Краснодарский край, 23 января – АиФ-Юг. Николай Антонович Ворощук никогда не пройдет мимом нуждающегося в помощи человека. «Вдруг это вопрос жизни и смерти?», - считает он. В свои 74 года мужчина ведет активный образ жизни, поет в хоре, осваивает интернет и по-прежнему старается всем помогать.
Досье | |
---|---|
Николай Ворощук родился в 1938 году, он самый возрастной представитель Новороссийского волонтерского центра. Капитан дальнего плавания III ранга, участник событий Карибского кризиса |
Любой ценой сохранить мир
«АиФ-Юг»: - Николай Антонович, посмотришь на современное поколение и просто поражаешься: любая проблема выбивает из колеи, а стресс – вообще вечный спутник так называемых» успешных людей». Нам не хватает моральной закалки?
Н.В.: - Думаю, да. Поколение, пережившее войну, умеет радоваться всему: любому хорошему дню, погоде, событию.
Я войну помню с пяти лет - с 1943 года. Мы жили возле Виницкой железной дороги, где располагалась ставка Гитлера. Авиационные обстрелы были делом привычным. Как только в воздухе начинали гудеть самолеты, бежали в лес – прятаться.
Один раз осколок снаряда вонзился в дерево, возле которого мы как раз проходили. Еще бы чуть-чуть и… Но самое тяжелое время оказалось после войны, когда везде царил голод. Я опух от недоедания да еще заболел воспалением легких. Мать боялась, что уже не вытащит. Но обошлось. Многие из нас пережили серьезные лишения, беды, гибель родных. Постоянно приходилось бороться за жизнь. Конечно, это закаляет. Правда, тогда люди были немного другие. Доверяли друг другу, поддерживали. Сейчас такое ощущение, что каждый сам по себе и за себя. Но ведь это неправильно.
В одни ворота
«АиФ-Юг»: - Со времени Карибского кризиса прошло 50 лет. События того периода рассекретили только сейчас. Тяжело было находиться в самом пекле?
Н.В.: - Я служил тогда на грузовом судне. Эти корабли принимали живейшее участие в тех событиях. В 1962 году в условиях строжайшей секретности мы перевозили «сельхозтехнику» и «сельхозрабочих». Связь с родными не разрешалось поддерживать, на берег тое никто не сходил. В Балабановке под Одессой загружали судно, капитану вручили закрытый пакет, который можно было открыть только после прохождения Дарданелл. А там узе было указание следовать на Кубу. Перевозили «рабочих»-военных тоже тайно. Люди днем, в адскую жару, сидели в трюмах, и только ночью им можно было выйти на палубу, чтобы хоть немного освежиться.
Когда повернули на Кубу, перед нами выросла цепь американских судов, которые провоцировали столкновение. Нельзя было ни обойти их, ни поддаться на провокации. Мир тогда был такой хрупкий. А тут еще над нами завис американский самолет. И не отстает. Летит, чуть ли не цепляясь за мачты, пилот жесты оскорбительные делает. Но самое страшное было, когда к нам на палубу с жутким воем полетело что-то огромное. Думали – все, бомба. Вот тогда я и поседел. Но оказалось, что это всего лишь бочка с просверленными дырками. В отверстия проходил воздух, от этого и страшные звуки.
Кстати, на Украине моряков–участников Караибского кризиса приравняли к участникам боевых действий с причитающимися выплатами. А наш тогдашний президент Борис Ельцин заявил, что поскольку флот торговый, то и опасностей никаких не было. Значит, и участниками боевых действий из считать не стоит. Тогда я об этом особо не задумывался, а сейчас выживаю на свою скудную пенсию, и мне обидно. Наше поколение жило с мыслью: все на благо государства. Жаль, что у государства нет желания отблагодарить людей, которые служили ему верой и правдой.
Вечный тимуровец
«АиФ-Юг»: - На пенсию моряки уходят рано. Казалось бы, отдыхай себе спокойно. Но вам такая жизнь не по душе?
Н.В.: - Думаю, пока человек может приносить пользу обществу, он должен это делать. К пенсионерам в России относятся предвзято. Могут принять либо в сторожи, либо во дворники. А чаще всего советуют оставаться дома. Но ведь пожилые люди могут принести пользу и своей работой, и опытом, и советами Нельзя прожитую жизнь сбрасывать со счетов.
«АиФ-Юг»: - А как вы попали в волонтерский центр?
Н.В.: - Как раз из-за тяги к активной жизни. В детстве я был тимуровцем, наверное, это осталось в крови. Вы не представляете, какое удовольствие испытываешь, когда тебе говорят «спасибо» от чистого сердца. Никаких денег ненужно. Поэтому и примкнул к добровольцам.
Надо бороться с равнодушием в нашем обществе, слишком часто оно стало встречаться. К примеру, большинство из нас спокойно пройдут мимо человека, лежащего на лавочке или земле. Скажут, что пьяный. А ведь на самом деле ему может быть просто плохо. Родственник моей жены так умер. Упал на улице, стало плохо, никто вовремя не помог
А я просто хочу, чтобы неравнодушных людей стало больше. Вот в волонтерский центр меня приняли. Работаю с молодежью, сам душой становлюсь моложе. Осваиваю английский язык, Интернет. Мечтаю побывать на Олимпиаде не просто как зритель, а как участник-волонтер. Оказаться в гуще событий. Только так, по-моему, следует жить!