Отец Рафаил Да Консейсао - нетипичный краснодарский священник хотя бы потому, что у каждого к нему на один вопрос больше, чем к другим пастырям. Все спрашивают про имя и еще больше загораются интересом, когда узнают о его ежегодных командировках в Африку. В том числе о них он пишет на своем канале с говорящим названием «Батюшка доступен». О вере, служении и дальних поездках в преддверии Крещения он рассказал «АиФ-Юг».
Традиция не должна вредить
Александр Власенко, «АиФ-Юг»: Отец Рафаил, как надо отмечать Крещение и обязательно ли окунаться в холодную воду?
Рафаил Да Консейсао: Купаться в проруби необязательно, о чем все чаще говорят в проповедях священники. Тем самым они расставляют акценты. Для верующего суть празднования – это, прежде всего, приближение к Богу и духовно-нравственное совершенствование. Оно реализуется в особой подготовке и участии в таинстве Причащения. Конечно, есть старинная народная традиция отмечать Крещение купанием в проруби. Но это не должно идти во вред и подвергать людей напрасному риску. В России климат отличается от условий Святой земли Палестины, поэтому окунание в реку зимой у нас - особый подвиг, иногда граничащий с опасностью для здоровья и даже жизни. К сожалению, были трагические случаи. Легкомысленная организация купания частными лицами и невнимательность самих людей приводили к гибели. Важно соблюдать меры безопасности и заходить в воду только в согласованных местах. Их оборудуют во всех епархиях Русской православной церкви с привлечением спасателей и медиков.
- Этот праздник напоминает о событиях евангельской истории. А что значит таинство крещения для простого человека?
- Господь входил в воды Иордана для того, чтобы взять на себя грехи этого мира и впоследствии искупить их на кресте. А для православного христианина крещение – это таинство духовного перерождения, ключевое событие жизни, когда он становится частью Церкви - примиряется с Богом. После троекратного погружения в купель прежний человек умирает и рождается новый по образу Творца. С точки зрения православия крещение смывает все грехи и жизнь в буквальном смысле начинается с чистого листа. Но важно искреннее покаяние, ведь человек не лишен свободы воли. Если он захочет согрешить, то ему это удастся. Поэтому важно хранить чистоту души в течении всей жизни, чтобы потом предстать перед Господом в той белой одежде, которую ему вверили при крещении.
Имя и Божий промысел
- У вас необычное имя для православного священника. Какое у него происхождение и как реагируют люди?
- Конечно, при знакомстве все прихожане интересуются именем. Мой отец по национальности анголец и мать назвала меня Рафаэлем – это в светском произношении. Впоследствии я узнал, что одного из божьих архангелов звали Рафаилом. Для меня это стало большим стимулом к тому, чтобы задумываться о духовности. Моя фамилия вызывает еще больше интереса и тоже символичная. Она имеет африканско-португальские корни и в переводе означает «непорочное зачатие». Мне дорога такая связь с христианством. При этом я исхожу из того, что человек сам должен чего-то стоить, иначе никакие имя или происхождение не помогут. Родился я в обычной светской семье, не отличавшейся религиозностью. По материнской линии все мои родственники - коренные краснодарцы. В молодости занимался спортом, восточными единоборствами, общался с разными людьми и сначала получил светское образование.
- Почему вы решили стать священником?
- Я всегда интересовался духовностью. увлекался религиозными течениями, веяниями. Но однажды понял, что пора всерьез посмотреть на свою жизнь и определиться с вектором развития. Опытным путем я убедился, что Господь есть и слышит наши молитвы. После этого не осталось сомнений, что нужно идти в храм и жить по заповедям. По окончании вуза возглавил группу православной молодежи при Свято-Екатерининском кафедральном соборе. Смолоду я увидел много достойных примеров батюшек и захотел встать рядом с ними, чтобы служить Богу. Получил духовное образование и уже почти шесть лет являюсь священником. Сейчас служу в храме святителя Спиридона Тримифунтского на территории ЖК «Московский». Здесь живет много молодых людей, и наш настоятель отец Илларион создал условия, чтобы они могли получать отклик на свои вопросы и чаяния. У нас есть молодежный центр, в котором ребята занимаются миссионерским служением, организуют лекции, праздники, ведут социальные сети. В этом же направлении идут и многие другие храмы Русской Православной Церкви.
Опора для прихожан
- Что приводит молодых людей в храм и какой отклик они получают?
- Часто прихожане переживают какую-то личную драму, утрату, горе, скорбь. Хотя не всегда все так драматично. Иногда люди приходят в храм и от радости, с благодарностью за то, что у них все слава Богу. К примеру, есть семейная пара, которая после переезда на Кубань нашла опору в нашем приходе. Эти хорошие, светлые ребята очень скорбели от того, что после нескольких лет брака у них не было деток. Они стали здесь исповедоваться, причащаться, заниматься общественным служением и не отчаивались. Спустя несколько лет такой жизни на приходе у них родился замечательный ребеночек. Конечно же, это сильно поддержало ребят. Их пример показывает, как простые светские люди могут найти поддержку в православной церкви. При этом важно, что они берегли свой брак и друг дружку. А ведь многие семьи рушатся, когда сталкиваются с трудностями.
- Недавно вы завели Телеграм-канал «Батюшка доступен». Что вас подвигло к этому?
- По личному опыту я знаю, как важно, чтобы интересующийся религией человек мог получить ответы на свои личные и духовные вопросы. У меня их было много, когда я воцерковлялся, но тогда священники не вели каналы. Еще несколько лет назад к социальным сетям в церкви относились с некоторым скепсисом и даже с иронией. Но во время пандемии прихожане и другие люди лишились возможности общаться со священниками даже перед лицом смертельной угрозы. Тогда храмы начали транслировать проповеди, богослужения, проводить онлайн-беседы. Многих это очень поддержало, и всякая ирония по поводу социальных сетей прошла. Я решил примкнуть к священникам, которые ведут блоги не на широкую аудиторию, а в первую очередь для прихожан и знакомых. Нужно держать контакт с людьми, которые не ходят в храм, но сочувствуют православию и задаются духовными вопросами. Нельзя оставлять их на растерзание неоязычникам, гадалкам, экстрасенсам, тарологам и всем остальным, кем кишит интернет.
Миссия в Африке
- На своем канале вы, в том числе, делитесь рассказом о командировках в Африку. Как вас туда занесло?
- Два года назад в конце декабря мне позвонил знакомый священник и спросил, не хочу ли я поехать вместо него в Патриарший экзархат Африки. Из-за болезни его командировка была на грани срыва. Ответить надо было быстро, и я решил сделать три звонка: жене, духовнику и настоятелю. Думал, что все скажут: нет, зачем, ты нужен дома или не готов. Но все трое, как сговорившись, меня благословили и отпустили. Это было удивительно, ведь в рождественские праздники духовенство очень востребовано. Буквально через несколько дней я уже летел в самолете. Во время той и последующих поездок я посещал российские посольства и местные общины православного обряда в Кот-д'Ивуаре, Бенине, Сенегале, Анголе. Русская православная церковь организует такие праздничные визиты к Рождеству и Пасхе. В начале января я снова полечу в Африку, так как мне поручили курировать православие в Анголе.
- Поделитесь впечатлениями от этих поездок и общения с местными жителями.
- Наша аудитория - не только африканцы, но и соотечественники, попавшие туда по семейным, служебным и другим обстоятельствам. На приглашения посольств России откликаются даже не особо религиозные люди. Для многих встреча с батюшкой и посещение службы – как весточка с Родины. В Африке это кажется такой же фантастикой, как увидеть настоящего Деда Мороза. Я на эту тему шучу, что приехал русский священник Рафаил Да Консейсао. Также я встречаюсь с африканцами. Люди так искренние, простые и их религиозное чувство настоящее. Дорогого стоит, как во время проповеди православного священника, которого многие видят впервые, их изначально суровые, недоверчивые лица меняются. В Африке остался отпечаток колониального прошлого и отношение к белому человеку особое. Там невероятное расслоение и большой контраст во всем. А вообще Африка очень разная и ее не описать в двух словах.