Все живы, машина цела
- Сдала вождение в автошколе! С первого раза! – делится радостью знакомая.
- Действительно сама сдала? Не платила? – удивляюсь, памятуя об удивительной способности этой знакомой дезориентироваться в пространстве и все понимать с десятого раза.
- Ну да. Сама. Правда. В городе на клумбу наехала, но инструктор сказал: ничего страшного.
- Так ты заехала на клумбу и все равно засчитали сдачу?
- Да. А что тут такого? Запрещающих знаков не было. Все живы. Машина цела…
Вот такие «полуфабрикаты» выпускает автошкола!
Была надежда на ГИБДД: вдруг таким горе-ученикам права не выдают? Однако все надежды рухнули, когда через две недели знакомая пришла хвастаться новеньким удостоверением. На вопрос «как?» лишь многозначительно улыбнулась.
Чуму учат чайников
В Краснодаре насчитывается более 30 автошкол. Все они обещают золотые горы. Тут и занятия в удобное для вас время, и просторные классы с наглядными пособиями, и тренажёр-стимулятор, на котором познаете азы вождения. Всего за 2 месяца и 20-30 тысяч рублей вы станете отличным водителем.
В идеале нужно прослушать 106 часов теории и на протяжении 50 часов ездить за рулем авто. В реальности все не так гладко. Правила дорожного движения большинство действительно учат: платят за «теорию» единицы. А вот с остальным дела плохи.
МНЕНИЕ | |
---|---|
Руководитель краснодарской ассоциации автошкол Вячеслав Гутманов: - Пограмму подготовки водителей изменили в 2010 году. Сейчас она состоит из пяти частей: изучение основ законодательства в сфере дорожного движения, устройство и техническое обслуживание автомобиля, основы безопасности управления транспортным средством. Последний пункт - практическое обучение вождению. Если бы все автошколы готовили по этой программе добросовестно, ситуация на дорогах могла бы измениться в лучшую сторону. |
Работа двигателя, системы охлаждения, топливной системы, рулевого управления – в лучшем случае вам это покажут на макете, в худшем – даже не заикнутся, что это такое и где находится. А зачем?
Большинство учащающихся в автошколах сегодня – девушки, знать такие подробности им, видимо, необязательно.
Под «опытным инструктором» понимается человек, у которого стаж вождения не менее трех лет. Какое-либо педагогическое образование не требуется. Во многих автошколах инструктор обучает на собственной машине. Понятно, что, опасаясь за свое авто, рулить и нажимать на педали будет чаще всего он, а не ученик.
Тем временем в Краснодаре сотни тысяч машин ежедневно выезжают на трассы. Как говорят опытные водители, на дороге важно думать не только за себя, но и «за того парня». А этому, к сожалению, в автошколах не учат. Не говоря уже о культуре вождения и экстремальных ситуациях.
- Вся проблема в том, что автошколы готовят человека к сдаче экзаменов в ГАИ, но это не значит, что вы будете чувствовать себя за рулем уверенно. Это как в школе: «натаскивают» учеников на ЕГЭ, но не учат применять знания на практике, - считает водитель с 25-летним стажем Александр Мельников.
Крутишь баранку, а за тобой следят
- Мы всего лишь готовим водителей к сдаче экзаменов, мы не выдаем им водительские удостоверения, - открестились в одной из краснодарских автошкол.
И действительно, не они решают, давать права или нет.
Как уверили нас в МРЭО ГИБДД главного управления МВД России по Краснодарскому краю, сейчас прием экзаменов ужесточен. В автомобиле много камер: крутишь баранку, а за твоими руками, ногами, головой пристально следит видеооко. Особая гордость – автоматизированный автодром.
Человеческий фактор сведен до минимума.
Но, не смотря на такие, казалось бы, жесткие меры, с начала нынешнего года молодые да зеленые со стажем вождения до двух лет попали почти в шесть тысяч аварий (это 25% от общего числа ДТП), в которых пострадали более 200 и погибли 15 человек. И с каждым годом эта цифра растет с пугающей быстротой.
Чтобы стать водителем, сегодня достаточно выполнить три упражнения на автодроме и покататься по городу по давно известному маршруту максимум 15 минут. Согласитесь, в жизни необходимо больше умений, чем «змейка», «горка» и «заезд в гараж».
… Разговорившись со знакомой, все-таки узнала, как она получила права. 12 тысяч рублей – и экзаменатор закрыл глаза на то, что водить автомобиль девушка явно не умеет. И проблема с видеокамерами в машине за эту сумму решается легко.