Примерное время чтения: 8 минут
542

От чего зависит будущее? Кубанский митрополит - о своих и чужих традициях

«АиФ-Юг» № 7 17/02/2021

Глава Кубанской митрополии Павел Пономарев во время пресс-конференции рассказал о том, что ему удалось изменить за пять месяцев, как пандемия коронавируса сказалась на церкви, и как отличить настоящие ценности от фальшивых. Вопросы митрополиту задал журналист «АиФ-Юг» Федор Пономарев.

Сослали в Караганду

Я хотел встретиться с митрополитом Павлом Пономаревым, чтобы узнать, нет ли у нас общих предков. Фамилия одинаковая, но она достаточно распространенная. Вычитал, что родом священник из Караганды - как и мои дедушка с бабушкой. Поэтому перед пресс-конференцией подошел к митрополиту с вопросом - как его предки оказались в Казахстане.

«Наверное, так же, как и ваши, - ответил он. - Дедушка по папиной линии был священником, поэтому его из северной части нынешнего Казахстана, которая тогда принадлежала России, сослали в Сибирь. Мама родом из Сызрани, ее отца обвинили в том, что он кулак - построил хороший дом, имел двух коров, лошадей. И сослали в Караганду».

Общих корней не нашлось. Зато отпал второй вопрос - как советский парень из Караганды выбрал такой жизненный путь. Ясно же - пошел по стопам деда.

«О том, что мой дедушка был священником, я узнал только в 1972 году, когда вернулся из армии, - сказал митрополит Павел. - Тогда это скрывали, нам, детям, не рассказывали, чтобы мы на улице не проболтались. Осторожными были бывшие ссыльные. А вообще каждому важно иметь пример для подражания - в Караганде жил и крестил меня преподобный Севастиан Карагандинский. И вокруг него жили подвижники благочестия. Общаясь с ними, мы видели, что есть другой мир - не только тот, что мы наблюдаем на улице, про который говорят в школе. Совершенно иной. И, общаясь с ними, чувствовали особое настроение, тепло. Это было место, где дышат настоящей христианской любовью, где нет зависти, вражды».

Досье
Павел (в миру - Георгий Васильевич Пономарев) с 25 августа 2020 года - митрополит Екатеринодарский и Кубанский. Родился 19 февраля 1952 года в Караганде, в семье рабочих. Служил в Советской армии. После демобилизации работал шофером, слесарем. Окончил Московскую духовную академию. Возглавлял Русскую духовную миссию в Иерусалиме. Был управляющим Патриаршими приходами в США. Возглавлял Венскую и Будапештскую епархию, Рязанскую и Минскую митрополию.

Разные ценности

На пресс-конференции митрополит Павел призвал представителей СМИ обратить внимание на то, что происходит вокруг.

«Нам надо вместе делать все возможное, чтобы помочь молодым людям найти подлинный путь, который будет вести к созиданию и процветанию нашего Отечества, - сказал он. - Чтобы молодежь понимала, где действительно достойные ценности, а где псевдоидеалы. Сегодня во всем мире идет серьезная борьба за души детские. И от того, как будем работать и мы, священнослужители, и остальные, будет зависеть будущее Отечества. Поэтому давайте созидать его все вместе».

По словам священника, запад продолжает навязывать свои ценности, которые совершенно чужды нашей культуре и традициям.

«Посмотрите, с какой настойчивостью накануне Сретения навязывают так называемый праздник святого Валентина, - добавил митрополит - Но наш народ не согласен, отторгает его - и слава Богу. Нам говорят про Год свиньи, обезьяны, но это восточные ценности, а не наши. Православная церковь говорит, что человек - образ Божий, созданный по его подобию. Я нисколько не осуждаю западные или восточные традиции, но у нас есть свои».

Митрополит Павел отметил, что его поколение воспитывалось на хороших примерах.

«В школу приходили ветераны войны, рассказывали, как защищали наше Отечество, - сказал он. - Нас воспитывали на подвигах героев, партизан. А в современных фильмах про войну жуть какая-то: предательство, стукачи, разврат. Да, может быть, такое и было, но превозносить это в кинематографе и таким образом размывать нравственные и патриотические устои не стоит. Это размывает принципиальную основу, особенно в неокрепшем сознании молодого человека».

Каждому поколению на долю выпадает особое испытание, но пандемия - совершенно невиданное, невидимое, неведанное.

Митрополит рассказал, что по долгу службы посетил 76 стран - и в каждой включал телевизор, чтобы увидеть, чем «духовно кормят» людей.

«Понравилось отношение к телевидению в США в середине 1990-х, - отметил он. - В свободном доступе там только новостные, детские и спортивные каналы. А боевики и т.д. - закрыты, их может увидеть только взрослый человек, и только специально - введя код».

Сохранить и преумножить

Затем митрополит Павел подвел итоги пяти месяцев пребывания на Кубани. Он рассказал, что уже в третий раз вступает на должность епископа после священников, служивших 30 и более лет.

«В Рязанской епархии я начал после 30 лет служения митрополита Симона, в Белоруссии - после 35 лет митрополита Филарета, здесь мой предшественник, новопреставленный митрополит Исидор, был архипастырем более 30 лет, - сказал он. - Очень сложно начинать после таких маститых архипастырей. Должна быть концентрация всех духовных и телесных сил, нужна полная самоотдача, чтобы продолжить труд, который совершали они. Меня спрашивают: собираетесь что-либо переделывать, менять. На мой взгляд, такой необходимости в жизни кубанской епархии нет. Многое создано, поставлено на твердое основание. Моя задача - все это сохранить и преумножить. Но так как у совершенства предела нет, то созданное митрополитом Исидором нужно продолжать развивать».

Но все-таки некоторые серьезные изменения в епархии произошли. Первое из них - передача Свято-Троицкого собора Краснодара семинарии.

«Так случилось, что владыка Исидор это сделать не успел, - добавил митрополит Павел. - В семинарии не было своего храма, а это все равно, что учебное заведение без лаборатории.

Произошло и упорядочение процесса внесения взносов на содержание епархии, семинарии, патриархии. По словам митрополита, такой порядок учредили еще сами апостолы в первом веке - приходы осуществляют добровольные взносы по силе и возможности, а на них существуют церковный аппарат, духовные школы. Также количество благочиний - а епархия делится на них, как край на районы - увеличилось с 12 до 19. Сделано это, чтобы благочинным было легче наблюдать за жизнью приходов».

Церковь, как и остальные сферы жизни, ощутила на себе влияние пандемии.

«Это экстремальная ситуация, - сказал митрополит Павел. - Но, думаю, пройдет немного времени, и мы вернемся к прежнему образу жизни. Уже есть послабления режима. Будем надеяться, что при помощи врачей и ученых, которые создали вакцину, эпидемия отступит, а верующие будут продолжать молиться, чтобы Господь помог нам преодолеть это испытание. Каждому поколению на долю выпадает особое испытание, но это совершенно невиданное, невидимое, неведанное - не знаешь, откуда приходит, куда уходит, кого поражает. Невольно вспоминается святитель Иоанн Златоуст. Когда его спрашивали, почему происходят различные катаклизмы, он отвечал: «К сожалению, люди устроены так, что думают, будто жизнь на земле - это конечная цель, что только для этого мы и рождены. Поэтому Господь так стучится в каждое сердце - кому-то персонально, кому-то нет, чтобы человек чаще размышлял о смысле своей жизни на земле, о том, что не здесь ждет нас жизнь вечная».

Был ли конфликт с батькой?

До переезда на Кубань митрополит Павел был главой Белорусской православной церкви. По слухам, причиной переезда стал, в том числе, конфликт с Александром Лукашенко. Священник сам развеял эти слухи.

«Никаких конфликтов с Лукашенко у меня не было, у нас сохранились самые добрые отношения, - рассказал он. - Когда возникло противостояние, к сожалению, было проявлено много насилия. И я призывал всех, в том числе Лукашенко, не допускать его, благоразумно относиться к тем, кто выражает свое мнение на митингах, пусть и несанкционированных. Моя задача была призвать всех не превышать должностных полномочий».

Священник рассказал, что поздравил Лукашенко с победой на президентских выборах.

«Не мое дело рассуждать, сколько за и против - это должны решать компетентные органы, а так как официальная счетная комиссия огласила результаты, почему я должен с ней не соглашаться?» - Признался он.

Одна из прихожанок потом сказала священнику: «Владыка, вы нас обидели этим поздравлением». Тот ответил: «За всех не надо говорить, но если я обидел вас лично, то извиняюсь перед вами». Это, по словам священника, услышал недобропорядочный блогер и преподнес так, будто митрополит Павел извинился перед всеми и отозвал поздравление Лукашенко.

«Это вовсе не так», - сказал он.

При этом священник добавил: «Хоть конфликта не было, но недопонимание имелось».

«Я считаю, что глава церкви в Беларуси должен быть местным, а я - гражданин России, - признался священник. - Я не могу обратиться к жителям Белоруссии и сказать: «Братья и сестры, давайте встанем на защиту нашего Отечества». Мне скажут: «Ты как Штирлиц, за чью победу бокал поднял? За чье Отечество?» Это искрит немного».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Опрос

Где планируете провести отпуск или выходные?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах