собой, нужно и погоду правильно выбирать - чтобы несколько дней либо солнце стояло, либо дождь шел. Потому что если погода меняется, слои плохо свариваются между собой. И таких нюансов масса. На мой взгляд, тягаться с промышленностью смысла нет. Да, авторские работы из дамаска - это классно, но куда практичнее и проще взять порошковую сталь.
- Все-таки в представлении большинства людей кузнец - профессия из прошлого. А на ваш взгляд, в те времена, когда все металлические вещи делали кузнецы, лучше было?
- Я думаю, было так же интересно. Да, раньше если что-то сломается - сразу шли к кузнецу, больше просто некуда было. Сейчас, когда люди спрашивают: «Кем работаешь?» и я отвечаю «Кузнецом», все удивляются: «Такое еще есть?» Многие даже не знают, что профессия до сих пор существует. Начинают расспрашивать, как и что; некоторых привожу в кузницу посмотреть, и многие в восторге и под большим впечатлением. Сами пробуют молотком стукнуть.
- А много людей в профессии?
- Да, я знаю кузнецов в Краснодаре, мы общаемся и всегда друг с другом советуемся.
Василий загибает пальцы, перечисляя коллег - получается семь человек. На миллионный город совсем мало.
- Интересно, как отнеслась к вашей специальности будущая жена?
- Она даже приходила ко мне в кузницу до свадьбы. Кстати, недавно нашел железную розочку, которую давным-давно для нее сделал. Посмотрел на цветок, хотел выкинуть - он такая страшная. Но жена отобрала. Это сейчас я думаю, что розочка плохо получилась, а тогда был уверен, что классную вещь сделал (улыбается).
Отдых под водой
В прошлом году Василий Коскосов удивил всех, выковав для сына большую рыбу-парусник весом в 35 кг. Вместе смотрели программу про морских обитателей, ребенку понравился парусник - и папа сделал для него подарок.
- У меня два сына, - рассказывает кузнец. - Старшему 13 лет, и он, как современные дети, все больше в компьютере понимает, в кузню не затащишь. А я и не давлю. А вот младший, для которого и сделал парусник, постоянно просится ко мне в мастерскую. Но не всегда время есть - в кузнице нужно уделять время только ему: смотреть, чтобы ничто не схватил, никуда не залез, ни на что не наступил. Все-таки тут довольно опасно, а ребенок непоседливый, все ему нужно посмотреть. К тому же человек он нетерпеливый, ему нужно, чтобы за день все готово было. Чтобы раз - и результат виден. Когда долго - ему скучно.
- А с чего начинается процесс создания задуманного - с эскиза?
- Рыбу я делал на память. Идею долго в голове носил, поэтому уже подетально все представлял. Получилось, по-моему, здорово. Но это потому, что я рисовать не умею (смеется). То, что придумываю сам, делаю без эскиза.
- Рыбу для сына вы сделали в прошлом году, а сейчас что в планах?
- Для себя я решил продолжать морскую тему - буду делать большого кальмара. Организаторы фестиваля «Кузнечное дело Кубани» предложили создать в Апшеронске скульптурную композицию, о ней говорить еще рано - проект в стадии проработки.
- Сейчас вы говорите о том, что придумали сами, а какие самые необычные заказы были?
- На могилу одного человека заказывали скульптуру ангелочка, это, наверное, самое необычное. Барные стулья в форме кобры делали - тоже здорово получилось.
- Василий, а как вы отдыхаете от кузницы? Или даже во время отдыха голова забита будущими проектами?
- Нет, отдыхать надо не только телом, но и головой. Я на мотоцикле люблю покататься - у меня эндуро (для езды по пересеченной местности: грунту, лесу, бездорожью – прим. ред.) Вот недавно впервые в соревнованиях участвовал в Горячем Ключе, пришел, правда, восемнадцатым из двадцати человек, вымотался, мотоцикл поломал, но все равно здорово. Дайвингом увлекаюсь, мое самое глубокое погружение на 38 метров - ходили на сухогруз «Сакко и Ванцетти». Меня поразило то, что после 20 метров все темнее и темнее, а на 38 метрах уже мертвая тишина, слышно только как ты дышишь и пузырьки воздуха наверх поднимаются. Полная тишина - только огромное судно лежит: одновременно и интересно, и жутко, и страшно - здорово, в общем.