Эксперты от краевых властей твердят, что на Кубань въезжает столько гостей, что дорога за один летний сезон приходит в негодность. Но, похоже, специалисты юлят.
Журналист журнала «Русский репортер» внедрился в бригаду дорожников и сам увидел истинные причины частого ремонта автотрасс в нашей стране. Замешаны они не на битуме или щебенке, а на огромных деньгах.
Деньги в дыру
Попасть в ремонтную бригаду дорожников, не так просто. Во-первых зарплаты тут приличные, а во-вторых, людям со стороны не обязательно знать из чего и как ремонтируют наши дороги. Например, всем известного ямочного ремонта вообще не существует. Есть общая строка в смете «Текущий ремонт и содержание дороги» под которую выделяют бюджетные деньги.
Каждая организация сама решает, как содержать и ремонтировать. Поэтому большинство просто латают дыры, так дешевле. Каждую выбоину каток должен проходить пять раз. И он ее проходил в бригаде, где служил наш коллега... Только на бумаге. На деле же, работники просто прыгали, вбивая ногами то, что отдаленно походило на асфальт.
Остатки асфальта продавали и укладывали за отдельную плату, правда, качественно. Заказчик ведь отдельно взятый человек, он свои кровные за это платит. Это вам не государство с абстрактным народом.
Главный принцип: быстро и некачественно
Полноценный ремонт дорожного полотна позволяет заработать всем и много. Во- первых, как рассказал бригадир, чтобы выбить для себя заказ, не важно федеральный, региональный или муниципальный, надо дать «откат» заказчику.
Раньше откаты «весили» примерно 10 процентов от суммы. Сейчас доходят до 25. Иногда такие заказы получают фирмы посредники, у которых ни людей, ни техники нет. Они «перепродают» их, оставляя у себя еще порядка 20 процентов. Что же остается ремонтным бригадам, которые тоже привыкли получать сверхприбыли? Начинаются ухищрения. Которые, кстати, каждый из нас видит ежегодно на наших дорогах.
- В строительстве дороги важен сам процесс. Конечный результат вторичен, — загадочно заявляет бригадир в оранжевом жилете. — Пока идет работа, все при деле, а чтобы работа была всегда, ее надо делать плохо.
Сначала дорожники снимают асфальт, после чего, по идее, должны восстановить «подстилающий слой», заменить старый щебень. Но откаты и отмывы денег на всех уровнях не оставляют средств на ремонт дороги по ГОСТу. Поэтому люди в оранжевых жилетах снимают не десять, а пять сантиметров асфальта и кладут новый. Экономят и на битуме, вместо которого частенько используют эмульсию, порой еще и просроченную. Вместо пяти раз прохождения катком – проходят один. Так экономят на топливе и зарплате машиниста.
Сэкономить, как признается бригадир, удается до половины суммы. Срезать деньги можно разными способами, главное знать где и как. Например, не выполнять обязательных техусловий. Есть такое понятие - «разуклонка» (когда середина трассы должна быть чуть выше боков, чтобы дождевая вода стекала на обочины) зачастую существует только на бумаге, ведь на середину дороги потребуется больше асфальта, и больше времени для соблюдения технологий. Экономят и на качестве всех материалов. Ведь никто не проверит!
Хотя в стране был прецедент жесткой проверки. Правда, не со стороны властей, а со стороны общественности. Произошло это в Первоуральске, где инициативная группа вплотную взялась за дорожников и котнтролировала их работу каждый день. В результате, вместо заявленных четырех с половиной тысяч квадратных метров дорог строители отремонтировали шесть без дополнительных финансовых вливаний.
Чем хуже, тем лучше
Судя по всему, плохие дороги в нашей стране будут всегда. Как признается руководитель строительной бригады, раньше откат был ниже, это позволяло гарантировать качество на три года. Теперь дороги практически не служат дольше года. Зато «дань» на самом верху гарантирует, что дорожные работы примут в любом случае. То, с какой частотой ремонтируют дороги Кубани, порой вполне приличные, тоже, похоже, говорит о высоких откатах и вседозволенности.
- Плохие дороги - это в чем-то даже хорошо, - признается бригадир. - Множеству людей это дает работу. Кто-то ремонтирует трассу, кто-то машины, разбитые на этой трассе. Кто-то делает асфальт, кто-то строит дома тем, кто взял откат. В общем, разбитая дорога обеспечивает занятость куче народа не хуже, чем какие-нибудь инновации. И в том, чтобы этот процесс не прекра-щался, заинтересованы миллионы людей.
Вот вам и вся арифметика! Однако, как признаются строители, если не воровать и соблюдать все технологии, можно сделать дорогу, которая прослужит до 8 лет. Но кому это надо?
Олимпийская дорога смерти
В нашем крае 45 тысяч километров автодорог. Порой, кажется, без надобности. Но есть участки столь разбитые, по которым просто опасно ездить. Такова трасса Краснодар-Новороссийск. Правда, если на ней только выбоины, то сочинскую трассу можно смело назвать дорогой смерти. Это признают и специалисты.
Стоит вспомнить, сколько раз за минувший год дорога попросту «уползала». Прошлой зимой и веной она трижды просела после ударов оползней. Построенная как трасса третей категории, магистраль не выдерживает такого количества легковушек, а главное большегрузов, которые везут по ней строиматериалы в олимпийский Сочи. Неужели власти Краснодарского края не были осведомлены о ее состоянии, когда подавали заявки на столь амбициозный и дорогой проект, как Олимпиада?
Весной руководитель Федерального государственного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог по Краснодарскому краю Федерального дорожного агентства» признавался, что на трассах Джубга-Сочи и Адлер – Красная Поляна, по предварительным подсчетам, около 140 оползневых участков.
Стало ли их меньше в преддверье новой зимы, и какие горе-бригады ремонтировали данный сложный объект?
Не так давно обвалился после дождей участок дороги под Геленджиком. Казалось бы, край набирает обороты, к нам идут субсидии из федерального бюджета. Куда девается вся эта куча средств?
Если простому журналисту удалось выяснить, как на самом деле чинят дороги, то властям об этом известно и подавно. Получается, что слугам народа это на руку, как и дорожникам?
До тех пор, пока не произойдет смена людей во власти, мы по-прежнему будем дураками, за чей счет зарабатывают все кому не лень, и награждают нас такими горе-дорогами на которых каждый день мы рискуем своими жизнями.