Яркие свидетельства, относящиеся к первой половине XIX века, оставил казачий летописец Иван Сбитнев. Картину бедствий он характеризовал как «удручающую».
«Багровые лучи солнца, восходящего в другой части горизонта, нежели как они привыкли... разные знамения в небесах, иногда ужасные, частые похороны приводили их в отчаяние... Уверяли меня, что при сей перемене казаками едва половина людей осталась в живых, да и сии таскались, как бледные тени, ослабленные и в духе, и в теле».
На новом месте
Жизнь отравляла летняя жара: «Это настоящий ад! И жизни не рад... Раскаленный воздух, как из горнила, обдает всего кругом и лезет в легкие. Чувствуешь, как сохнет во рту и спирает дыхание. Подует ветерок; но и он не приносит облегчения, потому что так же горяч, как и атмосфера».
Резкая перемена жары на холод, дождя на снег, южного ветра на северный и наоборот сводили с ума. В историю вошли периоды «великой суши» - жестокие засухи, когда приазовские лиманы совершенно пересыхали, и из них на арбах вывозили соль. И суровые зимы (в 1826 г. река Кубань «вымерзла досуха»). Довольно часто случались неурожаи. Так, в станице Воронежской в 1833 г. «из-за куска хлеба были увечья и даже убийства между родными».
Откуда на богатой земле неурожаи и голод? Колонизация новых земель велась поспешно, это приводило к нерациональному природопользованию, нарушавшему веками сложившуюся экосистему. До освоения казаками Кубани здесь была лесостепь. Казаки стали ее активно осваивать: вырубали дубовые рощи, распахивали земли. Из-за этого и начались пыльные бури. Налетал ветер и выносил посевы вместе с десятком-другим сантиметров верхнего плодородного слоя. Казачий историк Федор Щербина главным тормозом в «развитии казачьего хозяйства» называл стихийные бедствия. И именно пыльные бури причиняли наибольший ущерб.
Пыль до небес
Одно из первых в человеческой истории упоминаний о песчаной буре относится к 525 г. до н. э. Тогда, по свидетельству Геродота, в пустыне Сахара погибло пятидесятитысячное войско персидского царя Камбиза. И сегодня мы не понаслышке знаем, каких бед может натворить ветер. От цунами - до сорванных крыш и проводов, вырванных с корнем деревьев. Сильные ураганы на территории края фиксировались в конце XIX в.
Весной 1892 года пыль, поднятая на Кубани, пронеслась через всю Россию и достигла Дании и Швеции, «всюду превращая день в ночь», как писалось в газетах того времени. «Сугробы пыли» достигали высоты до 3 метров. В веке ХХ бури фиксировались в 1901, 1926-м… В марте 1960-го скорость ветра доходила до 28 м/с. Ветер сдувал не только верхний слой почвы вместе с семенами и растениями, но и оставлял ямы глубиной 1-1,5 м и длиной до 10 м. Высота пыли достигала 3-4 м.
Черными бывают и зимы. Старожилам памятна зима 1968-1969-го. С ноября 68-го по март 69-го дуло практически без перерыва. Причем продувало не отдельные районы, а всю территорию края, а также территории на большей части страны.
Опасным явлением квалифицируется ветер со скоростью 15 м/с - страшной зимой 69-го порывы ветра местами достигали 50 м/с, морозы стояли до 28 градусов. Был разрушен слой чернозема на глубину до 10 см с площади около 2 млн га. Пыль с кубанских равнин достигала западных границ Молдавии и Украины.
- Солнце скрылось за грязно-коричневой завесой, днем в 100 шагах ничего нельзя было разглядеть. Вечная полумгла, холод, ветер вызывали состояние беспросветности и депрессии, - вспоминает Валентина Катасонова, уроженка станицы Павловской, в то время - студентка краснодарского техникума. - Земля была голая, выметенная ветром до блеска. Черная пыль была всюду: скрипела на зубах, висела в воздухе, и, как ни воевали хозяйки с ней, - появлялась в домах, проникая сквозь невидимые глазу щелочки.
В числе районов, наиболее пострадавших от бурь, были Ейск, Щербиновский, Кущевский, Павловский, Новопокровский, Кавказский, Новокубанский, Курганинский, Выселковский, Тимашевский, Лабинский.
В докладной записке крайкома партии Центральному Комитету КПСС говорилось: «В колхозах и совхозах края разрушено и повреждено 8950 построек, в том числе производственно-животноводческих помещений 5630, объектов культурно-бытового назначения 720, жилых домов 2600. Особенно пострадали крыши. Сорваны и разбиты шифер, черепица, мягкая и жесткая кровля. Имеются случаи завала помещений».
Дороги расчищали бульдозерами (сохранившиеся кое-где по сей день «курганы» на обочинах - это тот самый чернозем, самый плодородный слой почвы, выметенный с полей). Лесополосы стояли, заметенные по макушку.
Работа над ошибками
На некоторых полях ветер унес до 20 сантиметров пахотного слоя, более половины посевов озимой пшеницы были уничтожены. Поля, имеющие систему лесополос, значительного повреждения посевов не понесли - но таковых было очень мало.
Лесополоса - самое простое и эффективное средство от пыльной бури и защита от эрозии почвы. К такому выводу пришли почвоведы еще в XIX веке. В 20-х годах лесополосы стали высаживать на Кубани. Урок, преподнесенный стихией в 69-м, показал, что существующее количество высаженных деревьев недостаточно. В 70-х внимание этому вопросу уделялось первостепенное. В каждом районе края были созданы лесхозы. На полях появились по науке высаженные жерделы и акации - деревья неприхотливые, кустистые.
В 80-х по инициативе прославленного тракториста, Героя Соцтруда Владимира Первицкого, во многих хозяйствах края внедрялся бесплужный способ обработки почвы. Винить нужно не только ветер, но и самих хлеборобов, считал он.
«Пашут на Кубани под озимые летом и ранней осенью, когда, как правило, стоит жара, иссушающая почву, - говорил он в одном из интервью. - Плуг выворачивал глыбы... потом разбивали их дисками, культиваторами, боронами, катками, бревнами, рельсами. Жгли горючее, рвали тракторы. А самое главное - иссушали почву, своими руками готовили плацдарм для пыльной бури».
Бесплужный метод оправдывает себя не всегда, его эффективность зависит от особенностей почвы в той или иной местности. Неоспоримое преимущество - за лесополосами.
- Назначение лесополос - не останавливать ветер, а ослаблять его силу, - говорит Василий Трофимов, в советские годы - сотрудник Афипского лесхоза. - Если воздушная масса задерживается у посадки, то она становится трамплином для последующих потоков. Таким образом, неизбежно выдувается и плодородный слой земли. Наоборот, ослабевая силу ветра с помощью продуваемых лесополос, мы сводим негативные последствия на нет.
Пыльные бури на Кубани случались еще не раз. Но масштабы были уже совсем не такие. Весной метет достаточно регулярно, и нынешний год - не исключение.