Москва, Санкт-Петербург, Самара, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Уфа и многие другие города сегодня «стоят». Замирает автомобильное движение как минимум дважды в день и в Краснодаре. Пока власти пытаются разрешить одну из острейших проблем современности, история подсказывает простой, но эффективный метод: важно неукоснительно соблюдать правила дорожного движения.
Такси для римлян
Вопреки распространенному мнению впервые проблема заторов на дорогах возникла не в 20-м веке, как думают большинство обывателей, а намного раньше – в первом столетии до нашей эры.
Во времена правления Гая Юлия Цезаря в Древнем Риме возникла не виданная ранее проблема: все дороги заполонили конные повозки, и движение на узких улочках практически остановилось. Чтобы освободить проезжую часть от заторов, великий реформатор распорядился ввести на некоторых улицах одностороннее движение.
С восхода солнца и до конца «рабочего дня» (примерно за два часа до его захода) был запрещен проезд частных колесниц, повозок и экипажей. Взамен вынужденным пешеходам предлагалось воспользоваться услугами конного «такси». А дабы избежать повторения проблемных ситуаций на дорогах, в древнем государстве были введены первые правила дорожного движения.
Некоторые из положений тех лет, кстати, действуют и сегодня.
Например, ограничение движения в определенное время в определенных зонах. За порядком на римских дорогах следили вольнонаемники: «водители» колесниц и повозок часто выясняли отношения на дорогах с помощью кулаков.
Но были в Древнем Риме и более «сознательные» граждане. Знатные вельможи и богатые негоцианты, чтобы не вступать в словесные перепалки и кулачные бои, высылали вперед своих колесниц скорохода, который перекрывал перекрестки, обеспечивая беспрепятственный проезд транспорта хозяев.
Бесплатное «такси» для пьяных и больных
В дореволюционной России также были свои правила. Касались они в основном работы извозчиков и регламентировали их обязанности и порядок выдачи номерных знаков, устанавливали штрафы за нарушения правил извоза и расценки на перевозку пассажиров в дневное и ночное время.
По требованию полиции владельцы санных или конных повозок были обязаны бесплатно перевозить не способных передвигаться больных или пьяных, а также тела умерших.
За вознаграждение из средств городского пожарного комитета должны были возить воду на пожар. Частным экипажам запрещалось останавливаться посреди улиц, а самим «водителям» – ездить в нетрезвом виде и нарушать общественный порядок и тишину. Нарушители карались штрафом или лишались права езды.
Надзор за соблюдением извозчиками правил несли городовые – низшие чины полиции, отвечавшие за охрану порядка на улицах.
Право стать извозчиком давалось за определенную сумму и только ранее не судимым гражданам, имевшим здоровых лошадей, чистые и прочные экипажи и «приличную» упряжь. Они обязаны были носить униформу: черную шляпу или шапку, черный или темный кафтан и номерной знак на поясе синего цвета.
Раз в год «таксисты на лошадях» должны были проходить техосмотр – являться в управу для проверки их внешнего вида, а также лошадей и экипажей.
Французы выбирают автобусы
На рубеже 19–20 веков Франция была мировым лидером по количеству автомобилей. В 1904 году на 10 000 жителей приходилось уже около 14 машин и мотоциклов. Однако и этот, по современным меркам – мини, автопарк частенько становился участником дорожных эксцессов.
В том же 1904 году в Париже было зарегистрировано 324 дорожно-транспортных происшествия с участием автомобилей. Чтобы как-то контролировать движение машин, для них были введены специальные правила.
Например, в Париже механическим экипажам запрещалось ездить и останавливаться на тротуарах, аллеях и в местах, предназначенных только для движения пешеходов. Разрешенная скорость по городу – не более 12 км/ч, а за городом – и свыше 20 км.
Один из русских журналистов, живший в то время во Франции, определял внедрение автомобиля в жизнь общества как «новый способ мешать людям жить». Автор сетовал на частые аварии с участием машин, в которых пострадали люди или домашние животные. И вообще, «какое же это удовольствие ходить по дороге, где пыль и копоть стоят столбом, и где каждую секунду приходится трепетать за свою жизнь?».
В начале 21-го века ситуация на французских дорогах стала еще более напряженной. Улучшить ее пытались и сами автовладельцы, и полиция. В 2000 году мэрия Парижа отделила на городских дорогах специальные полосы для движения автобусов и такси. За выезд на них автомобилисту полагается штраф в 400 евро.
По замыслу чиновников, выделение привилегированных коридоров для автобусов должно было устранить их основной с точки зрения пассажира недостаток – то, что они стоят в пробках вместе с машинами. Тогда автобусы стали бы ходить как поезда, по расписанию.
И результаты не заставили себя ждать: за последние три года количество машин на парижских улицах уменьшилось на 20 процентов, а 40 процентов жителей французской столицы вообще отказались от личного автотранспорта.
Многие горожане для поездки в отпуск и за город предпочитают взять машину в аренду. Так дешевле и проще. Ведь за стоянку личного авто ее владельцу приходится платить немалые деньги. Даже если машина стоит прямо под окнами дома. Для владельцев личных автомобилей предусмотрены высокие налоговые ставки и акцизы на бензин. Может быть поэтому, среди парижан так популярны малолитражки?
Как лондонцы полюбили автобусы
Первые попытки побороть автомобильные пробки в английской столице предпринимались еще в конце прошлого века: власти ограничивали въезд грузового транспорта и строили новые парковки. Однако ничего не помогало.
Разрешить проблему смог лишь Кен Ливингстон – мэр Лондона, заступивший на свой пост в 2000 году.
В 2002-м он ввел плату за въезд в исторический центр: в районы Сити, Вест-Энд, Вестминстер и Сохо, с 7.00 до 18.30 в будние дни. В остальное время посещение этих территорий на колесах – бесплатно.
Чтобы контролировать поток машин, по периметру центра повесили видеокамеры: они считывают номер пересекающего границу автомобиля и передают его в центр управления движением.
В этот же день, до девяти часов вечера, водитель обязан оплатить счет за посещение «дорогих» районов: в банке, обычном магазине или через Интернет. Иначе на следующий день такса вырастет в 10 раз!
От платы освобождены только автомобили неотложных служб, такси и мотоциклы. Скидки получили лишь жители центрального района и водители, часто бывающие в центре.
Благодаря этому нововведению только за первый год бюджет Лондона пополнился на 80 миллионов фунтов. После введения данного правила машин в центре стало на 40 процентов меньше. Так многие лондонцы были вынуждены пересесть на общественный транспорт, которого, кстати, стало заметно больше. Английские чиновники также позаботились о выделении специальной полосы для автобусов на городских дорогах.
Сдерживает желание лондонцев, любящих езду на собственном авто, и новая система штрафов: все дорожные преступления делятся на пять групп – по степени тяжести. Максимальный штраф в самой «легкой», первой, группе – 200 фунтов, в «тяжкой», пятой, – 5 тысяч. Столько заплатит водитель, рискнувший сесть за руль пьяным.
Но за прегрешения автомобилисты расплачиваются не только деньгами – им могут начислить штрафные очки. Двенадцать очков за три года – и права отбирают на шесть месяцев.
Восточная мудрость
«Антипробочная» программа стартовала в Сингапуре в 1990 году. Власти руководствовались простым принципом: ограничивай! «Чем меньше машин, тем меньше пробок» – рассудили чиновники и взяли продажу автомобилей под свой контроль.
Отныне любой гражданин, желающий обзавестись машиной, сначала должен купить специальную десятилетнюю лицензию на вождение: это право, а не права. Надо также оплатить драконовскую пошлину – 41 процент от стоимости авто и 140 – за постановку на учет.
Неудивительно, что здесь даже малолитражка не каждому по карману.
Однако, заплатив за автомобиль в два с половиной раза больше, чем европейцы, житель Сингапура знает, что никогда не попадет в родной стране в пробки. Потому как местные власти контролируют движение на всех дорогах с помощью видеокамер. И откупиться нарушителю не удастся: здесь нет коррупции.
И хотя фактически сингапурские власти лишили простых людей возможности стать автовладельцами, они предоставили им право пользоваться услугами дешевого такси. По официальным данным, таковых в Сингапуре около 25 тысяч.
Кроме того, власти минимизировали «эффект часа пик», внедрив для каждого госучреждения собственный график работы: чиновники выезжают из офиса в разное время и не создают заторов.
Вместе веселее и экономичнее
Один из немногих городов мира, который изначально создавался для большого количества транспорта, – это Нью-Йорк. Если посмотреть карту данного мегаполиса, будет хорошо видна архитектурная разбивка на кварталы посредством прямых улиц. Сетка состоит из авеню (улиц, протянутых вдоль, с севера на юг) и стрит (улиц, расположенных поперек, с востока на запад), причем над основными магистралями имеются автострады, позволяющие транзитному транспорту «насквозь» пересекать город.
В 2007 году платным стал въезд на Манхэттен: 8 долларов за легковой транспорт и 21 – за грузовой. Деньги направляют на совершенствование дорожной системы мегаполиса. Есть в городе и собственный технологичный центр управления дорожным движением.
В последнее время в Америке набирает популярность движение Carpool – совместное использование автомобилей. Прежде через объявления в газетах люди находили компанию для путешествий, чтобы сэкономить на горючем и дорожных сборах.
С появлением Интернета движение получило второе дыхание. Более того, власти Соединенных Штатов, увидев в этом способ регулировки дорожного трафика, призывают соседей и коллег по офису использовать совместно одну машину для поездок на работу.
Для легковых автомобилей с загрузкой больше одного человека выделяют особые полосы движения, позволяющие объезжать дорожные заторы в часы пик.
Как видно, способов решения проблемы автомобильных пробок существует множество.
Каждому автовладельцу сегодня ясно, что России нужны хорошие дороги и грамотное управление транспортными потоками. Но важно также и участие в процессе перемен и самих водителей. Без выполнения ПДД, проявления уважения к соседям по полосе и пешеходам, а также бережного отношения к окружающей природе никакие «ноу-хау» не помогут избавиться нам от пробок.