Мы все давно привыкли к тому, что сотовая связь – неотъемлемая часть нашей повседневной жизни. А значит вместе с ней в нашу жизнь прочно вошли комфорт, удобство, уверенность и… мошенники.
Чтобы обезопасить своих абонентов, сотовые операторы призывают к бдительности. Кроме того, у компании МТС, к примеру, существует целая программа по борьбе с мобильными обманщиками.
Вместе с тем к нам в редакцию приходят жалобы абонентов, попавшихся «на удочку» недобросовестных граждан и несознательных контент-провайдеров. Мы собрали самые распространенные вопросы на эту тему от наших читателей и обратились с ними к самому крупному игроку на кубанском рынке сотовой связи - компании МТС – с просьбой проконсультировать пользователей мобильной связи, как уберечься от мошенников и что делать в случае, если неприятность все же произошла.
Почему вы не предоставляете полную информацию о стоимости услуг по коротким номерам?
Олег, г.Ейск
Олег, дело в том, что развлекательные и информационные сервисы по коротким номерам предоставляют не операторы связи, а контент-провайдеры. Это организации, которые занимаются созданием и продажей различных информационных, развлекательных, платежных сервисов для использования в мобильных устройствах.
Таким образом, приобретая различный контент – мелодии, ролики, игры, справочные услуги – по коротким номерам, абоненты покупают его не у оператора связи. Следовательно, стоимость отправки сообщения на короткий номер может отличаться от стоимости отправки обычных SMS.
Чтобы у абонентов МТС был доступ к полной информации о стоимости платных услуг, МТС в марте 2012 года запустила специальную платформу информирования «Мои подписки», которая оповещает абонентов о стоимости услуг контент-провайдеров с помощью SMS в момент покупки.
Это позволяет оператору добиться стопроцентного информирования абонентов о совершаемой ими подписке и стоимости сервиса непосредственно перед покупкой услуг.
Кроме того, МТС перевела все транзакции по заказу контента на собственный веб-сайт, что помогает полностью контролировать процесс подписки и информирования абонентов.
Мы также заранее информируем абонентов о существующих у них платных контент-подписках через специальные SMS, оповещающие о стоимости подключенных услуг и способах отказа от этих сервисов.
Кстати, такой подход к решению этого вопроса дал нам хорошие дивиденды - во 2 квартале 2012 года МТС зафиксировала значительное снижение обращений абонентов по вопросам контент-мошенничества по сравнению с предыдущим кварталом.
«У меня со счета за несколько дней списалась довольно большая сумма денег несколькими платежами за некую подписку. Но я ничего не подключала. Почему мне подключили платные услуги без моего ведома?»
Ольга, г. Краснодар
Самый первый совет всем абонентам, столкнувшимся с непонятными для них списаниями с лицевого счета, - обратиться в контактный центр своего оператора сотовой связи. Совет универсальный и подходит практически к любой проблемной ситуации, в которой может оказаться пользователь.
К примеру, наши специалисты по просьбе абонента могут посмотреть, какие подписки оформлены на номере и каким образом это было сделано.
К сожалению, иногда такие подписки абоненты оформляют при посещении интернет-сайтов, на которых предлагается «бесплатно» получить гороскоп, модную диету или информацию о другом человеке или даже о вас.
Как правило, для получения нужной информации сайт просит подтвердить, что вы – не робот. Для этого чаще всего нужно ввести свой номер телефона, а потом – код подтверждения, пришедший на телефон. А где-то внизу мелким шрифтом на сайте есть информация, что данным действием абонент подтверждает свое согласие на подписку. Абонент может не обратить внимания на эту надпись, и таким образом осуществить подписку на платные услуги.
Это только один из вариантов, почему у вас могла быть оформлена подписка на платные услуги, о которой вы ничего не знаете. Рекомендация здесь может быть одна – не оставляйте свой номер телефона и личную информацию на незнакомых сайтах. Это такой же универсальный совет, как и звонок в контактный центр оператора при любом подозрении на мошеннические действия.
Мне на телефон уже не первый раз приходит сообщение с предложением поучаствовать в какой-то лотерее. Откуда мошенники взяли мой номер? У них есть доступ к базе МТС?
Марина, ст. Динская
Нет, вся информация об абонентах МТС, в том числе номера телефонов, является конфиденциальной, и может быть предоставлена только правоохранительным органам по решению суда. Базы данных абонентов защищены, и у представителей сторонних организаций нет к ним доступа.
Свои базы рассылок мошенники формируют самостоятельно. Это могут быть случайные наборы цифр, кроме того, многие из нас не отдают себе отчет в том, что когда мы регистрируемся на сайте в интернете, оформляем скидку в магазине, пишем телефон в социальных сетях, – эта информация становится доступной многим и может быть использована в преступных целях.
Что вы делаете, чтобы оградить своих абонентов от мошенничества?
Арсен, г. Майкоп
В компании МТС действует программа по борьбе с мобильным мошенничеством. Мы фиксируем все жалобы на действия мошенников и ведем работу по исключению возможности использования сети МТС для совершения мошеннических действий, проверяем номера, на которые поступают жалобы, и если обнаруживаем признаки того, что телефонный номер используется с целью мошенничества, мы его блокируем или передаем данные о нем в правоохранительные органы.
При подтверждении факта мошенничества мы проводим корректировку счета абонента и возвращаем потраченные средства. Кроме того, МТС предоставляет своим абонентам бесплатную услугу оповещения о стоимости платного SMS–сообщения («Инфоконтент»). Также мы отдельно разбираемся с провинившимися контент-провайдерами и применяем жесткие санкции в случае нарушения ими условий предоставления услуг.
Что вы посоветуете абонентам, чтобы уберечься от мобильного мошенничества?
Татьяна, г. Краснодар
Основной совет – сохраняйте бдительность. Если вы столкнулись со случаем, когда вам предлагают под различными предлогами куда-либо перечислить деньги – перепроверьте информацию. Если от имени оператора или какой-либо сторонней организации предлагают бонус, приз, отключение или подключение услуг и т.п. – перезвоните в абонентскую службу и уточните, насколько информация соответствует действительности.
Не заходите на сомнительные сайты, избегайте пиратского контента и не оставляйте свои номера незнакомым людям. Если вы все-таки столкнулись с мошенничеством – обратитесь в правоохранительные органы. Если речь идет о недобросовестном контент-провайдере – сообщите об этом своему оператору связи. Абоненты МТС могут сделать это, отправив сообщение на федеральный бесплатный телефон «горячей линии» противодействия мошенничеству 1911, или сообщения на электронную почту 911@mts.ru. Короткий номер 1911 доступен для абонента даже при нулевом и отрицательном балансе.