Примерное время чтения: 4 минуты
1740

Больше, чем было до революции. За чей счёт строили храмы на Кубани?

пресс-служба администрации Краснодарского края

Сейчас в Краснодарском крае православных церквей больше, чем было до революции и Гражданской войны. Некоторые из них хоть и принимают прихожан, но ещё не обустроены до конца, потому что возводятся на пожертвования. О точных цифрах и о том, кто строил храмы на Кубани, «АиФ-Юг» рассказал историк и писатель Александр Селиверстов.

Возводили жители

По информации Александра Селиверстова, автора двухтомника «Все храмы края», в 2019 году в Краснодарском крае насчитывалось 730 церквей и восемь монастырей. Для сравнения, в 1917, перед революцией и Гражданской войной, 565 храмов и девять монастырей.

«Если говорить об общем числе православных храмов, существовавших и существующих на Кубани после её вхождения в состав Российского государства в конце XVIII века, то в своих книгах я насчитал их 2160, - рассказал историк. - К началу 1990-х – к концу советской эпохи, их было 117. Самый старый сохранившийся из них (если не считать перестроенного в 1911 году Покровского в Тамани) – храм Михаила Архангела в станице Темижбекской, построенный в 1818 году».

Самые первые церкви на правобережье Кубани, в куренях Черномории, в конце XVIII - начале XIX веков строились исключительно за счёт самих жителей – казаков и войсковых старшин.

730 церквей и восемь монастырей сейчас в Краснодарском крае.

«Когда в середине XIX века на восточном берегу Чёрного моря начали появляться русские крепости – нынешние Новороссийск, Туапсе, Сочи и др., - продолжает Александр Селиверстов. - Православные храмы в них сооружались на ассигнованные правительством средства. А вот постройка церквей в станицах, новоустраиваемых в Закубанье после победы в Кавказской войне, финансировалась вскладчину: за счёт казны Кубанского казачьего войска и из местных станичных средств».

В дальнейшем храмы строили на пожертвования - как местных обществ, так и частных благотворителей.

«Стройка осуществлялась специально создаваемыми комитетами, - объясняет историк. – Их председателями становились, как правило, местные священники, а членами – старосты приходов и наиболее уважаемые местные жители».

Настоятель - подвижник

В советское время к началу 1940-х на Кубани осталось только семь действующих храмов. За время оккупации открылось 192.

«После изгнания нацистов открытие церквей продолжалось, к весне 1944 года в крае их насчитывалось 219, - рассказывает Александр Селиверстов. - Так как здания многих храмов к тому времени не сохранились, в большинстве случаев новые открывались в бывших частных домах, взятых в аренду или купленных общинами, в бывших церковных сторожках, зданиях церковно-приходских школ. В таких случаях они назывались молитвенными домами.

После Великой Отечественной количество храмов стало уменьшаться. Причины этого были разные - порой, например, община была не в состоянии содержать священника. Служители Церкви не хотели ехать в такие приходы, и последние снимались с регистрации. К началу 1990-х действующих церквей в Краснодарском крае осталось 117.

«Строились ли новые храмы в советское время? Иногда это происходило, но очень редко, - говорит историк. - Например, в первой половине 1980 годов построили храмы в Лабинске (Николаевский) и станице Тбилисской (Покровский). Но в подавляющем большинстве случаев речь шла не о строительстве, а о реконструкции зданий молитвенных домов с достройкой алтарных частей, притворов и пр.

По словам Александра Селиверстова, сейчас храмы строятся, в первую очередь, за счёт спонсорских средств. Если меценат или попечитель стройки солиден, здание возводят достаточно быстро. Пример - Владимирский храм в Сочи, Владимирский храм в Кореновске. Когда строят только на пожертвования обычных людей, то процесс длится годами, а то и десятилетиями.

«Нередко подвижническую роль в деле возведения храма играют настоятели приходов, а бывает, что и просто местные жители, горящие желанием украсить родную землю, - рассказывает историк. - Один из самых ярких примеров – строительство Иванобогословского храма в станице Кущёвской, о котором рассказывается во втором томе книги «Все храмы края». Чтобы построить его, священник Николай Запорожец в конце 1980-х и первой половине 1990-х договаривался с местными и федеральными властями, брал в банке кредиты, зная, что отдать не сможет, сам работал каменотёсом и строителем... В станице Баговской в Мостовском районе новый красивейший, белоснежный храм за пять лет построил на свои деньги и своими силами предприниматель Иван Плотников с братом. Расписывать его, письмом по сырой штукатурке, пригласили воронежских иконописцев. А станица совсем маленькая, всего около 1000 человек».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Опрос

А вам в детстве родители выписывали детские журналы?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах