Считается, что первые люди обосновались в окрестностях Новороссийска ещё в эпоху палеолита. Позже на этих землях проживали народы, добившиеся большого развития в культуре и экономической отрасли. Этот факт подтверждает раскопанное археологами поселение «Мысхако», основанное около 6000 лет назад.
Бата, Суджук-Кале, Новороссийск
В V веке до н.э. на месте современного Новороссийска возник торговый греческий город Бата. О богатстве и многочисленности жителей этого полиса говорят интересные археологические находки, сделанные во время исследования поселения и некрополя, где были найдены орудия труда, монеты, украшения, оружие, керамические и стеклянные изделия.
В начале XX века при проведении строительных работ на территории одного из парков были обнаружены погребения эллинистического времени. Среди них гробница IV-III веков до н.э. Также о существовании здесь античного центра говорят поднятые со дна Цемесской бухты свинцовые детали деревянных античных якорей и многочисленные амфоры. Следы древнего города скрыты современной застройкой в пределах улицы Советов - площади Героев - Набережной.
Воды Цемесской бухты, именуемой в те времена Священной гаванью, бороздили греческие триеры, римские либурны и даже пиратские камары племён ахеев и гениохов. Покончить с бесчинствами морских разбойников удалось боспорскому царю Эвмелу.
История Баты длилась более шести с половиной веков, а закончилась в 30-е годы III века, причём весьма прозаично - процветавший некогда город погиб в результате вражеского набега кочевников и с тех пор больше не восстанавливался.
В XIII веке берега Цемесской бухты находились под властью Золотой Орды. Вскоре интерес к побережью, рядом с которым проходила северная тропа Великого шелкового пути, - прямой выход на страны Востока - проявили генуэзские купцы. Их крутобокие нефы многие годы оставались визитной карточкой местной бухты. Если с ханом Батыем колонизаторы сговорились без особых проблем, то с турками, хозяйничавшими на Чёрном море после падения Константинополя, договориться на взаимовыгодных условиях не удалось. Поэтому итальянцам пришлось покинуть территорию.
Чтобы упрочить своё положение, в 1722 году турки возводят на Черноморском побережье, на берегу Суджукской (Цемесской) бухты, небольшое поселение Суджук-кале. Именно здесь русские войска позже будут участвовать в первом победоносном сражении на Чёрном море. От турецкой крепости остались не только руины, расположенные сегодня на территории Малой Земли, но и названия - Суджукская коса, остров Суджук.
Откуда веет бора?
А вот что писал по этому поводу археолог Александр Кононенко, научный сотрудник отдела археологии Новороссийского исторического музея-заповедника:
«В район Цемесcкой бухты различные древнегреческие авторы помещают город, деревню Бата (Вата) и Священную гавань. В греческом языке нет звонкого славянского звука «б», поэтому создателям славянского алфавита Кириллу и Мефодию пришлось придумывать для этого звука новую букву, отсутствующую в греческом и римском алфавитах. (В русской транскрипции мы произносим как бата и базилевс то, что греки произносили как вата и василевс, отсюда и имя Василий). Для географов Архаической Греции северными пределами обитаемого мира являлось северо-восточное побережье Чёрного моря, где жили гипербореи и киммерийцы.
Как правило, наиболее достоверными, несмотря на возможные фантазии, являются первые сообщения, наиболее близкие по времени к описываемым событиям, или описываемые народом. Первое упоминание греками о стране гипербореев и киммерийцев чётко локализует их в районе, примыкающем к северо-восточному побережью Чёрного моря. Это район Восточного Крыма, Тамани и Маркотхского хребта с сильным влиянием господствующего здесь северо-восточного ветра. Историкам Древней Греции хорошо известно, что древнегреческие географы располагали север на северо-востоке, отсюда и северный ветер Борей, на самом деле является северо-восточным ветром Норд-Ост с наибольшим эпицентром в районе на стыке Маркотхского хребта и Цемесской бухты. Часто Норд-Ост здесь перерастает в ураган неимоверной губительной силы и получает новое имя - «Бора».
Как киммерийцы попали к грекам
«Таким образом, краткое упоминание древних греков, подтверждающееся современным местонахождением территории наиболее мощного проявления Борея, позволяет, без эмоций и фантазий, локализовать страну гипербореев, - пишет Кононенко. - Просто и, казалось бы, скучно, но остаётся вопрос: кто населял страну гипербореев и где жили киммерийцы?
Для начала отметим, что, по крайней мере с эпохи бронзы, Восточный Крым по особым образом обработанной лощёной керамике и погребальному обряду тяготел к Северо-Западному Кавказу. Простые греческие колонистыVI в. до н.э. уже не знали кого и почему их географы называли киммерийцами, но то, что последние проживали на территории Боспора, было им известно. В результате в местной топонимике появляются киммерийские валы, переправа и город Киммерик. Пытались разобраться в этом вопросе и древнегреческие авторы, но дальше новых нагромождений мифов и фантазий они не продвинулись. Лишь один раз была предпринята попытка перевода с более древнего греческого языка, на котором к тому времени уже никто не говорил, но дословный перевод был тут же отвергнут автором как абсурдный, так как буквально означал - «хоронящие у поверхности земли». Но именно у поверхности земли ставили свои погребальные каменные сооружения, практически не изменившиеся со времён дольменной культуры, керкеты из рода торетов (считается, что это предки современных черкесов), проживавшие до II в. до н.э. на территории Новороссийского района. Близкий погребальный обряд был и у тавров Восточного Крыма. Но в отличие от тавров керкеты были прекрасными мореходами, ещё в период дольменной культуры достигавшими побережья Болгарии и Сицилии. Размеры их каменных якорей эпохи бронзы не уступают каменным якорям римского времени, а значит их суда не уступали по размерам мифическому сверхкораблю Древней Греции «Арго». Именно они могли пройти морским путём вдоль западного побережья Кавказа в Переднюю Азию и достигнуть греческих городов Ионии, где и получили название киммерийцев. В погребениях керкетов киммерийского времени инвентарь имеет киммерийский облик, много железного оружия, при этом рядом, в Прикубанье, оружие редко встречается и поч-ти 200 лет остаётся бронзовым. Лишь к скифскому времени население Прикубанья вовлекается в грабительские походы киммерийцев. По данным лингвистов, керкеты и тореты были ираноязычны, как и скифы. По данным антропологов керкеты относились к тому же антропологическому типу, что и скифы, но были более чистокровны, чем скифы, основавшие Великую Скифию. Более того как минимум 300 лет они не имели посторонних связей на своей территории, а значит весь киммерийский период являлись скифами, задолго до появления этого племенного названия. Ираноязычными являлись и синды, занимавшие Таманский полуостров и примыкавшую к нему западную часть Прикубанья».
Что такое «диа Вата»?
«В период средней бронзы на Северо-Западном Кавказе существуют дольменная, катакомбная, северо-кавказская и предкавказская культуры, в той или иной степени являвшиеся потомками майкопской культуры периода ранней бронзы, - продолжает археолог. - Они не только близки между собой в материальной культуре, но и в религии, некоторые культовые предметы не просто близки, а идентичны на всех территориях. Однако усложнившийся погребальный обряд культур предгорий и степей, ввиду недоступности тех или иных строительных материалов, требовал иных конструктивных решений. В связи с этим погребальный обряд степняков синдов, в отличие от обряда керкетов, уже не подпадал под описание греков. В период Боспорского царства в Горгиппии царские керамические мастерские - эргастерии - выпускали кровельную черепицу с клеймами с именами боспорских царей, но часть горгиппийской черепицы, найденная на территории современного Новороссийского района, имеет клеймо «диа Вата». Некоторые исследователи предположили, что таким образом клеймилась партия продукции, предназначенной для некоего перекупщика Ватака. Но каким же влиянием должен был обладать этот купец, если его имя ставилось вместо имён боспорских царей? Вместе с тем простой дословный перевод позволяет переводить клеймо как «посвящается Вате». Некоторые древнегреческие авторы, в разное время, упоминают у границ Боспорского царства народы эксибаты и язаматы. Некоторые исследователи принимают их за различные племенные образования и пытаются даже вычислить пути их миграции. Вместе с тем дословный перевод ексибаты с греческого, а язаматы с иранского, с учётом традиционного чередования звуков в-м, как «поклонники бога Вата» и «почитатели бога Вата», что в принципе означает одно и то же.
Керкеты были прекрасными мореходами, ещё в период дольменной культуры достигавшими побережья Болгарии и Сицилии.
Учитывая, что синды и керкеты являлись ираноязычными скифами, обратимся к одной из древнейших мировых религий, появившейся в Передней Азии после скифо-киммерийских походов - зороастризму. Зоратушра утверждал, что он лишь записал в книгу представления о Вселенной, обряды и ритуалы религии, насчитывающей уже 2000 лет. Но никаких следов зороастризма, до Зоратушры в Передней Азии, археологи не нашли, а вот в Северном Причерноморье зороастрийские погребальные обряды господствуют со времён средней бронзы. Дольмены с окружающей их каменной башней и рядовые погребения керкетов являются точной копией глиняного погребального сооружения зороастрийцев - «Ямой». Даже мы, забывшие своё прошлое наследники киммерийцев и прочих гипербореев, продолжаем хоронить на третий день, поддерживать рядом с умершим маленький огонёк свечи, справлять тризну и приходить на кладбище в родительский день. Сохранил зороастризм и имя Ваты - бога ураганного губительного ветра, бога смерти. Где находится древнегреческий город Вата, названный именем видимого бога, мы не знаем. Римское укрепление на «Мысхако» не имеет находок греческой архаики. Где храмы и дома, для которых предназначалась горгиппийская черепица? Возможно, город находился в застроенной части современного Новороссийска».
При поддержке власти
Свою историю имеет большинство раскопок археологов. Поселение Мысхако выявилось в ходе разведок Н. Онайко в 1966 году. При дальнейших раскопках удалось получить данные о существовании здесь античного поселения в I веке н.э. Кроме того, в нижней части культурного слоя обнаружены остатки посёлка, датируемого V-IV тыс. до н.э. Поселение на Восточном холме Мысхако относят к разным историческим эпохам. Считается, что интенсивная строительная деятельность на окраине Боспорского царства могла произойти лишь при целенаправленной поддержке центральной власти, по всей видимости, при царе Асандре, который стремился обезопасить подступы к Горгиппии (ныне - Анапа). Все созданные укреплённые пункты являлись составными частями единой сигнально-сторожевой системы, объединявшей территории Боспора и сопредельные с ним районы.
В позднеэллинское время отмечено возрастание военно-стратегического значения Раевского городища, о чём свидетельствуют изменения в планировке.
Что касается укреплённого поселения Бата, то его основание определено торговой необходимостью. Материалы из раскопок поселений в районе Цемесской бухты позволяли судить о том, что экономика поселения была тесно связана с морскими промыслами. Приток населения сюда осуществлялся, скорее всего, морским путём. Несение службы в укреплениях и сторожевых башнях было возложено на военные отряды наёмников-аспургиан, которые были выходцами из местной меото-сарматской среды. Находки из некрополей раннеримского времени в Цемесской долине, Широкой Балке, Южной Озереевке и Мысхако свидетельствуют о возрастании численности населения за счёт мигрантов из внутренних районов Закубанья. Подъём региона произошёл с конца I века до нашей эры. Основным источником дохода населения стало обслуживание оживлённой навигации вдоль побережья, в том числе пиратство и существовавшее «береговое право».
Важная роль в этот период принадлежит Мысхакскому поселению. Его культурный слой насыщен обломками амфор и монетами боспорской чеканки. Данные находок археологов позволяют судить о том, что местные поселения пострадали от военного разгрома. С гибелью поселений Мысхако и Бата заканчивается эпоха стабильности на юго-восточной периферии Боспора.
Здесь жили «коротышки»?
По словам Александра Кононенко, археологические находки позволяют проследить развитие местных племён. Антропологический облик древнего человека постепенно менялся, в том числе из-за местных условий проживания, из-за избытка или недостатка йода или фосфора в пище. Плюс смешение племён. Даже могли соединяться родственные племена, некогда разъединённые по тем или иным обстоятельствам. Допустим, в Мысхако известен могильник эпохи дольменной культуры. Вот что он пишет в одной из публикаций:
«Судя по останкам, рост мужчины не превышал 150 см, а женщины были ещё ниже ростом. Но среди этих почти пигмеев найдены останки женщины, чей рост составлял 176 см. Очевидно, она состояла в брачных отношениях с местными «коротышками», что дало более высокое потомство. А в районе Абрау как раз проживали более высокие люди. Возможно, именно оттуда была и высокорослая женщина, похороненная в Мысхако. Ведь религия у этих двух соседних племён была одна, о чём также можно судить по обрядам и найденным артефактам».
«В мифотворчестве отмечены определённые этапы развития человека, - рассказал учёный. - Как и когда у человека появился абстрактно-аналитический склад ума, с чем связан и резкий скачок в развитии всей человеческой цивилизации в её современном виде? Генетики считают, что при среднем радиационном фоне на нашей планете человек не мог перешагнуть порог к абстрактно-логическому мышлению. А мутация могла произойти лишь при каком-то существенном повышении радиации, что повлияло на умственные способности человека. За это сразу ухватились всякого рода уфологи, выдвинув версию о внеземном вмешательстве в историю человечества».
Но при этом упускается из виду, что генетики говорили о среднем радиационном фоне на всей планете. А у нас в районе Новороссийска, когда мы стали заниматься исследованием ранних металлов, оказалось, что в эпоху ранней бронзы были рудники, которые снабжали медью, видимо, весь Северный Кавказ. И весь металл оказался с повышенной радиацией. Ни в одном другом из известных месторождений такого состава примесей в меди, в том числе радиоактивных примесей, нет.
Рудники, по предположению археолога, располагались среди мергелиевых скалистых складок окружающих гор. Ведь всем известно, что Новороссийск расположен на мергеле, из которого сегодня производят цемент. На каждой улице города-героя можно найти мергель, который будто растёт из-под наносов образовавшегося за века или завезённого в последние годы чернозёма.
Норд-Ост здесь перерастает в ураган неимоверной губительной силы и получает новое имя - «Бора».
Уже в IV тыс. до н. э., когда до санскрита, одной из первых письменностей, ещё века и тысячелетия, на орнаментах посуды и украшений, найденных в окрестностях нынешнего Новороссийска, уже появляется свастика, символизирующая круговорот вещей в природе. Причём свастика здесь встречается одновременно и по часовой стрелке, и против часовой. Это своего рода колесо жизни и смерти.
Сравнили с санскритом знаки на сосудах майкопской культуры и выяснили, что три наиболее часто встречающихся знака перенесены в древнюю письменность: точка, запятая, а также точка и запятая вместе. Оказывается, до сих пор знак точка с запятой используется в качестве оберега от злых духов. Точка в санскрите обозначает ноль, а запятая - единицу. Значит, точка с запятой в цифрах санскрита - это десять. Эти знаки из санскрита попадают в арабские цифры».