«Когда начнут звонить риелторы и предлагать продать твою квартиру, не отказывайся – пусть продают. Но деньги за это не плати, получают проценты с покупателей. Договоры никакие не подписывай – процесс может затянуться на год, а сама без них «толкнуть» жилье уже не сможешь – засудят или потребуют большую компенсацию» - инструктировала меня подруга, подрабатывающая риелтерством, едва я призналась ей, что продаю свою однокомнатную квартиру.
А море-то совсем рядом…
Сказать, что я была удивлена таким наставлением - значит, ничего не сказать. Однако, уже спустя сутки поняла о чем меня предупреждали. За первые две недели мне позвонили пять агентов по недвижимости с предложением подписать эксклюзивный договор, по которому право продажи я передала бы им. За свои труды они просили «всего» три процента от сделки. Сорок-пятьдесят тысяч рублей за то, что они дадут мои координаты покупателю. На мой взгляд, многовато.
Моя квартира располагалась в новом кирпичном пятиэтажном доме, в ней были просторные зал и кухня, огромный балкон, круглые сутки горячая вода, газовую печь. Машина спокойно стояла под окнами даже в новогоднюю ночь, а детская коляска – на первом этаже в холле подъезда. По сравнению с краснодарскими многоэтажками с их теперь уже неизменными электрическими плитами, вечно ломающимися лифтами, неадекватными соседями – подростками или снимающими жилье студентами, здесь был просто рай. Однако продать путевку в это сказочное место оказалось делом непростым. Даже для маститых риелторов.
- Вашу квартиру я продам за неделю. Причем первому же покупателю, - самоуверенно заверил меня сотрудник одного из крупнейших краснодарских агентств по продаже недвижимости Александр.
Его лицо, лоснящееся то ли от жары, то ли предвкушения грядущего удовольствия от сделки, не оставляло сомнений – через неделю я стану миллионершей. Но, первый же покупатель, которого привел этот «ас», как-то не очень поверил, что моя квартира и есть реальное воплощение мечты русского человека о собственном доме. Риелтор так старался убедить 65-летнего северянина, мечтающего погреться на пенсии под южным солнцем, что от описания преимуществ жилья перешел к откровенному вранью:
- Поселок Тлюстенхабль – самый экологически чистый район города Краснодара. Богатые люди покупают здесь квартиры, чтобы отдыхать на выходных как на даче… да и море тут совсем рядом – за ближайшими горами, которые как раз видно из окна.
Квартиру утром, деньги – через год
Первый блин комом – успокаивала я себя, расклеивая на всех автобусных остановках и досках объявлений листочки с предложением о продаже квартиры. И, несмотря на неприглядность (писала от руки на листах тетради в линию), они все-таки сработали. Потенциальные покупатели потекли ко мне рекой. Первым делом все интересовались кто мои соседи, почему продаю жилье в новом доме и сколько я платила за отопление в зимнее время. Однако лидером был вопрос: сколько уступите?
Некоторые покупатели осторожно намекали, что не хватает до нужной суммы всего-то сто тысяч рублей, другие предлагали компромисс – часть оплаты деньгами, остальное – сотками земли в одном из аулов. А краснодарский парень, мечтающий съехать от родителей даже не заходя в подъезд, заявил, что готов купить квартиру, но полностью расплатиться со мной в течение полутора лет.
Особенно в борьбе «на понижение» преуспели мужчины. 45-летний бизнесмен Олег, мой сосед по поселку, хотел купить жилье, чтоб сдавать его своим наемным работникам. Но платить полную стоимость не входило в его планы, и он три дня целенаправленно выискивал недостатки жилья – летом много комаров, зимой подвал сырой, на улице нет современной площадки для детей. Устав от придирок, я посоветовала ему поискать более доступное жилье в другом месте. Владимир Сергеевич из Краснодара честно предупредил, что будет перезванивать каждую неделю, дожидаясь таким образом, когда я упаду духом и соглашусь на его цену.
Не было ни недели, чтобы не приходили новые покупатели. Однако заключать договор купли-продажи никто не спешил. И вдруг, когда я почти отчаялась, ко мне пришла Ольга, живущая в соседнем доме, она мечтала, чтоб рядом всегда были и ее дети. Возвращаясь с работы, она увидела мое объявление на автобусной остановке. Утром посмотрела квартиру, днем перечислила на мой расчетный счет задаток, а спустя месяц мы уже поздравляли друг друга с успешной и зарегистрированной по всем правилам сделкой.
«Твоя моя не понимает»
Теперь передо мной стояла противоположная задача – купить квартиру, но обязательно в Краснодаре и в конкретном районе. Оказалось, что найти «свое» жилье еще сложней, чем продать.
Риелторы как коршуны налетают на «хозяйские» объявления о продаже собственных квартир и срывают их с досок объявлений, заклеивают листочки с ярко выделенными «не риелтор» и «для себя» собственными красочными, часто с несуществующими в природе вариантами.
В интернете на каждое объявление от настоящего владельца недвижимости найдется с десяток «копий» с телефонами неизвестных ему людей. Так, однажды мне пришлось вести переговоры о просмотре одной и той же квартиры с тремя разными людьми. И каждый завысил стоимость предмета сделки как минимум на 50 тысяч рублей. А узнала об этом я случайно – деятельная хозяйка «однушки» сама мне тайком дала кусочек бумажки с номером телефона и настоящей ценой.
В поисках нормального жилья я обошла весь район. Подходила к каждому дому, общалась с местными жителями, раздавала свой телефон бабушкам возле подъездов. Мой день начинался с утреннего просмотра объявлений на профильных форумах в интернете, продолжался прогулкой по заданной местности и оканчивался также в интернете. Однако подходил к концу второй месяц поисков, а найти хорошую квартиру я все не могла. И даже обещание заплатить за помощь три процента не помогло. Риелторы, желая заработать на мне, вели себя как-то странно.
Я говорила, что нужна квартира без перепланировок, а мне показывали именно такие – с выложенным кафельной плиткой бассейном вместо ванны, снесенными несущими стенами и вынесенными на балкон раковинами и батареями. И, конечно, все это не было узаконенно соответствующим образом.
Просила подыскать квартиру в стандартном многоквартирном доме, а меня вели в общежитие с ободранными стенами и соседями-алкоголиками через стену. Заранее обговаривала, чтоб не тратили свое и мое время на просмотр квартир, за которые хозяева просят больше той суммы, что я могу заплатить. Но меня упорно вели к шикарным домам с толстыми сейсмоустойчивыми стенами из супер-кирпича.
Но больше всего удивил Сергей – агент, специализирующийся на «быстрых продажах». Боясь раскрыть страшную тайну любого риелтора - истинное расположение продаваемой квартиры, он целый день называл мне разные адреса. Когда же я, наконец, смогла вырваться на просмотр, указал адрес супермаркета, возле которого устроил мне истерику из-за того, что я отказалась заранее подписывать акт осмотра квартиры. Поорав минуты три, он сел в машину и уехал. Видимо на встречу с более покладистыми клиентами.
И все-таки я нашла «свое» жилье. Собираясь на встречу со мной, риелтор назвала адрес продаваемой квартиры. Так совпало, что находится она в том же доме, где живут мои родители. Через 10 минут я не только посмотрела жилье, но и нашла телефон хозяина, с которым через неделю подписала договор. А на сэкономленные 40 тысяч рублей я поменяла обои и купила новую сантехнику.
Советы тех, кто продает или покупает квартиру
- хорошо подумайте, прежде чем заключать с агентствами по недвижимости эксклюзивный договор – даже в случае удачной сделки, придется выложить три процента от стоимости жилья. В будущем эти деньги могут вам еще пригодиться.
- не верьте, что только юристы от агентства могут гарантировать чистоту сделки. Составить и распечатать договор купли-продажи можно совершенно бесплатно на сайте ближайшем отделении Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю. При подаче документов, его специалисты сами проверят, чтобы все бумаги были подлинниками. Оплатить придется лишь государственную пошлину не более двух тысяч рублей.
- не отдавайте риелтерам подлинники правоустанавливающих документов на квартиру. Им достаточно копий.
- не стесняйтесь лично обходить интересующий район в поисках жилья и расклеивать написанные от руки объявления. Для потенциальных покупателей важны не форма, а содержание.
- даже, если вам говорят, что узаконить перепланировку сейчас проще простого, предложите хозяину самому заняться этим процессом и уж после продавать жилье. Вам судебные тяжбы ни к чему.