Прежде чем принять градостроительную конституцию на думской сессии, депутаты в очередной раз встретились с разработчиками проекта для его детального обсуждения.
А вопросов прозвучало немало. Генеральный план рассчитан аж на полвека, и, безусловно, в нем должны быть отражены все тенденции к планомерному и поступательному развитию краевого центра с учетом современных требований градостроительных норм.
Долгосрочная перспектива
Открывая совещание, председатель городской Думы Вера Галушко напомнила коллегам о том, что новый генплан обсуждался на протяжении последних трех лет и его принятие - вопрос принципиальный, ведь по сути это фундамент для дальнейшего развития Краснодара, от которого будет зависеть и его инвестиционная привлекательность, и упорядочение застройки с сохранением зеленых зон, и решение наболевшего вопроса с автомобильными пробками и т. д.
Документ прошел все стадии согласования, в том числе и в Минрегионразвития, обсуждался он и на депутатских и общественных слушаниях в городском парламенте.
- Сегодня мы собрались для того, чтобы задать разработчикам вопросы, которые возникли в процессе, обсуждений, и в дальнейшем внести проект на ближайшее заседание, - подчеркнула спикер.
В обсуждении принимали участие первый заместитель главы города Михаил Фролов, а также ведущие архитекторы города, принимавшие непосредственное участие в разработке генерального плана. Исполняющий обязанности директора департамента архитектуры и градостроительства Сергей Кузнецов в общих чертах обрисовал основные направления представленного проекта.
- Утверждаемый генплан является градостроительным документом, который в интересах населения и государства устанавливает функциональное зонирование территорий муниципального образования, определяет границы и направления развития территорий населенных пунктов, инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, назначает градостроительные требования к сохранению объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, к экологическому и санитарному благополучию горожан, - пояснил он.
Генплан разрабатывался специалистами ОАО ТИЖГП «Краснодаргражданпроект» на основе анализа современного состояния территорий в границах муниципального образования, на основе генплана, утвержденного в 2004 году.
Новый документ выполнен с учетом требований градостроительного кодекса, краевых и городских программ развития территорий Краснодара.
Поэтапное развитие
На сегодняшний день в границах муниципального образования располагаются 29 сельских населенных пунктов с сельскохозяйственными землями. Краснодар сформировался как крупный многофункциональный центр краевого значения.
К тому же кубанская столица по интенсивности застройки уступает лишь двум российским столицам. Прежним генпланом предусматривалось интенсивное использование территории в существующих границах, а новый документ предполагает увеличение территории города на север, на запад, частично на восток. В общей сложности город вырастет почти на 15 тыс. га. При этом речь идет о его комплексном и поэтапном развитии.
На первом этапе - до 2015 года - продолжится активная застройка Восточно-Кругликовского и Паркового микрорайонов, Гидростроя, строительство жилья, производств, социальной инфраструктуры.
На втором этапе - до 2025 года - планируется комплексное развитие так называемой «периферии». В пригороде будут созданы все условия для комфортного проживания, появятся парки и скверы. В планах вынос из центра города военного аэродрома, что позволит дополнительно использовать 1240 га освободившейся территории.
Запланирован вынос железной дороги от МЖК до Витаминкомбината за городскую черту. В восточную промзону будут вынесены крупные предприятия, завязанные на железнодорожных путях. Продолжатся берегоукрепительные работы на Карасунских озерах, которые станут украшением Краснодара.
На въездах в город будут созданы крупные логистические центры. Третий этап уходит аж в середину нынешнего столетия.
- Большинство городов имеют генпланы на 20-30 лет, наш проект рассчитан на долгосрочную перспективу, - подчеркнул Сергей Кузнецов.
В борьбе с заторами
Далее депутаты обратились к разработчикам с вопросами. Депутат Зорик Садоян спросил, что планируется предпринять, чтобы избавить город от автомобильных пробок. Сегодня это проблема всех больших городов и волнует многих.
На этот вопрос ответили специалисты, которые непосредственно работали в данном направлении. По их мнению, заторы на дорогах имеют несколько причин, основной из которых является ежедневная трудовая миграция - всем известно, что в краевой центр на работу, в том числе и на личном автотранспорте, приезжает большое число жителей с пригородных и соседних районов. Это и пересечение федеральных трасс с городскими магистралями, их недостаточная пропускная способность.
Поэтому главная задача для авторов генплана состояла в том, чтобы отвести автомобильные потоки федеральных трасс из центральной части города, закольцевать их вокруг города, а в самом краевом центре построить достаточное количество магистралей параллельных существующим.
Чтобы разгрузить въезд со стороны «зиповского» кольца, разработчики предлагают отвести отдельную дорогу от моста по ул. Офицерской к центру. Чтобы снять транспортный коллапс с западной стороны, планируется строительство мостов через реку Кубань, в южной части города появится скоростная автотрасса, соединяющей ул. Бородинскую, Гидрострой, ул. Воронежскую, ул. Шевченко и далее центр.
Депутат Игорь Коломийцев назвал ошибочным вынос промышленных предприятий в восточную промзону города.
- Через несколько лет предприятия окажутся в кольце жилой застройки, не лучше было бы вынести их за федеральную трассу М-4 «Дон» или в западную часть города, где для дальнейшего развития промышленности больше возможностей? - предложил он.
Главный архитектор напомнил, что в восточной промзоне не планируется строительство крупных предприятий, поэтому за экологию опасаться не стоит. А вот для жителей близлежащих микрорайонов появятся дополнительные рабочие места.
Коснулись и вопроса с водоснабжением. С учетом активного строительства уже сегодня есть необходимость в строительстве нового водозабора. Как выяснилось, в генплане предусмотрено строительство двух таких жизненно важных объектов в восточной и парковой зонах. Народные избранники тут же внесли свои замечания, предложив построить еще один водозабор - в северной части города.
Свое мнение о новом генплане высказал и депутат Батырбий Тутаришев. Как заслуженному строителю России ему не понаслышке известно, что такое реконструкция.
- Таким долгосрочным проектом нельзя попасть в яблочко сразу по всем направлениям, многие наши предложения и замечания проектировщики уже учли, и в дальнейшем будет возможность дорабатывать документ с учетом всех потребностей населения, предложений инвесторов и застройщиков. Поэтому предлагаю внести на утверждение проект генплана на ближайшее заседание, - обратился он к коллегам.
С таким же предложением выступил председатель профильного комитета городской Думы Андрей Дупляк. Депутаты его поддержали. На думской сессии, состоявшейся 26 января, генплан утвержден и принят к действию.