В рамках проекта «Наследие и наследники Боспорского царства» мы рассказали о народах, населявших территорию современной Кубани до прихода греков, а также о колониях, основанных эллинами. Но известно, что в Боспорское царство входила и территория современного Крымского полуострова. А кто населял эти земли? Как греки обосновались у наших соседей, попробуем разобраться.
То ли бык, то ли горная цепь
Историк Марина Завгородняя пишет, что тавры были одним из древних народов, населявших Крымский полуостров. Несмотря на то, что территория эта была посещаема как кочевыми племенами, так и мореплавателями, о таврах сохранилось не так много сведений. Чаще всего о них как народе рассказывали древнегреческие историки, да и само название того племени, «тавры», имеет греческое происхождение. Слово «тавры» у древних греков означало горную цепь, протянувшуюся от Крымских к Кавказским горам. Также не исключено, что тавры получили своё наименование от слова «тавр», используемого по отношению к диким быкам.
Одни считают, что они были коренными жителями полуострова, другие утверждают, что тавры пришли с Кавказа, а некоторые и вовсе склоняются к тому, что их потомками стали нынешние крымские татары. Археологи же постоянно находят захоронения тавров, что постепенно приоткрывает завесу тайны. Что же мы знаем об этом народе? Как он появился и куда исчезли древние жители Крыма?
Свободное племя?
Находки археологов говорят, что произошло это немногим ранее I тысячелетия до нашей эры. Постепенно разрастаясь, поселения народа стали занимать практически всё южное побережье. Жилища тавров представляли собой укреплённые каменные дома в горной местности. Часто селения окружали оборонительные сооружения (пример этого - каменная стена, простиравшаяся у мыса Эклизи-Бурун). Именно в горной части полуострова произошло формирование тавров как народа.
Древнегреческий историк Геродот отмечает, что это племя было одним из немногих, кто не стал помогать скифам в борьбе с персами. Уже один этот факт указывает на то, что тавры не подчинялись воинственным кочевникам, совершенно не боясь отказать им. Более поздние сведения о таврах встречаются у римлян. Несмотря на то, что граждане Римской империи чувствовали себя мировыми властителями, и они не скрывали внутреннего содрогания при упоминании о таврах.
Несмотря на свои жестокие обычаи, тавры прославились культурой, которую создали в далёкой древности. Так, в VIII веке до нашей эры эпоха расцвета приходится на развитие Кизил-Кобинской культуры. Своё название она получила от одноимённой пещеры, где были обнаружены многие ценные вещи тавров.
Интересно, что даже в период масштабного использования изделий из металла кизил-кобинские тавры продолжали употреблять каменные орудия. К тому моменту народ научился строить землянки и полуземлянки, в которых и жили многочисленные семьи. Для собранного урожая зерна люди делали специальные ямы. В таких хозяйственных углублениях продукт мог храниться всю зиму.
Так их назвали греки
Древние греки называли Крым Тавридой, и название это произошло от наименования местного народа.
Этническая принадлежность древних тавров неясна. Тавры (как и скифы) не были самоназванием, эти имена дали им греки, как мы уже отметили, предположительно по культу этого животного у народа. Точно неизвестно, на каком языке они говорили, хотя делались попытки отнести его к индоевропейским (реликтовым индоарийским) языкам (вместе с языком меотов). По археологическим находкам тавров сближают с остатками срубной культурно-исторической общности. Возможно сближение тавров и с каким-то этно-языковым тохарским реликтом.
Любопытно, что в сообщении анонимного автора VI века н. э. Псевдо-Арриана готский язык назван таврским. Рассказывая о гуннском племени эвдусиан, Псевдо-Арриан указывает: «Итак, от Синдской гавани до гавани Пагры прежде жили народы, называвшиеся керкеты или ториты, а ныне живут так называемые эвдусианы, говорящие на готском или таврском языке» (Перипл Понта Евксинского). То есть либо языки смешались, либо были родственными, потому готы могли изъясняться не на германском, а на индоевропейском языке, как и тавры на германском, в свою очередь.
Существует гипотеза, что тавры на определённом этапе существования соответствуют археологической кизил-кобинской культуре. Археологи связывают с таврами многочисленные памятники этой культуры, расположенные в горном и предгорном Крыму.
Дикари, пираты?
Древнегреческие историки и римские авторы создали образ устрашающих морских грабителей, ужасных дикарей, которыми считали тавров. Несмотря на это, у тавров была своя духовная культура, обычаи и верования. Их можно назвать жестокими, но дикими - вряд ли.
Тавров часто называют пиратами Крыма, и это вполне оправданно. Этот народ был грозой чужестранцев, что попадали в кораблекрушение или подходили слишком близко к южным берегам Тавриды.
Считается, что у тавров не было письменности. Это создаёт много сложностей современным учёным. Нельзя точно утверждать, был ли Крым изначально родиной этого народа или же тавры являлись мигрантами из соседних регионов.
Основное предположение историков основывается на том, что тавры принадлежали к одному из индоевропейских племён. Археологами были обнаружены записи неизвестного древнегреческого автора, где значится, что язык тавров напоминал аланский, а значит, этот народ мог иметь немало общего с кавказскими племенами.
Ветеринарный контроль
Характерные таврские захоронения представляют собой ящик из четырёх каменных плоских плит (иногда весьма массивных), перекрытых сверху пятой. Они широко распространены в горном Крыму до настоящего времени.
О хозяйственной жизни тавров известно немного. Помимо стычек и локальных конфликтов с жителями приморских греческих городов, тавры начали осваивать и традиции чаирного садоводства. Раскопки поселения уч-баш кизил-кобинской культуры показали использование ими черешни, алычи и вишни.
Кстати, известно, что тавры очень тщательно соблюдали «ветеринарный контроль на границах». Основой экономики коренного населения Крыма было молочное животноводство. Поэтому как превентивную меру предотвращения эпидемий вроде коровьего бешенства или ящура тавры применяли очень простой способ: они убивали всех иноземцев на протяжении, по крайней мере, тысячи лет.
Чуть позже появилось мнение, что тавры не были закрытым сообществом: о том, что с течением времени тавры приняли многих беженцев из Крымской степи, следует из археологических раскопок поселения Тау-Кыпчак.. Обе группы постепенно смешивались, и бывшие кочевники активно интегрировались в хозяйственную жизнь горцев, создав целый ряд переходных предгорных сообществ.
Жили грабежом и войной
Впервые о таврах упоминает Геродот в рассказе о скифо-персидской войне. Тавры были среди тех народов, которые отказали скифам в помощи против персов. Геродот писал, что они жили в горной местности на полуострове, вдающемся в Понт (Черное море), между Керкинитидой и Херсонесом Скалистым (до Керченского пролива). Эллинов и мореходов, попавших к ним в плен, они приносили в жертву своей богине Деве, упоминаемой древними греками в мифе об Ифигении. Пленников ударяли дубиной по голове и сбрасывали в море или, по другим сведениям, закапывали в землю. Захваченным в бою врагам отрубали головы и выставляли их вокруг дома на высоких шестах в качестве охранителей. «Живут тавры грабежом и войной», - заканчивает Геродот. Таврский царь (или цари) присутствовал на совете племён перед вторжением персов.
В найденном в Херсонесе декрете в честь Диофанта, полководца царя Митридата, относящемся ко II веку до н. э., упомянуто, что были подчинены тавры, жившие около Херсонеса. Царь Боспора Аспург, судя по ряду надписей, в начале I века подчинил многие окрестные племена, в том числе и тавров.
Тавры получили своё наименование от слова «тавр», используемого по отношению к диким быкам.
В дальнейшем сведения о таврах чрезвычайно разрозненны. Страбон писал, что в гавани Символон (Балаклава) недалеко от Херсонеса собирались их банды и грабили корабли. Тацит упоминал о гибели в 49 году в земле тавров части римских воинов, ставших жертвами кораблекрушения, в том числе префекта когорты. Аммиан Марцеллин также говорил о свирепости этого племени и о том, что римская чернь ревёт подобно таврам. Он также указывал, что три таврских племени: арихи, синхи (возможно, синды) и напеи - наиболее злобны. Относительно обычая жертвоприношений Деве, которую также называли Орсилохой, Аммиан сообщал, что жертв закалывали, а их головы прибивали на стены храма «как вечные памятники славным деяниям».
На территории Херсонеса были найдены надгробия с указанием о том, что покойный был убит таврами, а на территории Боспорского царства на некоторых надгробиях было написано, что сам умерший был тавром.
Можно предполагать деление тавров на разные племена, возглавляемые вождями. Поклонение Деве было воспринято от тавров и жителями Херсонеса, но без сопутствующих жертвоприношений.
Подготовила Фатима ШЕУДЖЕН.