Сочинские общественники взбудоражены. «Мне позвонили и сказали, что в город прибыли 10 отрядов догхантеров из разных регионов страны, они же вот-вот начнут действовать», – говорит Алла Петринчик, руководитель Сочинской общественной благотворительной организации по защите бездомных животных. Блогер Роман Шикарев призывает единомышленников выступить единым фронтом, поскольку администрацией города «снова сделан наступательный шаг на сочинских хвостатых». Однако работа по отлову бездомных собак и кошек в столице грядущей Олимпиады идет планомерно уже не первый месяц, причем по просьбам таких же полноправных жителей Сочи.
Протесты по поводу отлова бродячих животных регулярно вспыхивают накануне крупных международных мероприятий. Так было на Украине в период подготовки к Чемпионату Европы по футболу. Из-за программы «очистки» улиц звучали даже требования отменить соревнования.
По тому же поводу «кровавой» называли прошедшую Универсиаду в Казани. Городские власти объявили тендер, победитель которого должен будет отловить почти девять тысяч животных и убить семь тысяч из них. В Казани до сих пор нет муниципального приюта.
Сочи тоже «собачкина столица»
Еще в начале ХХ века Владимир Маяковский накрепко приклеил к Краснодару ярлык «собачкиной столицы». Кажется, столица Кубани уже давно может поделиться «лаврами» с Сочи (как, впрочем, и многими другими городами страны). Даже и сами зоозащитники признают: бездомных собак и кошек в олимпийской столице видимо-невидимо. Да еще осень началась, а значит, дачники покидают курорт, оставляя псов-охранников на подножном корме, и четвероногие бродят по ущельям в поисках еды. Вот так хозяйские собаки тоже становятся бездомными…
На самом деле скандал с догхантерами разразился в Сочи еще в апреле этого года. К городу, где пройдут Олимпийские Игры, приковано особое внимание, а потому и не остался не замеченным выставленный городской администрацией тендер на отлов бродячих животных. Под влиянием ли общественности или по другой причине, но тогда он провалился – желающих взяться за работу не нашлось. О теме на время забыли.
В июле зоозащитников Сочи пригласили на встречу с мэром, на которой торжественно объявили: в городе построят первый муниципальный приют для животных. Вольеры, рассчитанные на 800 собак и кошек, разместят в районе села Барановка и будут содержать из средств городского бюджета.
А в начале сентября блогер Роман Шикарев опубликовал свой пост.
– Выяснилось, что они (фирма, выигравшая тендер) используют препарат «Адиллин» или «Адиллин-супер» для выстреливания из специального духового ружья. Для человека данный препарат также опасен, поскольку у него единый способ воздействия на «жертву» – расслабление мышц, в том числе и дыхательных и через некоторое время остановка сердца, – пишет он.
Тут уж впору думать не о собаках и кошках, а о жителях Сочи – что с ними-то будет?
Бешеных псов нет, только крысы
Разумеется, вопрос отлова бездомных животных не из разряда тех, который чиновники готовы обсуждать с удовольствием. Однако отмалчиваться в районных администрациях Сочи не стали.
– У нас, действительно, заключен контракт на отлов бездомных животных, – подтвердила заместитель главы администрации Краснополянского поселкового округа Елена Журавлева. – Организация имеет лицензию на эту деятельность, работа происходит в ночное время и не в черте поселка, поэтому никакой опасности для жителей быть не может.
К слову, речь шла только об одной компании, с которой заключили контракт, из Ростова. Информацию о 10 группах из регионов России официально никто не подтвердил.
Вообще в Красной Поляне, как выясняется, проблем с бездомными животными меньше, чем в других районах Сочи: у селян собаки во дворе и на привязи, лишних нет. Зато в поисках прокорма стаи то и дело прибиваются к строительным городкам.
Боятся ли четвероногих ребята-строители, неизвестно, зато собачий десант по-настоящему пугает жителей Центрального района Сочи. Каждый день здесь в среднем по 5 звонков с жалобами.
– Говорят: ребенок не может в школу идти, потому что на пути его 7-8 собак встречают. Или вот только что позвонили: возле магазина улеглась целая стая, жители опасаются идти за продуктами, – рассказали в местной администрации.
– Покусанные есть, – признались в управлении здравоохранения администрации Сочи. – К счастью, случаев бешенства в этом году мы не регистрировали и серьезных травм от собак тоже. А вот в прошлом году бешенством оказалась больна крыса, причем из зоомагазина. Родители сделали ребенку подарок, а она его укусила, хорошо, что вовремя сделали прививку.
Прекращают отлов – в городе антисанитария?
– В Сочи не практикуют отравление собак и кошек, – комментируют в пресс-службе администрации Сочи пост Романа Шикарева.
Чем же тогда стреляют в животных службы по отлову?
– У подрядной организации имеется препарат в виде уколов «Адиллин-супер», его делают где-то за Уралом. И это средство, с помощью которого животное на время обездвиживают. Для человека оно безопасно, потому что рассчитано на массу собаки или кошки, гораздо меньшую, чем наша. Да и попадание исключено, ведь подрядчик соблюдает технику безопасности, – объясняют в дирекции заказчика Центрального района Сочи.
Оказывается, мало выиграть тендер на отлов животных. Система не запустится, пока не найден надзирающий за подрядчиком. И это не чиновники, как можно было подумать, а сторонняя организация, которая, в свою очередь, должна выиграть тендер на надзор. Это и есть дирекция заказчика.
– В судах мы уже дважды доказали гуманность метода, – убеждают в дирекции. – Того требовали зоозащитники. Кроме того, во втором квартале этого года, по просьбам общественности, работа по отлову была прекращена. Прошло полтора месяца, и вы бы видели, в какое состояние за это время пришел город – ужасная антисанитария! Тогда было принято решение работу возобновить.
Надо сказать, что подрядчик в равной степени отлавливает и бездомных кошек, потому что мурлыки так же, как и собаки могут быть переносчиками бешенства и другой заразы.
Зоозащитники снова идут к мэру
Отлов в Сочи продолжается, и зоозащитники собираются идти к мэру города. Активисты пока договариваются между собой о дальнейшем плане действий, и, как мне сказали, получается это у них не слишком хорошо, поскольку каждый претендует на лидерство.
– Главное для нас сейчас – знать, что собираются делать догхантеры, – говорит Алла Петринчик. – Почему это не озвучивается, почему они действуют втихую? Например, в городе есть собаки, которых жильцы прикармливают и даже скинулись на то, чтобы их стерилизовать. Зачем же их-то убивать?
Зоозащитники размышляют над способами отделить этих более-менее одомашненных псин от их совсем уличных «коллег». Нужны специальные знаки отличия вроде ошейников определенного цвета… Когда мы задали Алле Геннадьевне вопрос, не думали ли зоозащитники организовать встречу с подрядчиками по отлову, чтобы конкретно обсудить такие предложения, она возмутилась:
– Да как же защитники могут встречаться с охотниками! Это нонсенс! И потом не известно, чем эта встреча может закончиться. У нас такие «горячие» головы есть…
А приюта как не было, так и нет
Пожалуй, единственное, в чем действительно сходятся сочинские защитники, охотники и администрация города, так это необходимость строительства муниципального приюта.
– Мы бы только рады были, хотим, чтобы он появился, – сказали в дирекции заказчика.
А ведь пока что получается? Обездвиженных животных везут в ветлабораторию на осмотр (на предмет бешенства и других болезней), а потом в Тимашевск – на утильзавод. Можно ли спасти хвостатых на этом смертельном пути?
– А куда их девать? – закономерно удивляются в дирекции.
Вопрос актуальный не только для Сочи, для Краснодара не меньше. В столице края хотя бы есть крупный частный приют для больных бездомных животных «Краснодог», но и в нем мест катастрофически не хватает. В Сочи же везти бродяжек попросту некуда.
Что касается муниципального приюта, то все о нем слышали, но никто до сих пор не видел. Сначала его должны были разместить в Барановке, но теперь, по словам Аллы Петринчик, землю подбирают в Мацесте, оформление документов затягивается. И потом приют – это не только земля и здание, но и немалые деньги из бюджета на содержание, зарплату сотрудников. Средства, которые вряд ли окупятся.
А до Олимпиады в Сочи осталось меньше 150 дней. Город готовится встречать гостей из разных стран.