Автошкол на Кубани огромное количество. В Краснодаре на каждом шагу объявления с заманчивыми предложениями срочно переквалифицироваться из пешехода в водителя. Из-за растущей конкуренции цены на услуги автошкол падают. Еще два года назад пройти курс обучения в среднем стоило около 20 тысяч рублей. Год назад уже можно было найти предложения за 15 тысяч. Сейчас предлагают и за 12 тысяч с небольшим. Каково же качество обучения? С первого раза экзамены в ГИБДД по итогам прошлого года сдали не более 28% учеников. По итогам 2012-го - 30,8%.
Но в конечном итоге и «недоучки» получают водительское удостоверение и оказываются за рулем. Получается, только вопрос времени, когда свежеиспеченный водитель создаст аварийную ситуацию.
Упор на теорию
У Марины Орловой стаж вождения 8 лет. Училась в 2006 году, обучение длилось два с половиной месяца. Упор делали на теорию, а на практические занятия было выделено всего 20 часов.
- Инструктор занимался со мной час, а заставлял расписываться за два. Я возмутилась, дошла до руководства, и он отзанимался со мной все положенное время. Теорию я сдала слету и на отлично, а вот вождение - с горем пополам. Получила права, но садиться за руль опасалась. По большому счету, я умела заводить машину, глушить и ехать по ровной дороге. Поэтому пришлось брать инструктора и продолжать учиться, - рассказала девушка.
С тех пор ситуация не изменилась. Елена Новикова, жительница пригорода Краснодара, соблазнилась невысокой ценой обучения в одной из городских автошкол. За весь курс обучения (а это всего два месяца) просили 14 тыс. 900 руб., включая расходы на бензин. Разве не заманчиво?
- Машина уже давно стояла во дворе без дела. Только муж иногда садился за руль. Я и подумала - почему бы нет? И подала документы в автошколу. Выбирала учреждение по двум критериям: близость к работе и стоимость. Месяц - теоретические занятия. В основном преподаватели пересказывали содержание брошюры с ПДД, некоторые разделы и вовсе предлагали изучить самостоятельно, - вспоминает Елена.
Невысокая стоимость обучения привлекла многих желающих. И время инструкторов в автошколах расписано по минутам. Фактически первое занятие начинается в 7 часов утра, а последнее заканчивается в восемь вечера. Нагрузка огромная, но так автошколы компенсируют низкие цены на обучение. Правда, на отношении инструкторов к своим подопечным это порой также отражалось.
- Мой инструктор с самого начала демонстративно удивлялся, где берут таких «тупиц», что даже не знают простейших основ движения. По его мнению, я должна была сесть и поехать. Но я никогда даже не пробовала ездить за рулем, каким образом должны были появиться соответствующие навыки, непонятно. И занятия постоянно переносил: мол, учеников много, не успевает, - рассказывает Светлана Сокольникова, жительница Краснодара. - Пришлось потребовать замены инструктора.
Впрочем, даже те, кому попались дисциплинированные инструкторы, не были застрахованы от проблем на экзамене. По мнению водителей со стажем, обучавшихся когда-то не меньше полугода, два месяца - слишком мало. И если в автошколах «лояльно» относились к своим экзаменуемым, видимо, чтобы не портить репутацию, то в ГИБДД было гораздо сложнее.
- С первого раза из нашей группы сдали только два человека. Да и то не уверена, что все дело в их отличных знаниях и навыках. Ездили же поодиночке, как там сдавали, неизвестно, - говорит Елена. - Были такие, которые пришли сдавать экзамен уже в пятый раз. Я поездку по городу «завалила». И, если честно, поняла, что сама не сдам. Пришлось искать связи.
Права девушка все-таки получила. Но… машина по-прежнему стоит в гараже. Ездить девушка боится.
- Аварии на нашей трассе наблюдаю каждый день. И мне очень страшно встретиться с таким же новичком-выпускником, как я сама. Мало ли, как люди права получают. К тому же случись что - мотор закипит или еще что, не смогу справиться с проблемой. Ведь с устройством машины в автошколе нас так и не познакомили, - вздыхает Елена.
Почем права?
Сами инструкторы говорят, что вся проблема в стоимости обучения. Мол, кто будет добросовестно учить за копейки?
- Чем меньше стоимость обучения, тем меньше зарплата инструктора. Соответственно, интерес к работе падает. В Москве, к примеру, курс обучения стоит от 35 тыс. руб. Понятно, что там все дороже, но тем не менее - все-таки стоимость более сопоставима с уровнем жизни, нежели у нас, - считает Алексей Соловьев, инструктор. - А от того, найдут ли взаимопонимание инструктор с учеником, зависит 90% успеха. В принципе, научить водить машину можно любого человека. Главное - желание. Иногда приходят представители «золотой» молодежи, которым родители машину купили. Они уверены - и права им тоже купят. Но человеческую жизнь не купишь и не слепишь.
Еще одна проблема - Интернет. Много сайтов, которые предлагают получить права, не выходя из дома. Компании обещают предоставить такое свидетельство, которое не вызовет подозрений у проверяющих органов. Правда, сами сотрудники ГИБДД доверять подобным обещаниям не советуют - опытный инспектор всегда отличит фальшивку от настоящего документа.
Наверное, многие автолюбители знают, что можно найти возможность незаконно получить права и через нечистых на руку инспекторов ГИБДД. Правда, официально фактов коррупции по вопросу сдачи экзаменов на права не подтвердили.
Тем не менее ситуация складывается настораживающая. Водителей каждый год выпускаются десятки тысяч. Об уровне знаний и умений каждого остается только догадываться. По большому счету пострадавшему в аварии все равно, из-за кого произошло данное ДТП - новичка или водителя со стажем. Но если все-таки подойти к вопросу обучения с большим вниманием, то хотя бы эту категорию аварий удастся свести к минимуму.