Примерное время чтения: 8 минут
353

Дайте детям наиграться! Что такое раннее развитие?

«АиФ-Юг» № 49 05/12/2023 Сюжет Бизнес-клуб «Деловая среда»
Заседания клуба «Деловая среда» проходят в формате круглого стола. В этот раз дискуссия была посвящена раннему развитию и дополнительному образованию детей.
Заседания клуба «Деловая среда» проходят в формате круглого стола. В этот раз дискуссия была посвящена раннему развитию и дополнительному образованию детей. / Татьяна Аверьянова / АиФ-Юг

Сегодня многие молодые родители стараются как можно раньше научить своих чад читать и писать. За несколько лет до первого класса ребятишек отдают в различные кружки и секции, развивающие центры.

Что такое раннее развитие? Когда его начинать? Эти и другие вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, обсудили в Краснодаре на очередном заседании бизнес-клуба «Деловая среда».

Обучение с рождения

Напомним, дискуссионный клуб «Деловая среда» – это совместный проект еженедельника «Аргументы и факты-Юг» и коммуникативного агентства VOLKOV MEDIA, который направлен на освещение острых, полезных и нужных тем, касающихся делового сообщест­ва, отраслевых новостей, бизнес-трендов. Участниками дискуссии становятся эксперты в своих областях, например, недвижимости, здравоохранения, банковской сферы и т. д. Мероприятия проходят в формате круглого стола. Но важное отличие от стандартного заседания – на наших деловых завтраках более теплая атмосфера.

В этот раз дискуссия была посвящена раннему развитию и дополнительному образованию детей. Главными спикерами стали руководитель детского сада – начальной школы «Счастливое детство» Ольга Шадрина, директор АНОДО «Центр развития – детский сад №3 «Маленькая елочка» Маргарита Тихонова и руководитель информационно-издательского отдела Екатеринодарской епархии Диакон Михаил Степанков.

Что такое раннее развитие и когда его нужно начинать? Это были первые вопросы к экспертам.

«Процесс воспитания, развития, обучения детей начинается с момента их рождения. На младенца влияют окружающая среда, те условия, которые создают для него мама и папа, – отвечает Маргарита Тихонова. – Воспитание и обучение – это процесс передачи накопленного опыта и знаний, и каждому возрасту свои подходы, требования, методы и содержание. И все это – прерогатива профессионалов. Сегодня меня тревожит, что престиж педагогической профессии упал. Но в век информации, когда доступны сведения из любой области, именно наставник может оградить ребенка от ненужного, сузить огромный объем сообщений».

Не читать, а понимать

Одна из самых больших родительских ошибок, по мнению экспертов, это раннее обучение чтению. Учить складывать буквы в слоги в 3-4 года вредно и противоестественно для ребенка, эта способность запускается в головном мозге к 6-7 годам, ведь важно не просто научить читать, но и понимать смысл прочитанного. Если с этим навыком поспешить, то к первому классу ребенок будет уже перегружен учебой.

«Дайте детям наиграться! Игровая деятельность – ведущая у дошкольников, и все раннее обучение должно происходить в такой форме, – продолжает Маргарита Тихонова. – Однако игра не значит развлечение. Допустим, сегодня ребенок захотел попрыгать на батуте – его повели, зав­тра – шить иголкой, послезавтра – плавать, и в итоге он не умеет ни шить, ни плавать, ни прыгать. Любое направление должно подразумевать последовательное обучение, формирование силы воли».

Специалисты рекомендуют не распыляться в выборе кружков и секций для своих чад, но в то же время не зацикливаться только на одном направлении. Гораздо лучше, если у ребенка будет несколько видов деятельности: вокал, танцы, хореография, настольные игры, сюжетно-ролевая игра и др. В таком случае развитие будет полноценным и разнообразным.

«Предугадать будущую профессию для своего ребенка невозможно, – считает Ольга Шадрина. – Современное поколение «зумеров» (Z) отличается тем, что в 10 классе они могут выбрать одну профессию, выучиться на другую, а работать в итоге по третьей, и это нормально. А истоки возможностей берутся именно в раннем развитии, которое должно быть всесторонним».

Специалисты рекомендуют не распыляться в выборе кружков и секций для своих чад, но в то же время не зацикливаться только на одном направлении. Гораздо лучше, если у ребенка будет несколько видов деятельности.

Михаил Степанков рассказал, что предлагают сегодня подрастающему поколению воскресные школы.

«У нас в крае около 700 храмов, и почти в каждом из них открыта воскресная школа, но все они разные. Есть и крупные, и малочис­ленные, их задача – не поменять сознание детей, а раскрыть творческий потенциал. В любом таком учреждении реализовывается образовательная программа, которая посвящена творческому развитию ребят. Это и вокал, и хореография, и изобразительное искусство, и даже робототехника. Лишь десятая часть обучающего процесса отдается изучению Священного Писания».

Диакон Михаил привел в пример православный семейный центр «Зерно веры», который создавался как воскресная школа, а со временем стал местом притяжения для многих семей, где молодые мамы и папы прослушивают курс лекций по воспитанию детей, а также готовятся к предстоящему родительству.

Чем полезны игрушки?

В детских магазинах выбор игрушек столь широк, что там теряются и дети, и взрослые. Машинки и куклы сверкают, мигают, пищат и сигналят. Но такое изобилие не на пользу мальчишкам и девчонкам.

«Игрушки сегодня обесценены, современные дети могут получить практически все, что захотят. Нередко комнаты просто завалены ими, а ребенку все равно скучно, – комментирует Ольга Шадрина. – От большого количества игрушек пользы нет, только в руках педагога они играют роль, если используются как методическое пособие».

Маргарита Тихонова согласилась с коллегой:

«Обесценились потому, что воспринимаются как средство развлечения, а на самом деле игрушки нужны для исследовательской деятельности, – говорит она. – Например, малыш берет погремушку в рот, чтобы испробовать предмет на вкус, плотность и т.д. Потом он бросает ее на пол и наблюдает, что с ней произошло. И если родитель не разрешает этого делать, то не происходит эксперимента. Любую игрушку нужно покупать с какой-то целью. Допустим, ребенку дарят большого плюшевого медведя, а в чем его польза? Какой эксперимент проведет дите? Игрушка – это средство для игровой деятельности, которую организуют взрослые».

Гаджеты против родителей

Трудно представить современного человека без гаджета, и в детские руки рано или поздно попадают и смартфон, и планшет. Задача родителя в этом случае научить ребенка соблюдать цифровую гигиену и не злоупотреблять общением с устройством, проще говоря, не сидеть часами перед экраном.

«Худшее, что могут сделать мамы и папы, руководствуясь благими намерениями, это вообще отобрать гаджет у ребенка. Однако если забрать телефон, то нужно предоставить что-то взамен, причем это должно быть не менее интересное. В противном случае появляются двойные стандарты – мама подолгу сидит в смартфоне, там она смотрит видеоролики, лис­тает ленты соцсетей, общается в мессенджерах с подругами, а ребенку запрещает пользоваться устройством, – говорит Ольга Шадрина. – Бесспорно, чем позже дать чаду гаджет, тем лучше, в раннем возрасте вообще нежелательно этого делать. Но если уже ребенок «подружился» со смартфоном, то важно научить правильно и безопасно им пользоваться. Договоритесь, что нельзя сидеть перед экраном больше часа и брать гаджет в руки чаще двух раз в день».

Эксперт поделилась опытом из своей практики. В школе проводилось исследование, в котором выяснилось, что 2% детей имеют зависимость от телефона, а это и есть наиболее опасное последствие «общения» со смартфоном. Зависимость заключается в том, что дети уже не могут представить свою жизнь без гаджета и теряют интерес к любым другим занятиям. Чтобы исправить такую ситуацию, эксперт советует идти к специалистам. Заподозрить проблему можно по нескольким признакам. Например, если ребенок часами сидит перед экраном, если с криками и истерикой расстается с телефоном, если меняется поведение не в лучшую сторону и даже просто если закрались сомнения, не попало ли ваше чадо в телефонную зависимость – все это повод обратиться за помощью.

«Наши дети не слышат нас, зато великолепно нам подражают. Поэтому убирайте телефон во время еды, не вешайте телевизор на кухне, в спальне, гостиной – месте для общения. Редкий ребенок откажется провести время с родителями, поиграть с ними или пойти на прогулку, не упускайте эту возможность, не заменяйте себя гаджетами», – добавила Ольга Шадрина.

Среди гостей присутствовали представитель компании «Дирижер» Азат Шафиков и медиатор, юрист, тренер и психолог Елена Морозова. Они тоже поделились своим опытом работы в этой сфере.

«Сегодня наблюдается такая тенденция, что многие родители заинтересованы в музыкальном образовании детей, порой мамы и папы хотят больше, чтобы ребенок занимался вокалом или игре на инструменте, чем само чадо, – говорит Азат Шафиков. – Музыкальное развитие действительно полезно и влияет на становление личности, и хорошо, если педагог может привить любовь к искусству. В любом случае юных талантов важно поддерживать в их начинаниях, и иногда даже настаивать заниматься больше».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Опрос

А вы часто бываете в театре?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах