Лингвисты утверждают, что современный человек владеет активным запасом в 8 - 10 тысяч слов. Для сравнения: активный запас Пушкина составлял 24 тысячи. Гении, равные великому русскому поэту, рождаются раз в тысячелетие. Но анализ показывает, что в умении говорить и думать мы отстаем от носителей русской культуры, живших в ХIХ - ХХ веках.
В быту и на ТВ, в кино и литературе, все чаще "прописывается" низкий стиль. Учить, поправлять и воспитывать должны педагоги. Но учителей не хватает, им мало платят. Как привлечь в систему образования молодых специалистов? Об этом мы расспросили Валерия Абрамова, доктора филологических наук.
Снизу - вверх?
«АиФ-Юг», Светлана Лазебная: Ученые заявляют, что уровень и качество современного русского языка катастрофически снижаются, а в какой связи? От нелюбви к книгам, неуважения к слову в семье?
Валерий Абрамов: Как ни странно, из-за огромного количества неполных семей в нашей стране. Разводом заканчивается каждый второй брак, это данные статистики. Миллионы женщин воспитывают детей в одиночку. Русскому языку, культуре речи, внимание нужно уделять с самых малых лет, даже раньше. Нужно читать ребенку вслух, как можно больше. Это необходимо для интеллектуального развития. Но одинокие мамы должны зарабатывать на хлеб. Когда им читать?
По данным статистики, 4 - 5 лет назад сказки на ночь своим детям читали лишь 0,2% мужчин и женщин. Сегодня количество читающих родителей чуть увеличилось - до 2%. Обидно мало! Деградации языковой культуры способствует не только отсутствие привычки читать. Компьютер, телефон, гаджеты почти полностью вытеснили речь письменную. Когда мы читали книги и писали сочинения, письма, мы думали! Сегодня, в обыденной жизни все чаще переходим на жест. Говорим не словами, а мимикой, указываем пальцем, ставим лайк. Так проще. Эта леность мышления чрезвычайно опасна!
Величайший историк и философ ХIХ века Владимир Соловьев выделял «три штиля» русского литературного нормированного языка. Высокий, средний, низкий. В наши дни высокий стиль переместился вниз, а на первый план все увереннее выходит низкий. Дошло до того, что люди, в том числе ученые и деятели культуры, всерьез обсуждают правомерность запрета мата! Гоголь сравнивал русский язык с океаном. Но в океане много всего плохого, дряни всякой, которая во время шторма поднимается со дна и выбрасывается на берег. Филологи этим и занимаются, что пытаются убирать этот мусор. Но для того, чтобы навести порядок, нужны усилия всего общества.
Возродить работу по распределению?
- Валерий Петрович, вы не можете не знать о том, что ваши выпускники не всегда устраиваются работать по специальности.
- Это болевой вопрос, характерный и для сельской местности, и для города. В Краснодаре директора элитных гимназий просят, чтобы мы направляли к ним наших выпускников. Спрашиваю: «А какая зарплата?» - «12 тысяч». Но простите… Специалисту также нужно устраивать свою жизнь. Жениться или выходить замуж, растить ребенка, обзаводиться имуществом. У профессионалов, которые идут работать в школу важнейшая миссия. Очень важно, чтобы они хотели туда идти.
- Альтруистов нынче немного…
- Восполнить кадровый дефицит реально. На мой взгляд, имеет смысл возродить традицию, существовавшую в советские времена. Закончил вуз - отработай по распределению четыре-пять лет там, где нужен специалист твоего профиля. Обучение было бесплатным, за государственный счет. Работа по распределению компенсировала понесенные затраты. Это не обсуждалось. Сегодня количество бюджетных мест уменьшается, большинство студентов за обучение платят деньги. Почему бы этим обстоятельством не воспользоваться муниципалитетам, страдающим от нехватки кадров? Чтобы привлечь учителей и врачей, им строят дома, это достаточно дорого. А можно поступить просто: оплатить талантливому юноше или девушке обучение в вузе. Заключить контракт, чтобы отучившись, специалист вернулся, отработал энное количество лет в местной школе или больнице.
- Видимо, из соображений экономии на Кубани, как в целом в стране, идет кампания по сокращению количества вузов. Но ведь это влечет и сокращение числа специалистов! Оправдан ли такой шаг?
- В первую очередь, это касается коммерческих вузов и филиалов, работающих от вузов государственных. Очевидно, что качество образования выше в так называемых «центральных» вузах, в крупных городах, где сосредоточены ведущие преподаватели, профессора. Что и как преподают в структурах, подпадающих под сокращение, – вопрос. Например, в одном московском вузе числилось 200 тысяч студентов. Приехали проверяющие из министерства образования. Студентов нет, аудитории пустые. Администрация утверждала, что обучение дистанционное, но ведь и компьютеров там не обнаружилось! Закрытие образовательных структур-«пустышек» - шаг разумный. Кроме того, министерством образования и науки РФ взят курс на сокращение гуманитарных специальностей в пользу дефицитных инженерных. В условиях кризиса это также обоснованно.
Снять вывески на иностранных языках
- С недавних пор трудовые мигранты, приезжающие к нам из стран СНГ, должны сдавать экзамен на знание русского языка. Такое решение было принято правительством РФ «в целях защиты национальной безопасности». Какую угрозу могут представлять носители другой культуры, говорящие на ином языке?
- На Кубани постоянно проживают около шести миллионов человек. Количество трудовых мигрантов - два миллиона. То есть каждый третий - приезжий. Требовать с них знания русского языка - не блажь. Мы должны защищать свой язык от экспансии. Мигранты приезжают работать на какой-то срок. Но ведь многие и остаются! В этом проблема!
Представьте... Центральная Россия, город Пушкино под Санкт-Петербургом. Собрались директора школ, учителя, пригласили и нас, ученых. Специалисты съехались со всей России, чтобы обсудить архиважный вопрос. Докладчик, местный педагог, говорит: «Коллеги, что делать? В классе из 25 учеников только 10 русских, остальные приезжие. Как нам учить их языку?» Загвоздка в том, что русский им нужно преподавать как иностранный.
В СССР была межнациональная академия, которая готовила учителей для школ союзных республик, где не родной для коренного населения русский язык изучали как язык межнационального общения. В 1990-е все развалилось, академии нет и тех преподавателей тоже. Ни учебников, ни технологий. С этим сталкиваются педагоги в каждом регионе, в том числе и на Кубани. Учительница из Белореченского района то же самое рассказывает. Больше половины учеников в классе не русские. В отсутствие специальных методик учителям разве что плясать не приходится.
В мире насчитывается более ста стран, где созданы культурные центры для изучения русского языка. На Западе, в Азии, на Востоке его изучают как иностранный, – и это нормально. Но мы-то живем в России! Здесь, у нас, такого быть не должно. Ведь что такое язык? Это код нации. Без языка нет общества. Недаром при президенте был создан Совет по русскому языку. Аналогичная структура работает и при правительстве РФ. Хорошо бы, если такой Совет создали и при губернаторе нашего края. Этот орган должен принимать решения, направленные на защиту русского языка и контролировать их исполнение. Начать можно с самого простого - убрать с улиц вывески на иностранном языке.
- Чем они вас раздражают?
- По подсчетам ученых ЮНЕСКО, через 100 лет из 6000 языков на Земле останется 600. Остальные переместятся в разряд мертвых. Сохранятся языки, которые будут активно развиваться.