aif.ru counter
245

В вузах такому не учат. Как стать SEO-специалистом?

Что такое поисковая оптимизация, как научиться профессии, почему узнавать новое в ней приходится постоянно, кому она больше подходит - гуманитариям или технарям - об этом «АиФ-Юг» рассказал SEO-специалист с более чем десятилетним стажем Лев Шавердов.

Лев Шавердов, как и подавляющее большинство оптимизаторов, самоучка - начинал контент-менеджером в компании по созданию сайтов.
Лев Шавердов, как и подавляющее большинство оптимизаторов, самоучка - начинал контент-менеджером в компании по созданию сайтов. © / Лев Шавердов / Из личного архива

Раскусить алгоритм

Для начала определимся с терминами. SEO - аббревиатура английского словосочетания search engine optimization, которое в дословном переводе означает «поисковая оптимизация». По большому счёту, оптимизатор занимается тем, что делает любой сайт дружественным для поисковых систем - Yandex, Google и так далее.

«Профессии этой не больше двадцати лет, - рассказывает Лев Шавердов. - Появилась она вместе с развитием поисковых систем. - Задача сео-специалиста - сделать сайт максимально корректным и понятным как для поисковиков, так и посетителей. Для этого он делает технический аудит, исправляет ошибки как на уровне кода, так и в публичной части. SEO работает только в качественном проекте. К сожалению, не все заказчики понимают, что хорошему сайту должен соответствовать и продукт - если раскрутить в Сети, например, невкусные пиццу или роллы, то люди один раз, может, их и купят. Но снова не придут».

Поисковая система при выдаче результата вычисляет релевантность интернет-страницы, то есть определяет, насколько она соответствует запросу пользователя. И учитывает при этом множество факторов: плотность ключевых слов (насколько естественно они выглядят, не переборщили ли с их частотой; индекс качества сайта, включающий в себя массу показателей - от поведения посетителей и дизайна сайта до полноты контента и интеграции с социальными сетями, в том числе количество и качество ссылок на сайт. С недавних пор - и отзывы, причём системы настолько поднаторели, что их искусственный интеллект способен оценивать, кто написал отзыв - настоящий человек или бот.

На заре интернета всё было довольно просто - сайтов мало, выглядели они одинаково - максимум текста, минимум картинок. Сеть развивалась, количество информации в ней росло в геометрической прогрессии, страницы становились всё сложнее. Не отставали и поисковые системы - раз в год, а то и чаще, они меняли алгоритмы. И seo-специалист обязан постоянно отслеживать эти изменения.

Поисковые системы не раскрывают все принципы работы алгоритмов, продвигать их становится сложнее, поэтому многие уходят в контекстную рекламу.

«Поисковые системы после любых изменений алгоритма публикуют FAQ (часто задаваемые вопросы) с информацией, как сделать качественную страницу, - продолжает Лев Шавердов. - Там же есть примеры удачных и неудачных сайтов - всё это нужно изучать. В ноябре прошлого года «Яндекс» анонсировал алгоритм «Андромеда», и теперь проект не должен игнорировать сервисы поисковика, если хочет претендовать на хорошую видимость. При этом надо понимать, что сайты бывают коммерческими и развлекательными, информационными. В первом случае основная задача, чтобы человек совершил транзакцию, то есть купил продукт. Во втором - чтобы провёл на портале больше времени. И разница в работе с ними огромная».

Поисковые системы не раскрывают все принципы работы алгоритмов, количество сайтов в Сети продолжает расти, продвигать их становится всё сложнее, поэтому многие seo-специалисты, по словам Льва Шавердова, уходят в смежную область - контекстную рекламу. То есть не продвигают сайт в поисковике, а определяют целевую аудиторию, покупают рекламу в сети и показывают её своим потенциальным потребителям».

«Это проще и понятнее, потому что есть чёткие правила игры, - объясняет специалист. - Сама же поисковая оптимизация постоянно меняется и усложняется - сейчас такие услуги с гарантированным результатом предлагают либо откровенные шарлатаны, либо действительно крутые специалисты».

Гуманитарий или математик?

Поисковому продвижению в высших учебных заведениях не учат - есть различные курсы и тренинги, но они часто рассчитаны не на подготовку специалистов, а на то, чтобы заработали организаторы. Лев Шавердов, как и подавляющее большинство оптимизаторов, самоучка - начинал контент-менеджером в компании по созданию сайтов. Когда наполнять чужие страницы надоело, попробовал себя в поисковой оптимизации. Начальник пошёл навстречу, разрешил изучать тему прямо на рабочем месте.

«В 2006 году я взял небольшой проект по раскрутке магазина солнцезащитных очков, - вспоминает Лев. - Сделал минимальные изменения сайта, и они принесли результат - проект до сих пор на хороших позициях в поисковиках».

После нескольких успешных проектов работать в офисе за копейки спецу надоело, и он ушёл на вольные хлеба. Затем выстрелил автомобильный сайт - при хорошем результате по краю в 200-300 уникальных посетителей в день - проект Льва Шавердова собирал более тысячи и находился в топе по всем ключевым запросам. Доходило до смешного - конкуренты по бизнесу приходили в офис компании и просили контакты оптимизатора.

Лев Шавердов - журналист по образованию - считает, что гуманитарию работа с поисковым продвижением даётся легче, чем человеку с математическим складом ума.

«Работать в любом случае приходится с текстом, - объясняет специалист. - Моя личная статистика за семь лет работы на рынке подтверждает это, всё-таки гуманитарий смотрит на сайт с точки зрения человека, а не машины или алгоритма. Редко, но бывают настоящие самородки, сочетающие аналитический и гуманитарный подход».

Чтобы научиться основам поисковой оптимизации, нужно время.

«Профессия требует усидчивости, внимательности и, главное, постоянного желания учиться, узнавать новое, совершенствоваться, - продолжает Шавердов. - Если опыт минимальный или его нет совсем, начинать стоит с изучения темы хотя бы на уровне этимологии, теории, подписаться на блоги поисковиков, читать профильные форумы. Самое простое - сделать свой сайт в не очень конкурентной категории, чтобы разобраться, как работают различные инструменты».

Сколько заплатят

Для того, чтобы предлагать услуги за деньги, по словам Льва Шавердова, необходим минимум год успешной работы. Без опыта браться за раскрутку чужих сайтов не стоит - новичок может навредить проекту. Например, если использовать запрещённые методы продвижения - а есть и такие, поисковая система с высокой степенью вероятности забанит страницу и найти её через поисковик станет невозможно.

«Отмыть» сайт в таком случае, то есть объяснить что-то представителям поисковика, практически невозможно. Жестоко караются и автоматизированные системы продвижения.

Работодатели в Краснодаре предлагают специалистам по поисковой оптимизации от 30 до 100 тысяч рублей в месяц. Зарплата зависит от загруженности, организации, опыта и умений специалиста.

«Для работы в поисковой оптимизации нужен только компьютер, интернет и связь с заказчиком, поэтому в офисе сидеть необязательно, - рассказывает Лев Шавердов. - Опытный специалист может рассчитывать на вознаграждение от 10-15 тысяч рублей за один проект. Я вёл максимум десять в месяц, но это было раньше - сейчас времена изменились, и клиенты в первую очередь обращают внимание на цену, а не на качество и результат.

Три цвета продвижения

Поисковую оптимизацию принято делить на три класса: белую, серую и чёрную. Белая использует только легальные методы продвижения ресурса без применения официально запрещённых каждой поисковой системой приёмов. Она включает в себя работу над внутренней навигацией, содержимым, внешней средой - продвижение с помощью обзоров, пресс-релизов, регистрацией в соцсетях, указанием ссылок на ресурс, создание мобильной версии сайта.

Серая использует, например, добавление большого количества ключевых слов в текст страницы, часто в ущерб читабельности для человека, например: «Масло масляное, потому что в нём есть маслопроизводные маслянистые жиры». Современные алгоритмы поисковиков такие сайты находят и накладывают на них санкции.

В чёрной оптимизации целенаправленно используют запрещённые поисковыми системами методы продвижения. Например, дорвеи - страницы и ресурсы, перенаправляющие трафик. Созданы они специально для роботов поисковых систем, человек же видит на таких страницах лишь бессмысленный набор букв. Другой запрещённый приём - клоакинг - предполагает, что посетитель сайта видит одну страницу, а поисковый робот - совсем другую. Конечно, поисковые системы отслеживают и банят такие сайты. Но пока они это сделают, страница может получить какой-либо трафик.




Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что нужно знать о Рождестве Пресвятой Богородицы?
  2. Когда в Краснодаре откажутся от рекламы на транспорте?
  3. Как облегчить аллергию на амброзию?
  4. Кто на Кубани может сделать прививки от гриппа бесплатно?
  5. Как отметят День города Краснодара?
Самое интересное в регионах
Роскачество